Беларусь. Пинск.

(Истории, рассказы, фото и видеоотчеты по краеведению, о путешествиях, отдыхе и туризме, посещении исторических мест, музеев, выставок/ (Гісторыі, апавяданні, фота і відэасправаздачы па краязнаўству, аб падарожжах, адпачынку і турызме, наведванні гістарычных месцаў, музеяў, выстаў))

Беларусь. Пинск.

Сообщение Gen » 27 фев 2012, 02:29

Изображение

Пинск (белор. Пінск, укр. Пинськ) — город областного подчинения, центр Пинского района Брестской области Беларуси. Население Пинска составляет около 130,6 тыс. человек. Площадь Пинска — 5048 га. Название по расположению на реке Пина, левом притоке Припяти; гидроним от пин 'остановка, пристань, омут на реке, запруда'.

Культурный и исторический центр Пинска — площадь Ленина — географически находится на окраине города, на берегу реки Пины. Пинск считается одним из исторических и культурных центров Полесья.

Изображение

Пінск - адзін з самых улюблёных
маіх гарадоў. Ён, як Гродна, мае
сваю фізіяномію. Гэта Горад з
вяікай літары...

Многа, дужа многа паспеў ён
наашчардзіць і назапасіць,
нягледзячы на шаблі заваёўнікаў.

У. Караткевіч


Изображение


ПИНСК — один из древнейших городов Беларуси. Первое летописное упоминание о нем в Ипатьевской летописи относится к 1097 году.

Город находится в узле рек, текущих в Балтийское и Черное моря. Здесь когда-то пролетал древний путь из “варяг в греки”.

В период Киевской Руси входил в состав Турово-Пинского княжества. Выгодное географическое положение способствовало его быстрому росту и развитию. С конца ХII в. определяется как столица самостоятельного Пинского княжества. В начале ХIV в. Пинск вошел в состав Великого княжества Литовского, В 1385 г. между Великим княжеством Литовским и Польшей была заключена уния — соглашение о союзе, что позволило объединиться для совместной борьбы против Тевтонского ордена. Решающее сражение с тевтонскими завоевателями произошло в 1410 г. у Грюнвальда.

Среди сражающихся был и Пинский полк. В 1521 г. Польский король Сигизмунд I упразднил Пинский удел и передал город своей жене королеве Боке. Сохранившиеся описи середины ХVI в. рисуют стремительный рост города. В 1569 г. между Великим княжеством Литовским и Польшей заключена новая уния об объединении в государство Речь Посполитую. Пинская и Берестейские земли были объединены в Брест-Литовское воеводство. Пинск стал уездным центром. В 1581 г. город получил магдебургское право и свой герб: на красном поле щита золотой лук с натянутой тетивой и стрела со стальным наконечником. Магдебургское право затем подтверждалось в 1589, 1633, 1650, 1785 гг.

В результате войн город неоднократно подвергался по- жарам и разорениям, особенно в период национально-освободительной войны 1648—1654 гг., русско-польской 1654—1667 гг., Северной войны 1700—1721 гг. После раздела Речи Посполитой в 1793 г. Пинск отошел к России и стал уездным городом Минской губернии. В первой половине ХIХ в. Пинск становится значительным торгово-ремесленным центром Полесья.

Однако первая, а затем вторая мировые войны нанесли городу большие потерию. В годы Великой Отечественной войны с июля 1941 г. по июль 1944 г. Пинск был оккупирован немецко-фашистскими захватчиками, уничтожившими свыше 69 тысяч мирных жителей города и военнопленных. Фашисты вывезли оборудование промышленных предприятий, подорвали многие здания, угнали на работу в Германию тысячи пинчан. В Пинске и окружающих его районах действовало патриотическое антифашистское подполье и мощное партизанское движение, в том числе соединение под командованием В.З.Коржа.

Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение

История Пинска в датах

10-9-е тысячилетие до нашей эры - заселение территории западного Полесья.

XI в.
1097 г., 5 ноября[/b] - упоминание о Пинске в "Повести временных лет" как о городе, входившем в состав Туровского княжества. Владимиро-Волынский князь Давид Игоревич, стремясь обострить отношения великого князя Киевского (и Туровского) Святополка Изяславовича и своего соседа князя Василька Ростиславича Теребовльского, наговаривает, будто Василько намерен захватить его Туровские владения.

XII в.
1158 г. - Туровское княжество восстанавливает свою независимость. Туров и Пинск выдержали осаду войск киевлян и союзных с ними дружин.
1183 г. - выделение Пинского княжества в самостоятельное с княжением династии от Ярослава Юрьевича, первого князя Пинского,правнука Святополка Изяславича.

XIII в.
1-я половина XIII ст. - набеги литовцев на Волынь через пинские земли и ответные походы волынян на Литву.
1263 г. - письменное упоминание о православном храме - монастыре в предместье Леще - религиозном и просветительском центре Пинщины. По преданию, здесь жил летописец Митрофон.

XIV в.
1-я половина XIV ст. - окончательное вхождение Пинского княжества в состав Великого княжества Литовского. На местном престоле утверждается княжение от сына Великого князя Гедимина Наримунта (в крещении Глеба). XIV столетием датируется наиболее древний в истории города рукописный памятник - пинское Евангелие.

XV в.
1410 г., 15 июля - участие пинское хоругви в Грюнвальдской битве против крестоносцев.
1-я половина XV ст. - основание католического монастыря ордена францисканцев (по другим сведениям - 1396г.) После перестроек 1510-11 г., 1712-30 гг. архитектурный комплекс, в который входят костел Успения девы Марии (кафедральная Базилика (с 1996 г.)) и бывший монастырь, - одна из наиболее древних сохранившихся в Пинске культовых построек.
1471 г. - как часть королевских владений Пинское княжество передается княгине Марье - вдове Семена Олельковича, владевшео Киевом. Её зять Фёдор Боровский (ум. в 1521 г.) являлся последним пинским князем.

XVI в.
1506 г. - свидетельство о существовании еврейской общины.
1527 г. - последний набег в окресности города крымских татар.
1520 - 1556 г. - управление Пинском королевой Боной Сфорцой. Образование староства (1539 г.).
1561 г. - первое упоминание аптекаря "места Пинскага".
1566 г. - установление границ Пинского повета; учрежден Пинский земский суд (2 февраля).
1581 г., 12 января - город получл магдебурское право (право на самоуправление) и герб. "Стефан. Божьей милостью король Польский, великий князь Литовский... К лепшему пожитку и порядку наших мещан и обывателей места нашего Пинского привесити, ижбы тех в таковом подрядку пожитки и доходы скарбу нашего размножены были, тым подданным места нашего Пинского право Немецкое, которое Майдебурским названо есть, даем...".
В самом конце XV - начале XVI веков местным мастером "попом Анания" были созданы небольшие резные иконки из дерева (С.-Петербург. Ресский музей). В привилегии от 1525 года говорится о живописце навоше. Тем же столетием отмечено время написания иконы Богоматери Одигитрии Иерусалимской (Пинск. Варваринская церьковь).

XVII в.
1623г. - возведение пинской ратуши (не сохранилась).
1630 - 1675 г. -строительство комплекса иезуитского коллегиума - престижного духовного учебного учреждения, дававшего и светское образование.
1633 г. - начало деятельности школы при православном братстве (начало XVII в.).
1640 г. - постройка Большой синагоги (не сохранилась).
1648 г., сентябрь - востание горожан против религиозных и социальных притеснений. Пинчуки вместе с отрядом казаков А.Небабы пытались противостоять регулярным войскам Речи Посполитой.
1655 г., октябрь - разграбление города воеводой Д.Волконским в Русско-Польскую войну (1654-1667).
1690 г. - пинский староста Король Дольский основал предместье Каролин (восточнее современной ул.Советской), которое объединилось с Пинском только в XIX в. С конца XVI ст. здесь существовал бастионный замок князей Дольсих, познее - Вишевичских (не сохранился).
На разные годы XVII ст. приходятся времена пребывания в Пинске святых Русской Православной Церкви игумена Брестского Афанасия Филипповича, игумена Макария Пинского, а так же каталического мученика Андрея Боболи.

XVIII в.
1706 г., май - июнь - во время Северной войны (1700 - 1721 гг.) Пинск заняли шведские войска во главе с королем Карлом XII. при иезуитском коллегиуме начинают работать: с 1706 г. - аптека, с 1727 г. - театр, м 1729 г. - типография.
1700 - 1782 гг. - Строительство костела Карла Баромея.
1786 г. - возведение костела ордена бернардцев (с 1830-х гг. - Варваринская церьковь).
1784 - 90-е гг. - строительство дворца Бутримовича.
После второго раздела Речи Пасполитой Пинск входит в состав Российской империи, Минского наместничества, затем - центр уезда Минской губерни (1796 г.).
1794 г. - составлен наиболее старый из сохранившихся планов города.

XIX в.
1804 г. - найден редкий монетный клад -шесть золотников Владимира Святославовича (850 - 1015 гг.) и византийские монеты.
1812 г.- отряд полковника Жевахова разбил под Пинском отряд французов.
1855 г. - появились первые частные пароходы пинских владельцев.
1858 г. - заложен городской парк. 1 августа открыта гимназия.
Существует мастерская художественной светописи.
1866 г. - появление банковской конторы.
1868 г. - установлен телеграф.
1876 г., июль - положено начало регулярных наблюдений на метеорологической станции.
1879 г. - памятная книга Минской губернии сообщает о традиционных пинсих ярмарках: Троицкой и Онуфриевской (июнь).
1880 г. и 1898 г. - появились гвоздичный и фанерный заводы Лурье.
1882 г. - прокладка южной ветки Полесских железных дорог.
1885 г. - работал судостроительный и механический завод О'Бриена де Ласси. Спустя десять лет был реконструирован.
1892 г.- открыта спичечная фабрика "Прогресс-Вулкан".
1893 г. - забастовка рабочих железнодорожных мастерских.
1894 г. - нарисована Пинская мадонна (А.Ромер. Кафедриальный костел).
1896 г. - осуществлены первые архелегические исследования на месте древнего города (А.И.Миловидов).

XX в.
1904 г. - появление телефонной сети общего пользования.
1910 г., сентябрь - выход в свет газеты "Пинский листок"; 9 декабря - открытие концертного зала.
1911 г., ноябрь - первые сеанци кинематогрофа.
1915 - 1919 гг. - оккупация кайзеровской Германией.
1919 г., 28 января - освобождение города частями Красной Армии и партизанами. Установление Советской власти. 5 марта - вторжение польских войск.
1920 г., июль - наступление Красной Армии на запад и временное восстановление в крае Советской власти.
1921 г, 7 сентября - случился большой пожар. Огнем уничтожена практически вся центральная часть города.
1921 - 1939 гг. - Пинск - центр повета Полесского воеводства Польши.
1924 г. - основан Пинский краеведческий музей. Открыт в 1926 г. Ныне - Музей Белорусского Полесья.
1939 г., 20 сентября - вхождение в состав БССР. С 4 декобря город - центр Пинской области, несколько позже - и района.
1939 г. - созданы судоремзавод (с 1961 г. - судостроительно-судоремонтный завод), молочный завод ( в 1965 г. выстроены новые корпуса).
5 июля 1941 г. - 14 июля 1944 г. - оккупация немецко-фашискими захватчиками.
В июле 1941 г. - создан подпольный горком ЛКСМБ, а в сентябре 1943 г. - горком КПБ(б). Действовало антифашиское подполье, на Полесье борьбу с врагом вело Пинское партизанское соединение.
1942 г., осень - массовые расстрелы гитлеровцами узников гетто.
1944 г., 14 июля - День освобождения Пинска. К 1950 г. разрушенное народное хозяйство Пинска было восстановлено.
1946 г. - построен городской пищекомбинат (с 1976 г. - консервный завод).
10 августа началось движение по первому маршруту городского автобуса.
1949 г. - организован опорный пункт Белорусского Нии картофелеводства и плодоовощеводства.
1939 - 1954 гг. - работал Пинский областной драматический театр.
1954 г., 1 августа - ликвидирована Пинская область.
1956 г. - создан литейно-механический завод, ныне ОАО"Пинский опытно-механический завод".
1958 г. - создан комбинат хлебопродуктов.
1960 г. - вошел в строй завод тскусственных кож (галантерейный цех - 1959 г.).
1962 г., 18 мая - Пинская ТЭЦ включена в единственную энергосистему республики.
1964 г., июль - начало ретрансляции телевизионных программ.
1965 - 1968 гг. - строительство и пуск первой очереди комбината верхнего трикотажа (ОАО"ПТО"Полесье").
1965 г., 7 мая - открытие Пинской картинной галереи.
1966 г., декабрь - образован стройтрест №2.
В Пинске создано Главное управение по осушению земель и строительству совхозов нр Полесье.
1967 г., ноябрь - зажжен вечный огонь у монумента павших от немецко-фашистских захватчиков освободителям Пинса.
1971 г. - на базе существующих деревообрабатывающих предприятий создано производственное объединение "Пинскдрев" (ныне - ЗАО "Пинскдрев").
1976 г. - строится городской Дом культуры.
1979 г. - вошол встрой завод "Камертон". Посроен ДК "Трикотажник".
1982 г. - сданы в эксплуатацию детская бальница и поликника.
Родился стотысячный житель Пинска - Ирина Смолина.
1984 г. - открыта городская многопрофильная больница (с 1981 г. действовала новая поликлиника.
1985 г. - построен спорткомплекс ДОСААФ. Спустя год на нем состоялся 1-й чемпионат Европы по мотоболу. Мотобол в Пинске известен с 60-х годов. В 2004 году на XIX европейском первенстве в Пинске сборная Беларуси впервые стала чемпионом. Выпустил продукцию завод средств малой механизации и металлоконструкций. Открылся Дом культуры и спорта стройтреста №2.
1986 г. - создано ПО "Кузлитмаш". В объединение вошли предприятия литейного оборудования (1971 г.) и кузнечнопрессовых автоматических линий (1976 г.).
1987 г., январь - введен в строй новый автовокзал.
1996 г. - впервые в спортивной истории города завоеваны олимпийские награды.Ярослава Павлович и Тамара Давыденко из экипажа лодки-"восьмерки" финишировали с третьим результатом. Это произошло на XXVI Играх в Атланте.
1997 г. - торжественно отмечен 900-летний юбилей Пинска.
1999 г., сентябрь - в Пинске состолся республиканский праздник - День белорусской письменности и печати. 2000 г. - начало газификации.

XXI в.
2001 г., июнь - пастырский визит Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Освещение Свято-Федоровского собора.
2002 г., 28 июня - открытие памятника партизанам Полесья.
2003 г., июнь - проведение первого съезда ученых - уроженцев Пинска и Пиншины.
2006 г., 14 марта - открытие Полесского драматического театра.
2006 г., 1 сентября - Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко открыл Полесский государственный университет.
2006 г., Октябрь - проведение первой универсальной выставки-ярмарки "Пинские торги "Пинта-2006". Разработан Генеральный градостроительный план развития Пинска.
2007 г., июнь-август - начата масштабная реконструкция площади Ленина (главной площади города).
2007 г., сентябрь - г.Пинск отметил своё 910-летие!
2007 г., 20 сентября - состоялось освящение и установка на звонницу Св.-Феодоровского собора "пинского" колокола-двухтонника, изготовленного на пожертвованиях горожан.
Под эгидой отдела культуры подготовлен и растиражирован компакт-диск "Песни нашего города". В него вошло 14 композиций пинских авторов и исполнителей.
Пинская региональная типография по заказу горисполкома осуществила выход в свет второго издания книги "Древни Пинск" доктора исторических наук, профессора П.Ф.Лысенко.
Записаны компакт-диски с фильмом о Пинске.
Аватара пользователя
Gen
Краевед
Краевед
 
Сообщения: 325
Зарегистрирован: 19 фев 2012, 15:51
Благодарил (а): 466 раз.
Поблагодарили: 189 раз.

Re: Беларусь. Пинск.

Сообщение Alexmak » 27 фев 2012, 09:15

Геннадий - СПАСИБО! :smile:
Лучше будь прост да честен, чем умен и лжив. /Софокл/
Аватара пользователя
Alexmak
 
Сообщения: 1312
Зарегистрирован: 18 фев 2012, 20:30
Откуда: Нясвiж
Благодарил (а): 899 раз.
Поблагодарили: 765 раз.

Re: Беларусь. Пинск.

Сообщение valdemar1 » 27 фев 2012, 10:23

Спасибо :good: Позновательно!
Трэба дома бывать частей.Трэба дома бывать не гостем.
valdemar1
 
Сообщения: 575
Зарегистрирован: 18 фев 2012, 22:28
Откуда: Минск
Благодарил (а): 818 раз.
Поблагодарили: 390 раз.

Re: Беларусь. Пинск.

Сообщение vint-kop » 27 фев 2012, 11:19

А говорили одни болота. Очень интересно было почитать. Набережная у Вас просто шикарная. Спасибо. :Bravo:
Ах, поля мои, борозды милые,
Хороши вы в печали своей!
Я люблю эти хижины хилые
С поджиданьем седых матерей.
Аватара пользователя
vint-kop
 
Сообщения: 42
Зарегистрирован: 24 фев 2012, 22:29
Откуда: Полоцк
Благодарил (а): 41 раз.
Поблагодарили: 39 раз.

Re: Беларусь. Пинск.

Сообщение Gen » 27 фев 2012, 16:30

Продолжая повествование о столице Полесья, хотелось бы упомянуть о важных и неизменных составляющих моего родного города.
(тема будет редактироваться и пополняться)

Пинские болота

Заречье

Самый крупный и непрерывный участок пинских болот лежит между реками Ясельдой, Припятью и Стырью, называется Заречьем. Этот участок пересекается бесчисленным множеством рек, рукавов и протоков, то соединяющихся, то снова разделяющихся. Отдельные песчаные холмы среди болот, покрытых то камышами и лозою, то представляющих открытые видные поверхности, заняты небольшими деревнями, число которых доходит до 70. При вскрытии рек, когда воды их сливаются, Заречье представляет одно обширное озеро, среди которого, как на островах, рассеяны уединенные друг от друга населенные местности. Сухопутное сообщение между ними прекращается тогда обыкновенно на 2 месяца, сообщение же на лодках сопряжено с большими трудностями, а во время бурь даже и с опасностью. То же повторяется и при осенних разливах, хотя и летом, особенно после продолжительных дождей, болота задерживают сообщение или делают его даже невозможным. Впрочем, в сухое лето многие болота превращаются в прекрасные сенокосы и пастбища, тут прокладываются дороги, так что местность утрачивает характер безусловной непроходимости, которым она отличается в дождливое время.
Изображение
Изображение
Изображение

Пинчуки

"... не магу не пакінуць тут урывак з маёй улюбёнай главы "Припятское полесье", адносна кулінарна-пабытовых асаблівасцяў палешукоў. Гэта як развіццё тэмы ў працяг да мінулай загадцы:

Пінчукі. 1838г.
Изображение

Не много крестьян, не только в Белоруссии, но и в других местах, имеют такую обильную и даже прихотливую пищу, как Полешук. Мы уже упомянули, что он охотник и рыболов, а как для охоты, так и для рыболовства ему нет надобности ходить далеко. У него все под рукою. Вот почему у него за обедом вы встретите дикую утку, рябчика, бекаса, куропатку; продавать некому, в город идти далеко, да и не всегда возможно. Он и съедает в свое удовольствие, а ежели появится Еврей-покупщик, ему стоит только немного потрудиться — и дичи сколько угодно. Он скуп на порох и не считает дичь достойною зарядов. Заряды он прячет на лося, на дикого кабана или дикую козу. Для дичи он придумал иные способы. Для нее ему достаточно палки и сети. Он выдумал так-называемую манькуту, т. е. чучело, устроенное наподобие птицы, под которой посыпается зерно гречихи. Тетерева слетаются к манькуте и, когда их соберется десяток или два, Полешук затягивает их в сети и потом бьет палкою. А то есть у него и другой способ. У него приспособлена ручная утка, которой лапки он прикрепляет к деревянному кружку, вокруг посыпает зерно и пускает кружок на воду, обыкновеннно в кустарники. Кружок прикрепляется длинною бечевкою к шесту, вколоченному в землю, а в кустарниках расставлено много силков. Ученая утка подымает гвалт, селезни летят к ней и падают в силки. Таким образом добывают десятки, даже сотни селезней. Их солят в боченках, коптят как ветчину и, если есть возможность сбыта, продают на месте, или же передают на коммиссию своим землякам, ежегодно отправляющимся для сбыта рыбы, дичи и т. п. в Вильно и другие города. Зайцев Полешуки не жалуют и редко убивают.

Полешук лакомится и лучшими сортами рыбы. Ее так много, и она так дешева, что от продажи выручается очень мало; но и самая продажа возможна только при случае, когда Еврей завернет в деревню, ехать же для этого иногда за 50 и даже за 100 верст в город или местечко нет возможности даже летом. Зимою, на базарах, за лучших сортов мерзлую рыбу платят от 3 до 5 коп. за фунт. И несмотря на такую дешевизну, в местах, недалеко от базара отстоящих, рыболовы получают по сто и более рублей за одну рыбу. Этого мало. В местах, где представляется особенно удобная ловля рыбы, некоторые из поселян исключительно занимаются рыболовством и заготовляют сушеную рыбу в больших количествах. Вьюнов, отличающихся здесь особенным вкусом, нанизывают на тоненькие прутики, поджаривают на огне, а потом сушат. Этого рода торговцы развозят свою рыбу по разным городам, в особенности же едут в Киев и Вильно, где еще с XV столетия на Большой улице, в части, называемой "амбары", Пинчуки продают свои товары, как-то: сушеную и копченую рыбу, свиное сало, окорока, разнаго рода ветчину, соленых уток в бочонках, сушеные грибы и т.п. Кроме того продают воск, мед, холст, особую тонкую ткань (по-польски называемую rzędzina) для завешивания окон для защиты от нападения мух и комаров, шляпы, картузы домашняго изделия, плетеные из мелких деревянных прутиков или пластинок, лук и разные огородные овощи. Жители Давид-Городка и Петрикова присылают своей работы непромокаемые сапоги, пропитанные дегтем, продававшиеся в прежнее время по рублю сер.! Из виленских доходных городских росписей за прежнее время видно, что торговля этого рода была весьма значительна. Но барышами пользуются преимущественно мещане, жители городов и местечек, коим крестьяне продают свои произведения, или же вручают на коммиссию. Жители более отдаленных мест, для которых сообщение затруднительно, вовсе не участвуют в этой розничной торговле, ограничиваясь только продажею дичи, рыбы и других предметов, кочевникам Евреям, посещающим их деревни и от перепродажи получающим значительные барыши. Впрочем Евреи сбывают эти предметы на ярмарках христианам, мещанам торговцам, разъезжающим по большим городам. Ярмарки на Полесье вообще весьма оживленны, сосредоточивая все классы населения. Для людей замкнутых в тесной среде, не покидающих своих жилищ целые месяцы, понятно, ярмарка имеет особенный интерес и она даже весьма картинна.(...)

Cяляне з ваколіц Пінска, 1871 г.
Изображение

Может случиться, что у Полешука в неурожайный год не хватит хлеба, но в дичи и рыбе у него никогда не бывает недостатка. Прибавьте к этому необыкновенное обилие грибов, которые он сушит и солит, ягод разных пород, орехов, наконец обилие меду. В садиках у него водятся фрукты, в огородах — огородные овощи.

Из этого мы видим, что, несмотря на отчужденность Полесья от всего Мира, на замкнутую его жизнь среди болот и водных разливов на целые месяцы, жизнь Полешука в материальном отношении вполне обеспечена и даже при существовании крепостного права предоставляла ему много средств заработка, особенно в прибрежных местах у пристаней и близ городов и местечек. (...)

Лугов даже у самого бедного Полешука такое обилие, что он не всегда в состояниии собрать все сено. Только в местах ближайших к городам и местечкам сено имеет какую-нибудь ценность, до такой степени ничтожную, что за большой воз дают едва 10 фунтов соли.

Зато Полешуки, как мы уже говорили, вообще держат много скота. Местные условия дозволяют даже беднейшим крестьянам содержать много свиней. Любимая пища свиней, жолуди, здесь в изобилии. Замечательно то, что во многих местах хозяева на целое лето выгоняют своих свиней в лес и до глубокой осени вовсе не заботятся об них. Лесная природа, болота, жолуди — представляют для свиней всевозможные удобства. Они жиреют и плодятся в лесу. Оригинальна оборона свиней от волков и даже медведей. Свиньи всегда держатся вместе, ходят гурьбой; в случае нападения на них, они умеют так тесно сплотиться, образуя четырехугольник и забрав всех меньших в средину, подымут такой рёв, что и самые свирепые волки не решаются сделать на них нападение, а были случаи, когда одиночные волки были растерзаны свиньями.

Осенью для хозяев много хлопот возвратить в деревню одичалое стадо свиней. В этом успевают только женщины, которые прошлою зимою кормили их. Они умеют приманить их к себе, голос их узнают старые свиньи и после многих, иногда продолжительных ухаживаний, следуют за женщинами, а за старыми идут и молодые. Является мужская помощь, и таким образом, постоянно заманивая голосом и бросая ломти хлеба, приводят их в деревню. Пинчуковское сало и копченое мясо славятся в Литве и конечно доставляют хозяевам большие выгоды..."

Взято из интернета.



"Пинчук по своему физическому строению, по языку и по одежде отличается от белоруса. Во всех отношениях он примыкает к жителям Волынского Полесья; следовательно, пинчуки принадлежат к малорусскому племени. Пинчуки редко бывают высокого роста; почти всегда он среднего роста, широкоплеч, плотного сложения.
Высокорослые и сухопарые составляют исключение. Лицо пинчука широкое, крупное, со значительно более выдающимися скулами, чем у белоруса. Цвет волос преобладает чёрный; светлорусых очень мало и они встречаются преимущественно среди женщин. Женщины также крепкого сложения, коренасты, круглолицы и большей частью с серыми глазами. Вообще пинчук отличается силой и здоровьем, несмотря на болотистую местность, в которой живёт. Быть может, этому способствует относительный достаток населения, который можно заметить, проезжая по Пинщине; наконец этому способствует обилие мясной пищи, так как дичи и рыбы водится множество, а пинчуки — прекрасные охотники и рыболовы.

Одежда пинчука проста. Головной убор мужчин состоит из барашковой шапки, которая летом заменяется соломенной шляпой местной работы. Иногда носят также войлочные широкополые шляпы немецкой работы. Чёрная или коричневая свитка белорусского покроя, красный пояс, облегающий талию в несколько обхватов, наконец «куртка» – небольшая коротенькая курточка до пояса – вот и весь костюм пинчука.

Женская одежда состоит из длинной сорочки с длинными рукавами, расшитыми узорами, домотканой красной или синей суконной юбки, надеваемой обыкновенно по праздникам, в будние дни женщины носят холщовую юбку – «спадницу», наконец набрасывают сверху «куртку» почти такого же покроя, как и мужская, но с вырезком на груди. Головной убор замужних женщин состоит из «намитки», надеваемой самым разнообразным способом. Вся одежда, таким образом, составляется из домашнего материала.
Общий вид пинской деревни мало чем отличается от белорусской. Обилие лесного материала сказывается на размере построек: избы вообще обширны, и двор у хорошего хозяина обнесён рядом основательно сделанных построек. Домашняя жизнь пинчука носит очень мало следов городской культуры, особенно в глухих селениях. Все предметы домашнего обихода сделаны руками обитателей избы: не только самовар и керосиновая лампа составляют здесь большую редкость, но в доме пинчука не всегда найдёте жестяную кружку, которую заменяет здесь дедовский деревянный ковш. Хороший хозяин-пинчук нехотя обращается даже к соседней мельнице, которую заменяют ручные жернова. Таким образом обстановка пинчука отличается большим консерватизмом, чем обстановка белоруса. Это тем более замечательно, что часть мужского населения Пинщины ежегодно отправляется на сплав.

Изображение

Пинчуки – незаменимые плотовщики для тех плотов, которые идут вверх по Припяти. Плоты эти представляют собою корабельный лес, клепку и вообще дорогие сорта леса, который приготовляется на верхнем Приднепровье и идёт по Припяти и каналам на Западный Буг и Вислу в Данцих. Такие плоты устраиваются в виде длинных полос, и каждая полоса поручается известной партии пинчуков. Несколько человек тянут на бечёвках плоты, идя по береговой дорожке, а двое или трое, стоя на плоту, отталкивают концы его от берега. Если на речном берегу нет удобной тропы, то все плотовщики гонят дерево при посредстве шестов («един»). Работа эта очень трудная, требующая не только навыка, но и громадной физической силы.
Неудивительно поэтому, что крепкий, здоровый пинчук является незаменимым бурлаком.

Но зато тяжёлая работа пинчука требует сильного подкрепления, которое плотовщики находят в водке. Одно из непременных условий, которое ставится в контракт, заключаемый плавщиками с их хозяином, — это известное количество водки, которое он должен отпускать еженедельно.

Кроме того, когда требуется усилить работу, когда на реке свирепствует буря и противный ветер мешает движению вверх по реке, приказчики немедленно прибегают к раздаче водки для усиления работы. Вообще вся обстановка сплава такова, что неминуемо развращает пинчука, приучая его к злоупотреблению спиртным. Редкий работник приносит из сплава домой какие-нибудь жалкие остатки из своего летнего заработка: всё обыкновенно пропивается в пути.
Пьянство ведёт за собой буйство. Скромный, смирный в домашней обстановке, пинчук является буйным и сварливым во время сплава. Когда плоты приближаются к какому-нибудь прибрежному городу или местечку, всегда можно наблюдать любопытную картину: базарные торговки запирают свои лавочки, снимают товар с ларей и поспешно удаляются: всем хорошо известны привычки пинчука, который под влиянием выпитой водки начинает буйствовать. Печально, что и случаи убийства и падения пьяных в воду обычны среди плотовщиков.
Привычка къ пьянству, пріобрѣтенная на плотахъ переносится и въ семейную обстановку. Вотъ почему пьянство среди пинчуковъ является очень распространеннымъ зломъ, которому подвержены не только мужчины, но и женщины, и дѣти. Сплавъ и пьянство заражаютъ селеніе, даже цѣлыя волости. Мужчины отбиваются отъ земледѣльческихъ работъ, сдавая ихъ на руки женщинамъ, которыя не всегда умѣютъ справиться съ дѣломъ. Вообще надо замѣтить, что одни села крѣпко держатся земледѣлія, а изъ другихъ многіе уходятъ въ сплавъ. Наблюдатели очень хорошо подмѣтили, какъ постепенно привычка къ сплаву проникаетъ въ то или иное село. Сначала необходимостью отхожаго заработка соблазняются бобыли и бѣдняки, потомъ на сплавъ начинаетъ уходить молодежь изъ болѣе зажиточныхь семействъ. Сплавъ мало по малу ведетъ къ обнищанію болѣе или не менѣе устойчивыхъ хозяйствъ, и все село уходить на лѣтніе заработки; крѣпко держатся только сельскіе богачи. Проѣзжая по Пинскому уѣзду, нетрудно отличить деревню съ чисто земледѣдьческимъ характеромъ отъ деревни, гдѣ преобладаетъ уходъ на сплавъ; относительная зажиточность и довольство, хорошо воздѣланыя поля, старательно обстроенные дворы бьютъ въ глаза въ одномъ случаѣ, бѣдность и почти нищета—въ другомъ.

Духовная жизнь пинчука богата своеобразными особенностями. Старинный ритуалъ обрядовой жизни охраняется здѣсь свято, хотя въ этомъ отношеніи замѣчается меньше формализма, чѣмъ у бѣлоруссовъ. Пинчукъ такъ же хорошо знакомь съ нечистой силой и ея служителями, какъ и бѣлоруссъ, но и въ данномъ случав пинчукъ отсталъ отъ бѣлорусса, такъ какъ далеко не склоненъ въ такой крайней степени къ суевѣрію, какимъ отличается бѣлоруссъ. Но есть одна сторона, которая въ духовномъ обликѣ пинчука необыкновенно привлекаетъ всякаго, кто попадаетъ въ Пинщину,— это его лирическія пѣсни. Музыкальность составляетъ выдающуюся черту въ характерѣ пинчука. Онъ обладаетъ громаднымъ запасомъ пѣсенъ, преимущественно лирическаго содержанія. Преобладающій мотивъ лирическихъ пѣсенъ— грустный, заунывный, оставляющій на душѣ тяжелое впечатлѣніе. Преимущественно поють женщины всѣхъ возрастовъ, а мужчины — только въ молодости; степенные мужики—не охотники до пѣнія. При этомъ преобладаетъ любовь къ хоровому пѣнію. Въ лѣтній вечеръ подъ праздникъ и въ праздничный день молодежь цѣлаго селенія высыпаетъ на улицу и распѣваетъ хоромъ пѣсни. Такъ ходять и поютъ до разсвѣта. Звучные голоса далеко разносятся по полямъ и лугамъ и будятъ ночную тишину лѣса. Многіе пѣвцы и пѣвицы обладаютъ прекрасными голосами, звучными и сильными. Къ пѣснѣ пинчукъ относится съ особенной любовью, вполнѣ серьезно, съ глубокимь чувствомъ, и грустный мотивъ пѣсни вызываетъ и въ пѣвцахъ, и въ слушателяхъ тихое, грустное настроеніе. Пинчукъ любитъ не только пѣніе, но и музыку. Впрочемъ музыкальный инструментъ, который распространенъ въ пинскихъ селахъ, нельзя признать особенно мелодичнымъ. Пинчуки дѣлають трубы изъ вербовой коры; трубы эти имѣютъ иногда весьма почтенные размѣры, напр. въ 8—10 четвертей длины. Дѣлаются онѣ изъ вербы такимъ образомъ: весною выбирается верба, по возможности безъ сучковъ и вѣтвей, распаривается, и тогда дѣлается продольный разрѣзъ коры; когда стволъ извлеченъ, кора обвязывается во многихъ мѣстахъ лозовыми прутьями; заливаются малѣйшія дырочки смолою и вставляется въ узкій конецъ мундштукъ, послѣ чего труба готова. Впрочемъ звукъ, извлекаемый изъ такой трубы, грубъ и слышенъ верстъ на пять; выдуть звукъ непривычной грудью очень трудно, но деревенскіе парни разыгрываютъ на нихъ пѣсни различныхъ мотивовъ, конечно наиболее простыхъ. Иногда составляется небольшой оркестръ изъ такихъ трубъ."

Россія. Полное географическое описание Нашого Отечества. Настольная и дорожная книга для русскихъ людей. Под редакцией В. П. Семенова. Том IX – Верхнее Поднепровье и Бѣлоруссия. – Санкт-Петербургъ. – изданіе А. Ф. Девріена. -1905.




Пинская шляхта

В XX в. в Пинском повете застенковая шляхта составляла около 18% от всего населения.

Шляхетская культура

Шляхта была открытым сословием воюющих господ, в массе своей — малоземельной («дробной») «неаристократической» знатью, во время войны превращавшейся в дворянское ополчение. Тем не менее, даже бедные шляхтичи четко дистанцировали себя от «хлопов».
Шляхтичи отличались обостренным чувством собственного достоинства — «гонором» (лат. honor — честь) и демонстративной храбростью. Короля воспринимали как равного себе «пани-браты» и всегда оставляли за собой право на отказ послушания королю (рокош).
Чувство солидарности и равенства шляхтичей выражалось в том, что каждый из заседающих в сейме обладал правом вето.
При доминирующем католицизме шляхта была весьма веротерпима, было много православных и протестантских шляхтичей.
Основными занятиями большинства шляхты в мирное время были охота, пиры, танцы и прочие галантные увеселения.


XVI век. В городе продолжает править зять княжны Марии Федор с ее дочерью Еленой. Они заложили хорошую экономическую основу для развития города и края. Много земель, а Полесье в то время было мало заселено, раздают заслуженным людям. С их легкой руки 6 октября 1507 года дается грамота пинскому боярину Данилу Иртишевичу на земли и людей в деревнях Молодово, Поречье, Кротово, Полкотичи, Достоево. Его два сына Иван и Семен взяли фамилии по названиям деревень. Первый стал Достоевским, а второй Полкотицким. Никто тогда не предполагал, что потомок Ивана станет великим знатоком душ человеческих, разоблачителем бесов, имеющих до сегодняшнего дня нехорошую привычку совращать христианские души.

Не прост, но интересен путь этого рода на полесскую землю. Есть сведения, что в 1389 году некий Аслан Челебимурза ушел из Золотой Орды в Москву. Великий московский князь Дмитрий Донской крестил беглеца, дал ему фамилию Ртищев, женил на мавре Зотовне Житовой и отдал в услужение своему двоюродному брату князю Серпуховскому и Боровскому. Земли последнего были и в Литве возле Кременца (сейчас Украина). Его потомок в 1456 году уезжает в Литву, а еще позже уже следующий наследник Федор Иванович Ярославич получает от короля в подарок Пинск, куда и переселяется со своим слугой, боярином Данилой Ивановичем Иртишевичем.

Достоевский и Полкотицкие имели многочисленных потомков, занимали различные должности в Великом княжестве Литовском. Позже одна из ветвей Ивана возвратилась назад на Волынь и Подолье и в конце концов замкнула круг в России, а Полкотицкие остались на месте. Эта фамилия встречалась в метрических книгах еще в начале прошлого века возле Иванова. О татарском происхождении Достоевских говорит их родовой герб "Радван”, на котором видны полумесяц, шестиугольная звезда и два вооруженных татарина.

А Пинск жил своей жизнью. В 1523 году город переходит во владение королевы Боны, которая продолжает политику освоения края, активно заселяя малообжитые земли Полесья. На это указывают документы о возникновении в первой половине XVI века новых поселений. Угодья раздавались не только заслуженным людям, но и простым крестьянам. Типичный тому пример — семья некоего Полюха, выходца с Мозовии, получившего в 1526 году землю в Серниках Пинского повета (ныне Заречнянский район Украины). В 1537 году королева Бона за их трудолюбие и верность надает членам семьи шляхетское звание. Сегодня Полюховичи — наиболее распространенная фамилия на Пинщине.

Разраставшемуся населению нужна была для земледелия сухая земля. Дикая природа Полесья, хоть и очень богатая, уже не могла удовлетворить спрос на продукты питания. Бона, вероятно, первая властительница, которая подумала о мелиорации. Современные топографические карты доносят память об этом до наших дней. По восточной окраине города Кобрина в Днепро-Бугский канал идет канал Боны. К этому же времени относится се попытка осушить болота южнее Кобрина. Есть сведения, что по ее же указанию сделан еще один канал — от Пинского замка до деревни Стытычево (в 5 километрах от Пинска) к своему хозяйственному двору. Правда, его предназначение, может быть, было больше транспортное. Канал существует до сих пор.

И еще справка о пинской шляхте. Исследователь ее традиций в 20 — 30-х годах текущего столетия Роман Горошкевич делит пинскую шляхту по происхождению на три группы: шляхту местную — например, Литвиновичи, Горегляды, Шоломицкие, Качановские, пришлую — Рамульты, Богатко, Карповичи, татарского происхождения — Бут-Гусаимы, Каллауры, Орды.

В 1793 году Полесье, его шляхту встретило большое несчастье, связанное со вторым разделом Речи Посполитой. Земли эти отошли к Российской империи. Значительная часть шляхты была лишена прав, приблизилась к положению государственных крестьян. 125 лет, с 1793 по 1918 года, звание пинской шляхты было преследуемо.

Население пинского Полесья, шляхта в том числе, принимали активное участие в освободительной борьбе за свою независимость в восстаниях 1830 - 1831 годов и в 1863 году. Многие были сосланы в Сибирь, не всем было суждено вернуться обратно на Пинщину.

Недолгим был и период возрождения шляхетских традиций в нашем столетии. К началу сентября 1939 года на пинском Полесье в поветах Пинском, Луненецком и Столинском проживало около 35 тысяч человек (114 фамилий) потомков пинской шляхты. Заселяли они 170 деревень и хуторов. Больше всего селилось в Пинском повете (около 20.000 душ в 81 деревне), в Лунинецком повете (около 5.000 душ в 48 деревнях), в повете Столинском (около 10.000 душ в 40 деревнях)





Пинские евреи
Первые евреи появились в Пинске в 1506 году, а расцвет общины пришёлся на XIX век, когда её численность многократно выросла.

Пинские евреи читают Мишну (1924 г.)
Изображение

К 1914 году 49 из 54 промышленных предприятий города принадлежало евреям.К четвёртому разделу Речи Посполитой, в 1939 году, 75% населения Пинска составляли евреи, община насчитывала 20 тысяч человек.

Пинск. Еврейский магазин.
Изображение

Началом конца общины стала Первая мировая война и события, за ней последовавшие. Нацисты уничтожили ещё около 17 тысяч человек. Большая часть из оставшихся в живых уехали из СССР в 1970-е. К настоящему времени еврейская община Пинска насчитывает около 700 человек (столько было в начале XVII века), в Беларуси она считается одной из наиболее многочисленных и активно действующих. Власти города вернули общине и одну из бывших синагог.
Под Пинском родился первый президент Израиля Хаим Вейцман, здесь у бабушки семь детских лет провела Голда Меир, родители президента Микрософта Стива Баллмера и модельера Ральфа Лорена также отсюда, и Баллмер даже в прошлом году в Пинск приезжал - если бы не евреи, про Синеокий сосуд в мире знали бы ещё меньше, чем сейчас.
Более подробно:
http://www.ipinsk.by/2011/06/pinsk-evrejskij/
Последний раз редактировалось Gen 08 мар 2012, 04:17, всего редактировалось 2 раз(а).
Аватара пользователя
Gen
Краевед
Краевед
 
Сообщения: 325
Зарегистрирован: 19 фев 2012, 15:51
Благодарил (а): 466 раз.
Поблагодарили: 189 раз.

Re: Беларусь. Пинск.

Сообщение GruFF » 27 фев 2012, 16:42

Для интересующихся Пинском рекомендую чтиво http://www.pinsk-history.ru/index.php?o ... ry&catid=5
Ну и с этой же страницы особенно Писцовая книга Пинского и Клецкого княжеств. 1884 год
GruFF
 
Сообщения: 32
Зарегистрирован: 20 фев 2012, 20:21
Благодарил (а): 15 раз.
Поблагодарили: 32 раз.

Re: Беларусь. Пинск.

Сообщение Стэфан » 11 май 2012, 03:18

Трудный сегодня выдался день, пришел с работы уставший сел отдохнуть, включил комп, с удовольствием перечитал материалы наших форумчан о городах и местах нашей удивительной Беларуси.
Да действительно, мы с вами живём в уникальной стране, с очень богатой, интересной, хотя порой и противоречивой историей, в которой скрыто ещё немало загадок и тайн, многие из которых нам ещё предстоит открыть, нам или грядущим поколениям.
Хочется продолжить повествование об одном из древнейших и загадочных городов Беларуси..., совершенно верно, речь пойдет снова о г.Пинске. Уважаемый форумчанин и мой друг Геннадий (Gen),уже выкладывал немало интересных материалов по этому поводу, поэтому повторятся, не буду.

Расскажу про ныне забытое, а некогда известное по всей древней Руси пинское урочище Леще. Еще на заре христианства на наших землях, за столетие до появления летописного свидетельства о самом Пинске, великим князем Киевским Владимиром был здесь основан Успенский монастырь (1005г.), значительно позже в 1245г. здесь расположилась кафедра Турово-Пинской епархии, отсюда как гласит церковное предание, разнеслось по всему Полесскому краю смиренная проповедь православия. Издалека виднелся Лещинский храм, а главный колокол «Лебедь» разносил звон над окрестными просторами.
В Новогрудке в результате заговора были убиты основатель Великого Княжества Литовского князь Миндовг и его дети. Печальной участи удалось избежать лишь сыну Войшелку-монаху, принявшем в крещении имя Роман. Он нашёл прибежище под Пинском(1263) в Успенском монастыре, выждал несколько лет, пока недруги не ослабеют, и с помощью отряда верных ему пинчан сел на положенный ему по праву княжеский престол.
.Лещинский, прибавляли каждый раз при упоминании местного Успенского монастыря. С большой заботой к нему относились князья, знал и учёный люд. Еще бы! Здесь инок Митрофан вёл пинскую летопись (уничтожена в нач.16 в. во время татарских набегов), находилось старинное, известное в наши дни по давней описи собрание богослужебных книг. Существует указание на сохранившееся в некоторых местах писанные в этом монастыре славянские переводы Иоанна Златоуста,Григория Богослова,Иоанна Дамаскина
В конце 16 века на Леще появится новая церковь, старые постройки сильно одряхлели, их отремонтировали или заменили. Главный храм освятили как Успенский. При трапезной построили тёплую во имя Сошествия Святого Духа церковь.
Не пройдёт и десяти лет и разгоревшаяся вражда между представителями Греко-католической и Православной церквей обратят исконно миролюбивую обитель в место религиозных раздоров. В 1668 году Лещинский монастырь окончательно стал униатским. При Греко-католиках Успенский собор 16 века сменила третья по счёту и последняя церковь на Леще(1740).Просуществовала до 1905г., по рассказам старожилов, сгорела при ударе молнии.

…Сегодня в Леще уже ни чего не напоминает о былом. Территорию монастыря, древнейшего могильника, кладбища-все поглотила цивилизация. Река Струмень стала Припятью,Леще- просто частью города.

Сейчас на месте бывшего древнейшего монастыря строится церковь, это радует, не радует то, что ни каких полноценных исследований и раскопок на месте закладки котлована под фундамент строящейся церкви проведено не было. Древнейшие могильники разрушены бульдозерами я сам осматривал место строительства и видел кое где разбросанные человеческие кости. Мой знакомый из охраны парка (в бывшем урочище Леще сегодня разместился парк культуры и отдыха) сообщил мне, что видел своими глазами как рабочие извлекли из земли металлический саркофаг, но пришёл мастер и они, дабы избежать проблем которые могут в связи с этим возникнуть быстренько всё завалили землёй.

А это уже неприглядная и противоречивая как и вся наша история действительность.
... Гэй, літвіны! Бог нам раіць! ...(Боевой клич князей Литовских)
Аватара пользователя
Стэфан
Краевед
Краевед
 
Сообщения: 574
Зарегистрирован: 21 фев 2012, 20:35
Откуда: г.Пiнск
Благодарил (а): 628 раз.
Поблагодарили: 386 раз.

Re: Беларусь. Пинск.

Сообщение Alexmak » 11 май 2012, 09:52

Стэфан - большое спасибо, очень интересно :good:

Да, действительно, история нашей страны богатейшая, уникальная, самобытная и в этой связи, с одной стороны, лично у меня вызывает гордость.

С другой же стороны - сожаление и печаль, от того, что так мало памятников истории сохранилось, а так много бесследно исчезло и продолжает исчезать. :cry:

К сожалению, никогда не был в "столице Полесья", надеюсь, что этот пробел когда-либо восполню. :oops: В беседах с Геннадием (Gen) и Сергеем (Стэфан) всегда с упоением слушаю их рассказы о Полесье, "паляшуках", мастерски они умеют рассказывать :Bravo: сравниваю с тем, что вижу я.... и у меня не раз возникало чувство, что они рассказывают о другой "стране", очень близкой для всех нас, но в то же время и такой же далекой и неизвестной. Связано это в первую очередь с тем, что история, археология, культура того края, изучена еще достаточно слабо, остается своего рода "белым пятном" на карте Беларуси. Несомненно одно - история тех краев хранит еще множество тайн и загадок, которые, надеюсь, когда-либо будут раскрыты и станут достояние нашей истории и культуры.
Лучше будь прост да честен, чем умен и лжив. /Софокл/
Аватара пользователя
Alexmak
 
Сообщения: 1312
Зарегистрирован: 18 фев 2012, 20:30
Откуда: Нясвiж
Благодарил (а): 899 раз.
Поблагодарили: 765 раз.

Re: Беларусь. Пинск.

Сообщение Стэфан » 17 май 2012, 01:30

Продолжу тему .На этот раз расскажу об одной очень почитаемой в Православном мире святыне,которая происходит из Пинского района."Богоматерь Купятицкая".

Едва ли не исключительный случай, когда обнаруженный в окрестностях Пинска, повешенным на дереве в с. Купятичи, в 1182 г. бронзовый крест-энколпион был воспринят как чудотворная икона Богоматери, празднование которой впоследствии внесено в церковный календарь под 15 ноября. Сложное историческое будущее ожидало драгоценную находку, ставшую большой православной святыней, перемещенную затем в Киев, где она и закончила свое историческое существование, оставив его следы в гравюре и золотном шитье. Эта яркая страница духовной культуры Киева и вместе с тем Пинского Полесья во многих отношениях остается уникальной: изящный литой крест-реликварий с рельефными изображениями привлекает внимание исключительно как образ Богоматери, с усиливающейся популярностью, чему немало способствовали гравюры XVII в., надо сказать, своеобразно интерпретировавшие оригинал. Важно было и то, что реликвия находилась в киевском Софийском соборе, и, таким образом, оставалась доступной многочисленным паломникам.

Основным источником исторических сведений о купятицком кресте-энколпионе является дополнение, озаглавленное как "Чудеса купятицкие", к сборнику "Тератургима", составленному иеромонахом Киево-Печерского монастыря Афанасием Кальнофойским и напечатанному на польском языке в Киеве в 1638 г.Здесь подробно описаны чудеса от иконы, происшедшие с 1617 по 1636 г. Некоторые из них описаны также в книге иеромонаха Иоанникия Галятовского "Небо новое", напечатанной во львовской типографии Михаила Слезки в 1665 г,а изображение еще было помещено в книге архиепископа Лазаря Барановича "Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы, прилучшееся в среду крестопоклонную року 1674", изданной в Новгороде-Северском в следующем 1675 г. Заимствованные из этих книг сведения, дополненные иными материалами, потом составили содержание большой статьи, напечатанной в неофициальной части "Минских епархиальных ведомостей" за 1891 г.

По преданию, изложенному в приложении к книге Афанасия Кальнофойского, в очень давнее время шестилетняя крестьянская девочка по имени Анна, пасшая скот на месте полном "купин" или "купят" (терновника), увидела между зарослями необыкновенный свет, и, приблизившись, обнаружила на дереве небольшой крест, с Распятием на одной стороне и с Богоматерью с Младенцем Христом - на другой. Свою находку девочка отнесла домой и спрятала в сундук. Однако, вернувшись к стаду, снова обнаружила крест висящим на дереве, и, решив, что это иной, подобный первому, положила его за пазуху. Но, придя домой, не обнаружила его ни у себя, ни в сундуке. В сопровождении отца отправилась тогда на луг, и уже издали они увидели сияние вокруг дерева, на котором явился крест. Отец Анны рассказывал о чуде соседям. Расчистили место явления, и на нем была сооружена небольшая деревянная церковь. В 1240 г. ее сожгли татары, а местные жители так и не смогли отыскать на пожарище почитаемый крест-энколпион. Только в XV в. реликвия была обнаружена монахом-паломником Иоакимом, привлеченным "светлостью великой". Во вновь сооруженной церкви он стал пономарем. В 1495 г. княгиня Мария церкви в Купятичах пожаловала дворище.

Во второй половине XVI в. купятицкая церковь обновлена Диримунтом Войной и отдана им во владение своему племяннику - брестскому каштеляну Григорию Войне, который в конце того же столетия капитально перестроил сооружение, дал средства для постройки жилых и хозяйственных помещений для клира, заказал образ своего патронального святого и "устроил подобающую раму для чудотворного образа". Сам же образ в это время был прикреплен к квадратной позолоченной доске, вставленной в упомянутую раму. В 1617 г. был пойман вор, обокравший церковь в имении Войнов, и, по завершении судопроизводства, сожжен как святотатец. Позже, по настоянию своей матери Аполлонии Воловичевны Войниной, Купятичи и иные имения Войнов в Пинском уезде купил Василий Копец. В 1628-1629 гг. при Купятицкой церкви основан мужской монастырь. Игумен Свято-Духова монастыря в Вильне Иосиф Бобрикович дал в настоятели Иллариона Денисовича, который вскоре собрал около тридцати человек братии. Инвентарь монастыря от 1631 г. дает представление об имуществе и церковной утвари. Записки этого первого купятицкого игумена, помещенные в приложении к "Тератургиме" Афанасия Кальнофойского, немало способствовали популярности образа.

Но монастырский храм успел обветшать, о чем доносил монах купятицкой обители Макарий Токаревский киевскому митрополиту Петру Могиле6. Игумен сбор денег поручил своему наместнику Афанасию Филипповичу и послушнику Онисиму Волковицкому. Составленная Афанасием Филипповичем история его путешествия с этой целью в Москву была вместе с изображающей купятицкую икону гравюрой в марте 1638 г. поднесена царю Михаилу Федоровичу7.

Что же представлял крест-энколпион как художественное произведение? Н.Закревский, исключительно внимательный к древностям, при описании Софийского собора в Киеве заметил: "это небольшой медный и складной, литой крест. Специально к изучению купятицкой находки, однако, обратился только Н.И. Петров, сопоставивший ее с иными древнерусскими крестам и энколпионами.По заключению исследователя, "Купятицкая икона Богородицы принадлежит к числу древних энколпионов киевского происхождения, относящихся, по времени, к первому киевскому периоду русской истории".Н.П.Кондаков признавал, что "самым любопытным по значению его для русской древности является бронзовый крест, известный под именем Купятицкой чудотворной иконы Божией Матери".Общую классификацию крестов-энколпионов этого типа осуществил В.Н.Зоценко. Затем было предпринято монографическое изучение самого купятицкого креста-энколпиона, одного из самых качественных образцов металлопластики, имеющих стилистические признаки конца XII в.В частности, это массивность фигур, при весьма искусной пластической моделировке. В связи с этим нельзя не обратить внимание на судьбу произведения и на эволюцию его оформления.

Поднесенный Афанасием Филипповичем в марте 1638 г. царю Михаилу Федоровичу в Москве типографиский оттиск с изображением Купятицкой Богоматери был идентичным гравюре, приложенной к "Тератургиме", напечатанной в Киеве. Следовательно, по пути в Москву, уже в русских пределах, игуменский посланец служил молебен, поместив на столе именно этот "паперовый" образ Купятицкой Богоматери, который "того року перший раз зъ друку киевского".
Крест-энколпион здесь воспроизведен гравером с заметными упрощениями, вписанный в барочный овальный картуш и окруженный держащими реликвию четырьмя ангелами, в руках у которых раскрытые свитки с текстами, соединив которые, можно прочесть: "Радуйся, Обрадованная Марие, Господь е Тобою".Не исключено, что воспроизведено реально существовавшее обрамление, хотя настаивать на этом предположении не приходится, поскольку композиция могла быть сочинена и гравером. В изображении самого креста-энколпиона нет явных признаков следования оригиналу: упрощен даже абрис изделия, видоизменены изображения в медальонах, увеличено расстояние между ними и центральной фигурой, но при этом заботливо воспроизведены неизвестно когда появившиеся на металлических створках отверстия. Конечно, очертания креста-энколпиона могли оказаться закрытыми рамой, устроенной Григорием Войной, когда "образ был прикреплен к квадратной позолоченной доске". Эта гравюра явно способствовала популярности образа Богоматери Купятицкой, причем даже в демократической среде, которой были недоступны книги с упомянутым воспроизведением.

Между тем назревали печальные события. Афанасий Филиппович, ставший игуменом Брестского Симеонова монастыря, 5 сентября 1648 г. принял мученическую смерть.Затем, судя по инструкциям пинской шляхты делегатам сеймов и королевской грамоте от 1650 г., встал вопрос об обращении Купятицкого монастыря в унию. Принято считать, что в связи с этим крест-энколпион тогда перенесен был в Киев. Угрозы унии уже до того звучали в инструкциях пинской шляхты делегатам сеймов 1645 и 1646 г. Существует также версия о перенесении образа из Купятичей в Киев в 1722 г.Но в таком случае было бы непонятным свидетельство источников не только об усилившемся в Киеве почитании Богоматери Купятицкой, но и о существовании его вещественных памятников, о которых здесь еще будет сказано. Не исключено, что принимали за оригинал имитацию, которая до настоящего времени остается в приходском храме в Купятичах. И подобный риторический вопрос, не эта ли икона подлинная, возникал еще в XIX в.

В действительности сохранившийся резной деревянный крест представляет рельефное воспроизведение реликвии, выполненное на основании использования в качестве образца уже упомянутой гравюры 1638 г., а не бронзового оригинала XII в. Доска-пластина, украшенная гравировкой и накладным венцом, имеет гнездо, по форме и размерам соответствующее именно деревянному кресту. Судя по всему, для него она и была изготовлена. Если учесть то обстоятельство, что венец, как известно, был снабжен датой - 23 июля 1658 г., то киот к указанному времени уже существовал, и, конечно, позже неоднократно обновлялся. Квадратная серебряная пластина, размером 15,5х15,5 см, обрамлена валиком. К оправе прикреплена круглая (диаметром 10,5 см) крышка-створка серебряной панагии, украшенной с внешней стороны гравированным изображением Богоматери Купятицкой,, окруженным кольцевой надписью, а с внутренней стороны - изображением Святой Троицы. Как следует из гравированной памятной надписи, изделие изготовлено для монастырской Введенской церкви18. Это относится к позднейшему дополнению, тогда как крышка киота если не первой трети ХVII в., то современная киевской гравюре 1638 г., с которой чрезвычайно схожее ее изображение. Все это укреплено на прямоугольной пластине больших размеров - 38,5х26,0 см. В инвентаре церкви в Купятичах от 1631 г. есть запись: "образ цудовны, оправны з обеих сторон сребром золочеными".Здесь явно речь вдет о более раннем оформлении.

Начиная с 1638 г. изображение Богоматери Купятицкой по временам воспроизводится в гравюре различных изданий. Особенно показательным является его помещение в напечатанном в Киеве в 1659 г. "Постановлении от его Царского величества з Войском Запорозким року 1659", где оно представлено уже как киевская святыня.Иной вариант иконографической схемы, с Богоматерью в короне и с князьями Борисом и Глебом по сторонам креста, можно обнаружить в напечатанном в 1674 г. в Новгороде-Северском "Слове на Благовещение Пресвятой Богородицы" черниговского архиепископа Лазаря Барановича, стилистически отличающийся от предыдущего.Не отражены ли здесь особенности оформления, появившегося на новом месте, в Киево-Софийском соборе?

Перенесенный в Киев крест-энколпион теперь постоянно привлекает к себе внимание митрополитов. Так, в "тестаменте" киевского митрополита Гедеона Святополк-Четвертинского, скончавшегося 6 апреля 1690 г., сказано: "В туюж Свято-софийскую церковь отказую на чудотворный образ Купятицкой Пресвятыя Богородицы зависите португал от 10 червоних золотых". Известно, что при митрополите Варлааме Ясинском (1690-1707) образ оставался прикрепленным к квадратной серебряной позолоченной доске, вероятнее всего привезенной вместе с ним из Купятичей, пока в 1700 г. не была этим иерархом устроена серебряная вызолоченная крестообразная "шата", на поперечных оконечностях которой были изображены Иоаким и Анна23. Киевский митрополит Евгений Болховитинов (1822-1837) утверждал, что икона перенесена во второй половине ХVII в., когда бенедиктинцы, а потом униатские монахи завладели Купятицким монастырем.По завещанию наследников Василия Копца купятицким имением владел Городищенский бенедиктинский монастырь. Известно, что в 1659 г. жена Януша Радзивилла, Мария, дочь молдавского господаря, завещала тысячу золотых на неугасимую лампаду перед чудотворным образом Богоматери. К 1667 г. накопилось так много пожертвований, что полоцкий воевода Иван Карл Копец обязывал настоятеля монастыря составить подробную опись украшений. В Киеве, в Софийском соборе реликвия была помещена в особом киоте на западной галерее близ Андреевского придела.
На сегодняшний день известно несколько произведений золотного шитья, несомненно, киевского происхождения, скорее всего выполненных в мастерской Вознесенского Печерского монастыря, славившейся своей исключительно высокого художественного уровня продукцией. Это прежде всего два воздуха, которые могли служить и подвесными пеленами к иконе, со стилистическими признаками первых десятилетий ХVIII в. Один из них хранится в Черниговском историческом музее, другой - в Звенигородском историко-архитектурном и художественном музее в Подмосковье. Они схожи по общей композиционной схеме и отличаются преимущественно в деталях, а также индивидуальной манерой исполнения. Важно, однако, то, что образцом для центрального изображения остается уже упомянутая гравюра 1638 г. То же можно сказать и о двух шитых палица (эпигонатиях), одна из которых оказалась в частном собрании в Германии, а другая, в фрагментированном виде, обнаружена в Анастасиевской церкви в Глухове и ныне хранится в Национальном художественном музее Украины в Киеве26. Есть еще одна, совершенно иная по манере исполнения палица, с более усложненной иконографией, в собрании Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника, выполненная явно по индивидуальному эскизу киево-печерской лаврской ризнице сохранилась едва ли не единственная в своем роде фелонь середины ХVIII в., на оплечье которой нашито золотное воспроизведение Богоматери Купятицкой.

Если соотнести известные исторические факты, то оказывается, что в местных купятицких преданиях наиболее отчетливо запечатлелись время явления образа, его утрата и обретение. В Киев же крест-энколпион возвращается, где был изготовлен, в ХVII в., уже как широко почитаемая реликвия. И именно здесь начинается период его художественной интерпретации, преимущественно в гравюре и золотном шитье. Остается надеяться, что со временем могут быть выявлены пока неизвестные воспроизведения, в частности в металлопластике. В приведенных случаях трудно не обратить внимание на как бы подсознательное игнорирование мастерами материала оригинала: главным оказывается сам иконографический образ с необычной крестовидной композицией, что особенно показательно для иконописных воспроизведений Нового времени.

На выполненной по заказу киевского митрополита Варлаама Ясинского "шате" была гравирована пространная надпись, с указанием на перенесение иконы в Киев в 1655 г. и на выполнение этого оклада в 1700 г., в виршованной форме29. А позже, по указанию митрополита Арсения Могилянского (l757-l770), западная стена и стены галереи собора были заполнены стихами на украинском языке, с поэтическим повествованием о чудесах иконы. При реставрации сооружения в 1843-1853 г. все это уничтожено.

Именно в указанное время, в 1852 г. прихожане Купятицкой Николаевской церкви предприняли безуспешную попытку ходатайствовать перед Синодом о возвращении чудотворной иконы, несмотря на то, что она была поддержана архиепископом Минским и Бобруйским Михаилом. Отказ был мотивирован тем, что икона "принадлежала не приходской церкви, построенной в 1822 г., а монастырю, ныне уже не существующему, и перенесена в Киево-Софийский собор не предками просителей, но православными бывшего монастыря монахами около 200 лет назад".Кто знает, возвращенная в Купятичи реликвия, возможно, и не погибла бы, тогда как в Киеве она исчезла бесследно. Споры вокруг церковного наследия редко имели счастливый исход, и его передел навсегда лишил наших современников возможности видеть древние святыни. Многие иконы исчезли, не получив качественных списков и фотоснимков. В итоге утраты не документированы.

Образ Богоматери Купятицкой имел более счастливую судьбу. О нем сегодня напоминают подобные кресты-энколпионы, гравюры и шитье. Благодаря этому он сохранился в памяти многих поколений.
Вложения
bk_kievski.jpg
bk_kievski.jpg (29.01 КБ) Просмотров: 16090
... Гэй, літвіны! Бог нам раіць! ...(Боевой клич князей Литовских)
Аватара пользователя
Стэфан
Краевед
Краевед
 
Сообщения: 574
Зарегистрирован: 21 фев 2012, 20:35
Откуда: г.Пiнск
Благодарил (а): 628 раз.
Поблагодарили: 386 раз.

Re: Беларусь. Пинск.

Сообщение Alexmak » 18 май 2012, 22:57

Сегодня в очередной раз убедился, что ничего в этой жизни я не знаю.... :sorry: Все в точности, как в поговорке: Век живи - век учись, а дураком помрешь....
К своему стыду, я до прочтения темы не знал, :fool: что образ Купятицкой Богоматери каким-либо образом так тесно связан с Беларусью.

Сергей, спасибо большое. :good: Мне было очень интересно.... и я хоть немного стал умнее :oops:
Лучше будь прост да честен, чем умен и лжив. /Софокл/
Аватара пользователя
Alexmak
 
Сообщения: 1312
Зарегистрирован: 18 фев 2012, 20:30
Откуда: Нясвiж
Благодарил (а): 899 раз.
Поблагодарили: 765 раз.

След.

Вернуться в 2. "Глазами путешественника: Прошлое и настоящее"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1