Систематизация полугрошей Сигизмунда Августа

Re: Систематизация полугрошей Сигизмунда Августа

Сообщение Mciri » 04 апр 2013, 20:55

А по мне, так один и тот же тип погони (непосредственно ТИП). Отличия конечно могут быть и они есть, но это уже зависит от руки мастера, копирующего образец, но в то же время, вносящего только ему присущие особенности. Эти мелкие особенности не вносят кардинальных или просто существенных изменений, поэтому обе погони, как я понимаю, нужно относить к одному типу.
scio mi nihil scire
Аватара пользователя
Mciri
Супермодератор
Супермодератор
 
Сообщения: 572
Зарегистрирован: 18 фев 2012, 22:41
Благодарил (а): 50 раз.
Поблагодарили: 365 раз.

Re: Систематизация полугрошей Сигизмунда Августа

Сообщение Mciri » 04 апр 2013, 21:00

Виктор, обращая внимание на то что 1563 резан разными людьми я пытался навести на мысль анализа руки мастеров на монетах с Божьей милостью и без. Мне просто бы было интересно не пересекаются ли мастера на обеих монетных дворах. Может я подробности какие либо не знаю, так....просто мысль прошла.
scio mi nihil scire
Аватара пользователя
Mciri
Супермодератор
Супермодератор
 
Сообщения: 572
Зарегистрирован: 18 фев 2012, 22:41
Благодарил (а): 50 раз.
Поблагодарили: 365 раз.

Re: Систематизация полугрошей Сигизмунда Августа

Сообщение Alexmak » 04 апр 2013, 21:23

Продолжаю перебирать и пересматривать фото :D постепенно едет крыша :D прихожу к выводу, что в теме полугрошей как в металлопластике - похожи, но разные.....каждый является своего рода "уникальным" :lol:
Пересмотрев по годам и типам получилась вот такая небольшая подборочка 1546-1550. :smile:

Изображение
Изображение
Изображение

Продолжение следует.... :D
Лучше будь прост да честен, чем умен и лжив. /Софокл/
Аватара пользователя
Alexmak
 
Сообщения: 1307
Зарегистрирован: 18 фев 2012, 20:30
Откуда: Нясвiж
Благодарил (а): 897 раз.
Поблагодарили: 762 раз.

Re: Систематизация полугрошей Сигизмунда Августа

Сообщение батя » 04 апр 2013, 21:36

wiktor писал(а):мне кажется, что слева образец, а справа более поздняя копия, сделанная не очень старательно (забыли про ножны), а как Вы думаете это один тип Погони?

Сравните типообразующий объект на фото и Вы увидите, что коник на одном длинее, на другом короче и никак не может быть одним типом.
Вложения
1.jpg
1.jpg (244.14 КБ) Просмотров: 4452
батя
Супермодератор
Супермодератор
 
Сообщения: 189
Зарегистрирован: 26 фев 2012, 19:00
Откуда: Беларусь, Гродно
Благодарил (а): 101 раз.
Поблагодарили: 151 раз.

Re: Систематизация полугрошей Сигизмунда Августа

Сообщение батя » 04 апр 2013, 21:39

[quote="Alexmak"]Продолжаю перебирать и пересматривать фото :D постепенно едет крыша :D
Похоже она съехала и у меня. Наверное надо взять тайм-аут. :P
батя
Супермодератор
Супермодератор
 
Сообщения: 189
Зарегистрирован: 26 фев 2012, 19:00
Откуда: Беларусь, Гродно
Благодарил (а): 101 раз.
Поблагодарили: 151 раз.

Re: Систематизация полугрошей Сигизмунда Августа

Сообщение wiktor » 05 апр 2013, 19:44

Alexmak писал(а):Продолжаю перебирать и пересматривать фото постепенно едет крыша

Alexmak писал(а):Похоже она съехала и у меня. Наверное надо взять тайм-аут.


Пока наши, глубокоуважаемые коллеги, догоняют свои уехавшие крыши, позволю себе поразмышлять над вопросом: а что такое тип изображения Погони?

Я не случайно выставил ряд полугрошей с 1546 по 1556 гг., хотел показать, что изображение герба Погони не было одинаковым в течение многих лет, а происходило постепенное изменение (как человек изменяется с годами: детство, молодость,… зрелый возраст). В середине XVI века Погоня переходит из династического герба Гедиминовичей в государственный герб Великого княжества Литовского. Наибольшие изменения происходили в те годы, когда происходили перемены в государстве или на монетном дворе появлялись новые люди: резчики штемпелей, минцмейстеры, управляющие или арендаторы.
Мы научились находить мелкие отличия на гербах, но самоцель не сравнить штемпеля (мы не проводим поштемпельный анализ), а найти знаковые отличия, произошедшие на монетах при реорганизации монетного производства.

Я считаю, что под типом Погони следует понимать ту «видимую часть айсберга» под которым находится определенный этап в истории производства полугрошей на монетном дворе – минце.
Резкое изменение рисунка герба Погони происходило не случайно, а под влиянием определенных событий, если мы о них ничего не знаем, это не значит, что их не было. Надо искать первоисточники, т.е. изучать историю монетного производства в ВКЛ.

Под типом Погони следует понимать – изображение герба, который использовался в определенный исторический этап монетного производства (при одном резчики штемпелей, минцмейстере, управляющем или арендаторе).

Мы должны выделить знаковый признак (или признаки), общий для всех монет этого исторического периода, но не встречающийся на иных монетах, а остальные мелкие отличия, меняющиеся во времени, считать второстепенными, т.е. не являющимися типоопределяемыми. Тогда резко уменьшится количество типов Погони, а выделение типа Погони будет обусловлено иконографией монеты и историческими предпосылками.

P.S. Напомню, что аналогично шла эволюция, т.е. менялись гербы на иных номиналах монет, битых в те годы. Появление ранее использованного герба на более поздних монетах (и наоборот) закономерно вызывает подозрение в правильности датировки этих монет. (Пример: выпуск «широких» трояков и шостаков 1562 г. с гербом, аналогичным с гербом на двуденариях 1570 г.)
Последний раз редактировалось wiktor 05 апр 2013, 20:00, всего редактировалось 1 раз.
wiktor
 
Сообщения: 48
Зарегистрирован: 03 мар 2013, 18:37
Благодарил (а): 58 раз.
Поблагодарили: 90 раз.

Re: Систематизация полугрошей Сигизмунда Августа

Сообщение wiktor » 05 апр 2013, 19:55

Немного теории по поводу изготовление монетных штемпелей.

Напомню, что в годы правления Сигизмунда Августа (1544-1572) монетное производство находилось на высоком общеевропейском уровне. Монетные штемпеля никто не резал вручную. Вспомним, что винтовой пресс в европейском книгопечатании стали использовать сто лет перед этим, в середине XV в. Эта технология была перенята книжниками из монетного производства. Винтовой пресс использовали в монетном производстве, в первую очередь для изготовления штемпелей. Изготавливали пуансоны отдельных букв и рисунков гербов, которые с помощи винтового пресса поочередно вдавливали в мягкую, не закаленную, стальную заготовку образцового штемпеля. Высота букв могла немного «плясать» по высоте. В саму круговую легенду вдавливали ровно столько букв, сколько этих букв было задумано при разметке штемпеля. Это не случайное количество (сколько вместилось), а строго определенное. Случайностей здесь не было. Каждая новая партия монет, точнее каждую новую партию серебра, поступающего в минцу для передела в монеты, метили иным сокращением букв в конце легенды на обеих сторонах монет: L, LI, LIT, LITV, LITVA.

После завершения вдавливания нужного количества букв и гербов, штемпель подвергали термической обработке – закалке и небольшому отпуску, чтобы уменьшить его хрупкость и растрескивание. Металл становился твердым и мог служить матрицей для изготовления модельного штемпеля.

Мягкую заготовку модельного штемпеля вдавливали винтовым прессом в образцовый штемпель. Несовершенство производства и непостоянство качества металла позволяло получить очень не большое количество модельных штемпелей. На модельном штемпеле было нанесено изображение монеты, в привычном для нас виде. Штемпель подвергался доработке: выравнивали высоту букв и гербов, подправляли мелкие детали рисунка. (На более ранних монетах (XIV-XV вв.), для которых сразу готовили рабочие штемпеля (без копирования из модельных штемпелей), видна разная высота букв и деталей рисунков)
Затем снова закалка – отпуск металла.

Изображение
Рабочие штемпеля для чеканки полугрошей Сигизмунда Августа (1544-1572) готовили аналогичным образом с помощью вышеописанных модельных штемпелей. Обычно, более сложный рисунок, т.е. занимающий большую часть поверхности штемпеля наносили на нижний штемпель. Сам штемпель был более массивным, с основанием большого диаметра и острым шипом для крепления в колоде. Верхний рабочий штемпель был в виде удлиненного цилиндра. При этом закалке подвергали только рабочую часть штемпеля, тыльная часть цилиндра была более мягкая и постепенно деформировалась в процессе штамповки.

Например, у скульптора, резчика по камню, рабочее зубило имеет «тыльник», по которому ударяют молотком, значительно пластичнее, мягче, чем твердость металла самого молотка, иначе будешь постоянно менять молоток, а не зубило.

Полугроши Сигизмунда Августа штамповали с помощью молотового снаряда для чеканки монет. Зная твердость монетной заготовки, площадь монетного кружка, высоту рельефа на монете, можно рассчитать необходимое давление при штамповке, т.е. рассчитать массу молота и высоту его подъема или же установив одно значение - высчитать вторую величину, но эта отдельная тема для иного нашего разговора.

P.S. Вы обратили внимание, что большинство монет (около 375 пробы ) того периода имели диаметр около 19-21 мм. все, что было больше требовало более мягкий высокопробный металл. Широкие гроши 1535-36, трояки и шостаки 1562 года имели очень плоский рельеф. Штемпеля не выдерживали больших нагрузок и быстро выходили из строя.
Изображение

Если вы придерживаетесь иной точки зрения по этому вопросу, предлагаю высказать своё мнение.
wiktor
 
Сообщения: 48
Зарегистрирован: 03 мар 2013, 18:37
Благодарил (а): 58 раз.
Поблагодарили: 90 раз.

Re: Систематизация полугрошей Сигизмунда Августа

Сообщение батя » 06 апр 2013, 09:50

wiktor писал(а):
Alexmak писал(а):Продолжаю перебирать и пересматривать фото постепенно едет крыша

батя писал(а):Похоже она съехала и у меня. Наверное надо взять тайм-аут.

Пока наши, глубокоуважаемые коллеги, догоняют свои уехавшие крыши, позволю себе поразмышлять над вопросом: а что такое тип изображения Погони?

Даааааа! Летаем быстро! (Это не реклама! Это из рекламы!)


По нашей теме.
Понимаю, что Вы хотите сказать. Условно типы погони на полугрошах можно разделить на 7 типов. Это типы: 1-й (первый), 2-й, 3-й, 4-й, 7-й, 8-й и 9-й, как это сделано в каталоге "Монеты Великого княжества Литовского....". Кстати откуда пошло такое разделение? Кто был первоисточником?
батя
Супермодератор
Супермодератор
 
Сообщения: 189
Зарегистрирован: 26 фев 2012, 19:00
Откуда: Беларусь, Гродно
Благодарил (а): 101 раз.
Поблагодарили: 151 раз.

Re: Систематизация полугрошей Сигизмунда Августа

Сообщение батя » 06 апр 2013, 10:19

Вот типы из предыдущего поста
Вложения
тип 4.jpg
тип 4.jpg (106.91 КБ) Просмотров: 4402
тип 7.jpg
тип 7.jpg (40.27 КБ) Просмотров: 4402
тип 8.jpg
тип 8.jpg (40.75 КБ) Просмотров: 4402
тип 9.jpg
тип 9.jpg (40.94 КБ) Просмотров: 4402
батя
Супермодератор
Супермодератор
 
Сообщения: 189
Зарегистрирован: 26 фев 2012, 19:00
Откуда: Беларусь, Гродно
Благодарил (а): 101 раз.
Поблагодарили: 151 раз.

Re: Систематизация полугрошей Сигизмунда Августа

Сообщение батя » 06 апр 2013, 10:22

Продолжу...
Вложения
тип 1.jpg
тип 1.jpg (48.33 КБ) Просмотров: 4402
тип 2.jpg
тип 2.jpg (43.61 КБ) Просмотров: 4402
тип 3.jpg
тип 3.jpg (46.61 КБ) Просмотров: 4402
батя
Супермодератор
Супермодератор
 
Сообщения: 189
Зарегистрирован: 26 фев 2012, 19:00
Откуда: Беларусь, Гродно
Благодарил (а): 101 раз.
Поблагодарили: 151 раз.

Пред.След.

Вернуться в 2.Нумизматика/ Нумiзматыка

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1