Фальклор Беларусi

Фальклор Беларусi

Сообщение admin » 11 май 2012, 10:34

В эту тему предлагаю размещать материал по фольклору Беларуси (легенды, сказки, частушки, анекдоты и др).
Аватара пользователя
admin
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 1169
Зарегистрирован: 12 фев 2012, 16:55
Благодарил (а): 1660 раз.
Поблагодарили: 445 раз.

Re: Фальклор Беларусi

Сообщение Alexmak » 11 май 2012, 10:45

Ну пожалуй начну я, так как данная тема мне очень интересна, а Беларусь богата на легенды. Одних только легенды связанных с историей моего родного Несвижа с десяток наберется, а может и больше. Вот с одной из таких легенд я пожалуй с Вашего позволения и начну :beer:

Камень-чараўнік

3 даўніх часоў на беразе рэчкі Ушы ляжыц'ь магутны камень-валун. Ён быў сведкам мноства падзей, ведаў безліч цікавых гісторый і паданняў.

У пачатку XX стагоддзя стары князь-ардынат Нясвіжскага замка Антоній Радзівіл выкарыстаў яго для помніка сваёй каханай жонцы Марыі. Калі работу закончылі, князь сказаў:

- Цяпер усе мае жаданні, усе мае мары ў гэтым жыцці спраўдзіліся. Было гэта ў 1903 годзе, а праз год у 1904 годзе князь Радзівіл памёр. 3 той пары стары замшэлы валун называюць каменем-чараўніком. Кажуць, што калі яго абняць, прылашчыць і прашаптаць патаемнае жаданне, то яно абавязкова будзе выканана.

Камень-чараўнік стагоддзямі прыглядаецца да наваколля, уважліва слухае легенды Нясвіжскага замка. Асабліва яго хвалюе легенда пра Барбару Радзівіл. Як і самі Радзівілы, ён лічыць самотны прывід прыгажуні Барбары Белай Дамай, бо яна заўсёды перад жывымі з'яўляецца ў белым убранні і нікому не робіць зла. Чорная дама таксама жыве ў Нясвіжы, лічыць камень-чараўнік.

У канцы XVII - пачатку XVIII стагоддзя жыла ў замку незвычайная пані-гаспадыня. Гэта была Ганна Кацярына з Сангушкаў Радзівіл. Трагічны лёс напаткаў князёўну пры жыцці. Яе бацькі памерлі рана. Ганна выхоўвалася ў кляштары ў Вільні. Па бабцы яна паходзіла з роду Радзівілаў, таму яе апекунамі прызначылі нясвіжскіх ардынатаў. Яна была вельмі багатая, заможная нявеста. Не пытаючыся згоды, князёўну Ганну выдалі замуж за нясвіжскага князя Караля Станіслава. Маладая гаспадыня Нясвіжскага замка не паспела нацешыцца мядовым месяцам, як выбухнула страшэнная вайна. Давялося Радзівілам з'ехаць з Нясвіжа і шукаць прытулку ў іншых месцах. Там раптоўна памірае муж, а за ім пайшлі з гэтага свету і сямёра маленькіх дзяцей. Усіх іх пахавалі ў родавым склепе-крыпце пад касцёлам у Нясвіжы. Калі смерць забрала апошнюю дачку ў дзень вяселля, маці дала слова хадзіць у чорным адзенні да скону. Кажуць, што ніхто з той пары не бачыў усмешкі на твары маці. Пасля смерці яе здань блукае па замку ў чорным адзенні, наводзячы жах на сустрэчных.


Крыніца: К.Я. Шышыгіна-Патоцкая, "Нясвіж і Радзівілы", Мінск: Беларусь, 2007. - 240 с.: іл.



p/s Нажаль К.Я. Шышыгінай-Патоцкай з намi ужо няма, :sorry: але легенды у яе выкладаннi - жывуць. :Bravo: Давалося быць з ей знаемым, сапраудны быу краязнауца :good:
Лучше будь прост да честен, чем умен и лжив. /Софокл/
Аватара пользователя
Alexmak
 
Сообщения: 1307
Зарегистрирован: 18 фев 2012, 20:30
Откуда: Нясвiж
Благодарил (а): 897 раз.
Поблагодарили: 762 раз.

Re: Фальклор Беларусi

Сообщение Alexmak » 11 май 2012, 23:09

Черная дама (Черная панна Несвижа) Несвижского замка

Более четырёх столетий живет в древнем городе предание о Черной даме (легенда о Черной Панне). Вот что рассказывают о ней в Несвиже.

...В середине XVI столетия владельцем города был могучий и славный Николай Радзивилл по прозвищу Чёрный. В литературе он показан как способный дипломат, образованный государственный деятель, очень влиятельный в Великом княжестве Литовском, исполняя обязанности великого канцлера. В 1547 году Николай Чёрный добился для себя и братьев титула князя, но не успокоился на этом. Он мечтал вывести княжество из-под власти польской короны и стать самому независимым королём в Великом княжестве Литовском. Чтобы осуществить мечту, Радзивилл использовал и новое течение религии - протестантизм. Сам князь принял учение Кальвина и пригласил в Несвиж многочисленных реформаторов. Именно в это время начала действовать Несвижская типография, в которой были изданы книги на белорусском языке. Еще более возросло влияние Николая Чёрного, когда он породнился с будущим польским королем Сигизмундом Августом через свою двоюродную сестру Барбару Радзивилл.

Красавица Барбара жила в Вильно. Её отец считался опытным полководцем, которого называли Геркулесом Литовским за то, что он одержал 30 побед над врагом. Барбара рано потеряла отца, а в скором времени и первого мужа. Замки молодой вдовы и королевича Сигизмунда находились рядом. Королевич не остался равнодушным к красоте Барбары. Они начали встречаться и вскоре крепко полюбили друг друга.

Об этих их встречах узнали родственники. Особенно заволновался Несвижский Радзивил - Николай Чёрный. Он заботился о репутации сестры и решил принять необходимые меры, чтобы сберечь имя и честь её и своего рода от нежелательных сплетен. Опасность была в том, что мать королевича Бона Сфорца люто ненавидела "выскочек" Радзивиллов.

Старый король доживал последние дни. В скором времени монархом должен был стать его сын. Жену для него искали среди влиятельных королевских дворов Европы.

Несвижский Радзивилл решил сам поехать в Вильно и навести порядок. Он взял с собой двоюродного брата Николая Рыжего (родного брата Барбары) и направился к королевичу. В рыцарском одеянии братья выглядели очень грозно. Они потребовали от Сигизмунда окончательного решения: или жениться на Барбаре, или больше с ней не встречаться. Королевич, который знал своё неустойчивое положение, отношение королевы-матери представительницы рода Радзивиллов, а также интриги при польском дворе, должен был дать слово, что он оставит любимую.


Братья сделали вид, что уезжают из Вильно. Королевич же захотел снова увидеть Барбару. Во время встречи влюбленных внезапно появились братья и потребовали от Сигизмунда, чтобы он женился на их сестре, так как он нарушил своё слова. Королевич согласился, потому что очень любил Барбару. Попросил только, чтобы свадьба оставалась в тайне до того времени, пока он не займёт польский трон, иначе он не сможет защитить не только Барбару, но и себя.


Через некоторое время Сигизмунд старый умер. Королевича срочно вызвали в Краков. Бона Сфорца активно ищет для молодого короля невесту. Брак должен укрепить трон и увеличить престиж Речи Посполитой в Европе. Как удар грома было известие, что у короля уже есть жена. Бона Сфорца прикладывает все усилия, чтобы сейм не короновал Барбару. Для успешного решения этого вопроса Николаю Чёрному пришлось специально поехать в Рим к папе. Когда сейм всё-таки был вынужден короновать Барбару, королева-мать в знак протеста покинула Краков и выехал на родину - в Италию. Она забрала с собой весь двор, но оставила агентов с заданием отравить ненавистную королеву Барбару. До наших дней дошла фамилия аптекаря Монти, который вместо нужного лекарства приготовил яд, который медленно, но неумолимо свёл цветущую красавицу в могилу. Барбара была коронована в декабре 1550 года, а через 6 месяцев, в мае 1551 года, её не стало.


Отчаяние и горе короля были безмерными. По завещанию умершей гроб с её телом повезли в Вильно. Неутешный король всю дорогу от Кракова шёл за гробом пешком. Похоронили Барбару в Кафедральном соборе на площади Гедимина. Саркофаг с её останками находится там и в наши дни.

Король после смерти любимой так тосковал, что решил с помощью алхимиков вызвать её душу. Как свидетельствуют историки, сделать это взялись Твардовский и Мнишек (исторические личности). В полутемном зале было всё подготовлено, чтобы с помощью зеркал, на одном из которых была выгравирована Барбара во весь рост в белой одежде, любимой королём, разыграть сцену встречи короля и души Барбары. Короля посадили в кресло и хотели привязать руки к подколотникам, чтобы он нечаянно не прикоснулся к приведению. Сигизмунд дал слово, что будет сидеть спокойно и только на расстоянии спросит у любимой, как ему жить дальше. Но, когда появилось привидение, он от волнения забыл свою клятву, вскочил с кресла, кинулся к приведению со словами: "Басенька моя!" - и хотел её обнять. Раздался взрыв, пошел трупный запах - теперь душа Барбары не могла найти дорогу в могилу, вечно ей скитаться по земле. Вот с того времени и ходит она среди людей, а после смерти короля поселилась в Несвижском замке. Перед живыми всегда появлялась в чёрном одеянии в знак траура по своей загубленной любви. В замке считали, что приведение предупреждает владельцев замка о грозящей им опасности - войне, болезни.


В середине XVIII столетия Чёрная дама начала выполнять новые обязанности - следила за поведением молодых красивых девушек и женщин. Некоторых она проучивала в тёмных местах во время балов, когда они позволяли себе появляться в очень открытых туалетах. Существование в замке Чёрной дамы верили и немцы, которые дважды оккупировали Несвиж. Когда они видели в конце парка что-нибудь чёрное, то с криком "Шварц фрау!" стреляли в том направлении и бежали прятаться.
В 2001 году, по мотивам древней легенды, в Национальном академическом театре им. Я. Купалы в Минске поставлена пьеса "Чорная Панна Нясвiжа". Постановка пользуется большим успехом.


Поповая горка

На северо-востоке от Несвижа в живописном уголке Несвижского парка разместилась возвышенность, которой дали название Поповая горка. Это высокий, покрытый лесом холм у истоков реки Уши.


С названием возвышенности связаны события, которые происходили тут в середине ХVI столетия, когда начались гонения на протестантов. Предания говорят, что на возвышенности когда-то была часовня, в которой поместили на пять дней без воды и пищи несколько десятков пойманных протестантов. Им было предложено отречься от своей веры. Когда через пять дней часовню открыли, то нашли живым только одного, который тоже под вечер умер. Все погибшие были похоронены на этом холме.

Любых проповедников простой народ называл попами. С того времени и возвышенность с похороненными проповедниками-протестантами начали называть Поповой горкой.
В конце XVI столетия на площади в Несвиже жгли книги белорусского философа-просветителя Сымона Будного. Сам Сымон Будный, спасаясь от погони, чуть не утонул.

Некоторые легенды, которые рассказывают об этом времени, утверждают, будто бы в Несвиже была устроена малая Варфоломеевская ночь. Но это не отвечает историческим фактам. Малая Варфоломеевская ночь имела место в Вильно, где на кострах погибали книги просветителей-протестантов, в том числе и Сымона Будного. Вот почему сегодня трудно найти хотя бы несколько экземпляров Несвижских изданий великого просветителя.
Лучше будь прост да честен, чем умен и лжив. /Софокл/
Аватара пользователя
Alexmak
 
Сообщения: 1307
Зарегистрирован: 18 фев 2012, 20:30
Откуда: Нясвiж
Благодарил (а): 897 раз.
Поблагодарили: 762 раз.

Re: Фальклор Беларусi

Сообщение Стэфан » 12 май 2012, 02:01

Здорово Алексей,так можно легенд насобирать на целую книжку, с примерно таким названием: "Легенды старажытнай Беларусi"
Ну расскажу сказку и я...
Есть у нас на Пинщине местечко, называется Дубое.Место невероятно красивое, расположено оно на берегу Королевского канала (ныне днепро-бугский) здесь имеется очень красивый парк,пруды,каналы то,что сегодня принято называть усадебно-парковым комплексом.Кому это местечко только не принадлежало и Радзивилам и Иезуитскому ордену и Агинским и Куженецким. Последние даже принимали здесь в своём дворце короля Речи Посполитой Станислава Августа.Одним словом,об этом месте можно написать целый отдельный рассказ,а то и книгу.
Но сейчас я о другом, если вы хотите узнать, что такое приведения, приезжайте в Дубойский парк ночью с пятницы на субботу,перед Вялик Днём и острые ощущения гарантированны вам,как минимум.По крайней мере так,утверждают местные жители.Впрочем, сами парк они в эту пору, обходят стороной.
Как гласит местная легенда последние Куженецкие ,были отъявленными безбожниками и гуляками, однажды в Великую пятницу один из Куженецких устроил бал, когда всех приглашенных усадили за стол, раздался страшный грохот, провалился пол и земля поглотила всех пирующих. С тех пор если в ночь с Великой пятницы на Великую субботу задержатся в парке, можно увидеть много странных вещей,вдруг то появляются то исчезают,то парят в воздухе огни,можно услышать странные звуки отдалённо напоминающие мелодию старинного полонеза, увидеть тени проплывающих мимо гостей, а то и ощутить на себе дуновение ветра от пролетающей мимо кареты. Вот такая легенда есть в старинном местечке Дубой,что под Пинском, но любой старожил твёрдо скажет вам, что всё это правда.
... Гэй, літвіны! Бог нам раіць! ...(Боевой клич князей Литовских)
Аватара пользователя
Стэфан
Краевед
Краевед
 
Сообщения: 574
Зарегистрирован: 21 фев 2012, 20:35
Откуда: г.Пiнск
Благодарил (а): 628 раз.
Поблагодарили: 386 раз.

Re: Фальклор Беларусi

Сообщение Alexmak » 13 май 2012, 00:26

Продолжу.... :smile:

Увагу ўсіх, хто едзе ў горад па старой дарозе Гарадзея-Нясвіж, прыцягвае незвычайны помнік прыроды: дуб і сасна стаяць абняўшыся, ях закаханыя на ўсё жыццё. Вакол помніка - агароджа і надпіс: "Аберагаецца дзяржавай". У нашы дні тут пабудавана арка з заручальнымі пярсцёнкамі. Сюды прыязджаюць маладыя ў дзень рэгістрацыі шлюбу, каб прысягнуць на каханне, і абяцаюць зберагаць адзін аднаго так, як робяць гэта дуб і сасна на працягу стагоддзяў.

Шмат легенд звязана з гэтымі дрэвамі. У іх абавязкова прысутнічаюць закаханыя, якіх разлучылі сілаю. Адна з легенд апавядае пра тыя часы, калі ў Нясвіжы быў створаны прыгонны тэатр.

Падзеі адбываліся ў другой палове XVIII стагоддзя. У Слуцку таксама існаваў у той час прыгонны тэатр. Браты Міхал і Геранім Радзівілы часта пазычалі адзін аднаму артыстаў. На слуцкай сцэне балет развіваўся значна раней, чым у Нясвіжы, дзе спачатку аддавалі перавагу драматычнаму мастацтву. Калі ў Нясвіжы задумалі паставіць некалькі балетных спектакляў, са Слуцка прывезлі артыстаў-танцораў у абмен на таленавітых нясвіжскіх музыкантаў.

Паданне расказвае, што сярод балерын вызначалася талентам і прыгажосцю семнаццацігадовая Гануся. Стройная, з вялікім блакітнымі вачыма, якія ў танцы запальваліся агнём незвычайнага натхнення, яна пакарала сэрцы гледачоў. Не маглі застацца раўнадушнымі да вялікага таленту простай дзяўчыны нават князі і іх шматлікія знакамітыя госці. Некаторыя з гасцей спадзяваліся знайсці спагадлівы адказ на свае заляцанні і былі пакрыўджаны, калі артыстка рэзка і рашуча адмаўляла ўсім, нягледзячы на паходжанне і званні. Гэта абражала фанабэрыстых паклоннікаў, якія нават спрабавалі скардзіцца самому князю і патрабавалі адправіць яе на канюшню. Каб пазбегнуць прызнанняў у каханні, зневажальных падарункаў, танцорка вымушана была пасля спектакля хавацца ў патаемных месцах. Часта для гэтай мэты яна выкарыстоўвала старыя дэкарацыі за сцэнай.

Нясвіжскі мастак, малады прыгажун Язэп, які не аднойчы рыхтаваў дэкарацыі да спектакляў, ведаў, дзе хавалася дзяўчына. У яго сэрцы агонь кахання гарэў яшчэ з таго моманту, калі ён першы раз убачыў Ганусю ў замку. Гануся таксама марыла аб вялікім каханні, якое часта павінна была перадаваць у танцы, але ніколі яшчэ не перажывала ў сапраўдным жыцці. Яна даўно звярнула ўвагу на маладога мастака і чакала прызнання толькі ад яго. Язэп жа лічыў сябе недастойным увагі такой таленавітай балерыны. Дзяўчына здавалася яму недасягальнай зоркай, ідэалам. Больш за ўсё ён баяўся словамі прызнання абразіць, напалохаць каханую і страціць яе давер і прыхільнасць.

Такое становішча цягнулася амаль два гады. Хутка закончваўся тэрмін дагавору, і Гануся павінна была вярнуцца ў Слуцк. Адчай, які перажываў юнак пры думцы аб расставанні, дапамог яму перамагчы нерашучасць і прызнацца любай у сваім вялікім каханні. Доўгачаканыя словы ўсхваляванага хлопца знайшлі водгук у сэрцы дзяўчыны. Шчаслівыя закаханыя вырашылі звярнуцца да князя Міхала за дазволам на шлюб. Нясвіжскі князь даў згоду на вяселле, але патрэбна было ведаць яшчэ, што скажа слуцкі Радзівіл. Тут трэба зазначыць, што слуцкі князь вызначаўся хваравітай жорсткасцю ў адносінах да прыгонных. Для яго найвялікшай асалодай было слухаць енкі паднявольных, якіх сурова каралі за самую нязначную правіннасць. Здарылася самае страшнае: жорсткі князь у вялікім гневе загадаў закаваць дзяўчыну ў кайданы і даставіць яе назад у Слуцк. Пачуўшы гэта рашэнне, закаханыя вырашылі ўцякаць. Але салдаты злавілі ўцекачоў недалёка ад Нясвіжа. Апошні абдымак іх і роспач былі такімі адчайнымі, што нават сэрцы салдатаў не вытрымалі: яны плакалі разам з тымі, каго павінны былі разлучыць. Закаваную ў кайданы Ганусю павезлі ў Слуцк, а праз некалькі дзён у Нясвіжы даведаліся, што дзяўчына загінула. Ніхто дакладна не мог сказаць, што з ёй здарылася: ці яна сама дабравольна пакінула гэты свет, у якім не магла жыць без каханага, ці загінула ў страшэнных пакутах у змрочным падзямеллі.

3 той пары Язэп у любое надвор'е хадзіў на месца іх апошняга расстання і праводзіў там цэлыя гадзіны. Можа гэта ён пасадзіў і выгадаваў у памяць аб сваім адзіным каханні незвычайныя дрэвы. Фактам з'яўляецца тое, што ён адрокся ад свету, пайшоў у манастыр і ўсё жыццё аддаў мастацтву.

Дуб і сасна дажылі да нашых дзён. Расказваюць, што ў час апошняй вайны немцы хацелі вывезці гэты цуд прыроды ў Германію, але не паспелі. Неразлучныя дрэвы неаднойчы прыцягвалі ўвагу мастакоў, паэтаў, музыкантаў. На жаль, сасна ў 1999 годзе загінула. :sorry:

Изображение


Крыніца: К.Я. Шышыгіна-Патоцкая, "Нясвіж і Радзівілы", Мінск: Беларусь, 2007. - 240 с.: іл.
Лучше будь прост да честен, чем умен и лжив. /Софокл/
Аватара пользователя
Alexmak
 
Сообщения: 1307
Зарегистрирован: 18 фев 2012, 20:30
Откуда: Нясвiж
Благодарил (а): 897 раз.
Поблагодарили: 762 раз.

Re: Фальклор Беларусi

Сообщение Alexmak » 16 май 2012, 11:52

НАЗВАНИЕ ГОРОДА - НЕСВИЖ

Существует несколько версий его происхождения.

Давным-давно, в незапамятные времена, когда все окружающие земли на этом месте были покрыты густым непроходимым лесом, по реке Уше с севера спустился в этот край литвинский князь с дружиной. Прибывшие охотники увидели множество диких зверей, не знакомых с человеком. Охота была удачной. Скоро все ладьи наполнились разнообразной дичью. Не хватило места огромному медведю, которого подстрелил сам князь. Решили приехать за ним в другой раз. Посланные за медведем слуги заблудились и нашли великана через несколько дней. Он был несвежим. Слуги вернулись без медведя. С той поры место, где нашли медведя, стали называть Несвиж. Со временем там возникло славянское поселение с таким же названием.

В 9-м томе обширного труда "Россия. Полное географическое описание нашего отечества" под редакцией известного учёного В. Семёнова-Тян-Шанского приводится другой вариант легенды.
Много лет тому назад, говорится в ней, на месте города была высокая и очень крутая гора. Трудно было что-нибудь увидеть за ней. Называли гору Невидимой от соединения слов "не свидеть". Во время сильного наводнения эту гору размыло на семь холмов, и занесло сюда дома с людьми и целые корабли. Так появились поселенцы на этой земле, а их город-крепость получил имя от названия горы.

Некоторые исследователи считают, что Несвиж возник на одном из водных путей. Об этом свидетельствуют многочисленные запруды на реке Уше, у истоков которой расположился город.
Действительно, на этом месте встречаются две водные системы - река Уша впадает в могучий Нёман, который мчит свои воды в Балтийское море, к югу от города начинается с небольшого теперь болота река Лань, приток Припяти. Припять, в свою очередь, - приток Днепра, который нёс ладьи в Чёрное море.

Предание говорит, что там, где Уша и Лань близко подходили друг к другу, и возникло поселение людей, которые помогали перетягивать ладьи волоком. Затем поселение превратилось в крепость и стало центром небольшого княжества.

Поселение было прекрасно укреплено. Этому способствовали и большие болота-трясины, и многочисленные защитники-воины, которых называли вижами. Трудно было пробраться вражеским воинам через высокие стены крепости. Каждое утро дозорные на башнях докладывали князю о том, что в город не проникли вражеские лазутчики-вижи. В самой крепости было много - "несть числа" - вижей. От слияния этих коротких слов "несть вижей" и стали называть город-крепость.


ИСТОКИ РОДА РАДЗИВИЛЛОВ

На протяжении многих столетий Несвижем владели магнаты Радзивиллы. Они имели огромные площади земли, получали миллионные доходы, оказывали влияние на судьбы тысяч людей. Многие, кто навещает старинный город, спрашивают, как тут появились Радзивиллы, кто они и откуда.

Вот какую легенду рассказывают в Несвиже. Желая возвеличить род, Радзивиллы выводили своё происхождение от древнеримской аристократии. Как будто родоначальник дома Радзивиллов, какой-то Дорспрунг, добрался морем в Литву и основал там поселение Рамнова (Новый Рим). Среди наследников этого рода были и политические и культовые деятели. Особенно известным сделался Верховный жрец Криво-Кривейше. Он крепко полюбил красавицу-литвинку. У них родился сын, которого отец, как жрец, не имел права воспитывать сам. Молодая мать при родах умерла. Кому отдать мальчика на воспитание? Криво-Кривейше придумал хитрый план. К нему часто приезжали князья. Один из них, Наримунт, не имел сына-наследника. Он просил у жреца вымолить у Бога Перкунаса ему наследника. Вот это и попробовал использовать Криво-Кривейше. Когда в очередной раз к нему приехал Наримунт, который любил охоту, жрец приказал положить маленького сына в колыбель, украсить её цветами и лентами и повесить на высокое дерево. Во время охоты собаки вывели князя и его свиту к загадочному дереву, возле которого никакой дичи не было. Охотники взглянули вверх и увидели среди листьев какой-то предмет. Корзину сняли. Там было великое "чудо" - мальчик, здоровенький и красивый. Криво-Кривейше сказал Наримунту: "Вот тебе Бог Перкунас и послал сына. Расти ребёнка, как родного, и во всём слушайся, потому что каждое его слово будет голосом самого Бога".

Малыша назвали Лиздейком, что значит по-литовски "найденный в гнезде". Мальчика, который быстро подрастал, почитали, с его советами всегда считались. Однажды к Лиздейке за помощью обратился сам Великий князь Гедимин. Нужно было объяснить необычный сон, который приснился князю, когда он заночевал в долине Святого Рога: могучий железный волк громко выл на все четыре стороны света. Лиздейка объяснил сон так: на том месте, где ночевал князь, нужно построить большой город Вильно. Именно после этого к имени Лиздейки присоединилось прозвище Радзивилл - от белорусского слова "радзіць" (советовать). Несколько поколений наследников Лиздейки пользовались этим словом как прозвищем, а потом оно стало фамилией могучего рода. Зачинателем этого рода по Несвижской линии был Ян Радзивилл по прозвищу Бородатый.
Лучше будь прост да честен, чем умен и лжив. /Софокл/
Аватара пользователя
Alexmak
 
Сообщения: 1307
Зарегистрирован: 18 фев 2012, 20:30
Откуда: Нясвiж
Благодарил (а): 897 раз.
Поблагодарили: 762 раз.

Re: Фальклор Беларусi

Сообщение Alexmak » 17 май 2012, 22:07

"12 апостолов"

Князья Радзивиллы — богатейший магнатский род. Веками они наполняли ценностями свою главную резиденцию — Несвижский замок. К XVIII веку богатства замка достигли фантастических размеров. Много экзотических вещей хранилось в сокровищнице. Например, выделялся стол дивной работы на 12 персон мастеров эпохи Возрождения, происхождение которого неизвестно. В.Сырокомля шутил, что на нем Радзивиллы подсчитывали свои миллионные прибыли.

Во время угрозы военного нашествия сокровища прятались в тайниках подземных ходов замка. Это была сокровищница Радзивиллов, про которую знал только князь и его доверенный слуга. Князь являлся хранителем сокровищницы и не имел права ничего из фамильных драгоценностей ни продать, ни отдать в приданое, ни вывезти за пределы замка.

Немногим посчастливилось заглянуть в сокровищницу. В донесении императрице Екатерине II князь М.В. Репнин, который был в составе свиты короля Станислава Августа, писал: "Король заехал к К.С. Радзивиллу в Несвиже. После блестящего фейерверка и обеда на 300 персон король спустился в подземелье замка и увидел золотые слитки, сложенные до самого потолка". А также в Несвижском замке хранилась богатейшая коллекция оружия, бриллиантов, ценнейший архив и библиотека, фамильное серебро и многое другое. Но главной "изюминкой" собрания Радзивиллов была коллекция "12 апостолов". Это статуи двенадцати апостолов в человеческий рост из золота и серебра, усыпанные драгоценными камнями. Апостолы украшали Голубую залу в Несвижском замке.

Считают, что апостолов привез из Константинополя в начале XVIII века один из первых представителей рода, как трофей. После освящения статуй в 1759 году в Ватикане, Радзивиллам была вручена грамота, которая давала возможность любому представителю рода беспрепятственного доступа в резиденцию Папы Римского.

В 1771 году коллегия фарного* иезуитского костела в Несвиже, родовой усыпальнице князей Радзивиллов, пригласила знаменитых мастеров из Варшавского Собора святого Яна для реставрации большого живописного полотна "Тайная вечеря", которое занимало всю алтарную часть храма. Художникам для работы нужны были модели апостолов. Им показали "12 апостолов" из золота и серебра. Каково же было их удивление, когда они увидели полную идентичность статуй "Тайная вечеря" Леонардо да Винчи в Миланском монастыре Санта Мария де Грация с "12 апостолами". Мастера были ошеломлены, но факт странного совпадения так и не смогли объяснить...

Во второй половине XVIII века хранителем сокровищницы был Кароль Станислав Радзивилл (Пане Коханку), известный своими чудачествами и размахом жизни. К фамильным реликвиям он относился весьма трепетно, но именно он и нарушил наказ предков. Пане Коханку не только вывозил за пределы замка "апостолов", но даже в карты проигрывал (правда потом всегда выкупал).

Сокровища Радзивиллов не давали покоя грабителям. "12 апостолов" пытались выкрасть, но воры были пойманы. Чтобы позаботиться о сохранности семейной реликвии, "апостолы" были спрятаны в сокровищнице, а их точные копии, сделанные придворным мастером из воска, украсили Голубую залу. Статуи восковых "апостолов" были настолько точно сделаны, что никто из гостей не мог распознать в них подделку. Там же были выставлены восковые фигуры наказанных разбойников. Эти восковые статуи были отлиты с натуры, часто с волосами "оригиналов". Поговаривают, что были созданы также восковые статуи вельмож, королей, предводителей народных восстаний. Это, как пишет минский журналист В. Бобрович, была первая в мире коллекция восковых фигур и существовала она намного раньше, чем знаменитая лондонская галерея.

После смерти К.С. Радзивилла все огромное наследство перешло к его племяннику Доминику Радзивиллу. В 1812 году, находясь на службе у русского императора, он перешел на сторону Наполеона. По одной из версий, он пополнил сокровищницу московскими ценностями. Из захваченной французами Москвы потянулись в Несвиж обозы с музейными реликвиями, церковными атрибутами, даже с позолоченными листами, снятыми с куполов московских храмов. Вероятно Доминик Радзивилл перекупил все это у французов. При молниеносном отступлении Доминик с частью своих людей заехал в замок только на несколько часов. Он успел отдать распоряжения своему доверенному слуге Адаму относительно тайника для сокровищницы и нескольких подвод, которые должны были быть отправлены с частью ценностей замка вслед за ним в Вильно. Но вскоре в город вступили русские войска под руководством адмирала Чичагова. Адмирал отправил в Москву 40 подвод, на которые погрузили "коллекцию разных ценных камней, бриллианты в оправе и без оправы, также подобранные в разные коллекции; много табакерок золотых и серебряных, украшенных бриллиантами...". Вывезли также много столового серебра (на 100 персон), иностранный фарфор и фаянс, нумизматические коллекции, очень профессионально подобранные; "самые ценные иностранные предметы живописи", китайские и турецкие накидки на коней, оружие, рыцарские доспехи, старинные серебряные изделия, кубки "разными штуками и ценными медальонами облепленные", маршальские жезлы, украшенные золотом и бриллиантами, и многое другое. В разграблении замка принимал участие не только адмирал Чичагов, но и многие другие. Это была месть Доминику Радзивиллу за его участие в походе на Москву.

Когда русские войска только вошли в Несвиж и начали делать опись исторических и других ценностей замка, доверенный слуга Адам повел себя агрессивно. Он обладал огромной силой, крутым нравом и тяжелым характером. Какуправляющий замка он держал многочисленные отряды слуг в постоянном страхе, жестоко наказывал за малейшую провинность. Однажды в замке были найдены задушенными двое дворовых, которые незадолго до этого пообещали показать тайники, где были спрятаны наиболее ценные радзивилловские сокровища. Позже таким же образом погибли два солдата.

Адам рискнул тайно отправить на лошади гонца с запиской князю Радзивиллу, где сообщалось, что "12 апостолов" и сокровищница спрятаны, как договорились. Гонца схватили русские офицеры около Мира и привезли записку в Несвиж. Тут скоро узнали, что записку написал управляющий замка. Адама арестовали, но на допросах он ничего не сказал. Слуги осмелели и начали доносить, что это Адам убил двух солдат. Полевой суд приговорил управляющего к смерти и приговор был приведен в исполнение. Другой знаток тайны клада, сам князь, через некоторое время был смертельно ранен и умер...

Чуть позже, когда специальная комиссия закончила опись ценностей замка, выяснилось, что не хватает многих наиболее ценных предметов, в том числе и "12 апостолов". Только теперь царские военные чиновники поняли, что с исполнением приговора они поспешили. С той поры делались многочисленные попытки найти сокровищницу, но успеха они не имели.

Кто-то из старожилов Несвижа припомнил, что незадолго до ареста "Адама для особых поручений", дождливой ночью, неподалеку от замка раздались два мощных взрыва. Утром увидели два глубоких провала, которые, не проверив, быстренько засыпали землей и заровняли, а сверху еще и посеяли траву. Только через некоторое время появились подозрения, что это Адам со своими доверенными людьми, дождавшись непогоды и спрятав скульптуры апостолов, взорвал подземные переходы. Это дает надежду, что самые ценные предметы из сокровищницы все еще находятся в окрестностях Несвижского замка.

Искали ВСЕ, ищут и по сей день..... :)
Лучше будь прост да честен, чем умен и лжив. /Софокл/
Аватара пользователя
Alexmak
 
Сообщения: 1307
Зарегистрирован: 18 фев 2012, 20:30
Откуда: Нясвiж
Благодарил (а): 897 раз.
Поблагодарили: 762 раз.

Re: Фальклор Беларусi

Сообщение Alexmak » 22 май 2012, 23:23

Продолжу...... еще одна история о поиске сокровищ..... ;)

Многие исторические и художественные ценности, которые находились в Несвижском замке и были приобретены на средства, добытые тяжким трудом многих тысяч крестьян и ремесленников, навсегда потеряны для Беларуси. Разными путями терял Несвиж, а вместе с ним и вся Беларусь, произведения искусства, редкие и дорогие книги и летописи, древ- нее оружие и т. д. Приведем только одну историю потерянного для замка редкого оружия.

В минувшем столетии один заядлый коллекционер по фамилии Унеховский, который хорошо знал по описи все драгоценные вещи из Несвижского замка, не мог найти некоторые из них ни в одном музее мира. Особенно его заинтересовало оружие, которое делал для Радзивиллов испанский мастер эпохи Возрождения. Оружейник жил в Толедо и выполнял заказы испанских королей. Творения его рук украшали когда-то Рыцарский зал замка, а потом бесследно исчезли. Коллекционер решил попытать счастья и направился в Несвиж, хотя город после 1812 года уже пришел в упадок.

Разрушался и замок, где по залам свободно гулял ветер, легко добирался до каждого уголка через разбитые стекла. Унеховский знал, что многие ценные вещи можно найти у местных жителей. Он остановился у знакомого небогатого шляхтича, но ничего не сказал ему о цели своего приезда. Однажды искатель древностей совершенно случайно заметил, как шляхтич кормил поросят из какой-то удивительной посудины. Этот предмет сразу же привлек внимание гостя. Хозяин очень удивился, когда услышал просьбу продать посудину. Унеховский не ошибся в своем предчувствии. Когда посудину отчистили от грязи и черноты, увидели золотые узоры и знак мастера из Толедо. Это была только «спина» от древнего комплекта оружия. Но даже и ее Унеховский сумел обменять на золотой реквизит, который когда-то принадлежал Мазепе. «Спина» попала в один из европейских музеев.

Приблизительно в то же время отправился в Несвиж на поиски недостающих деталей к «спине» какой-то авантюрист. Перед этим он взял свидетельство на право привести в порядок металлические панцири рыцарей в замке. Он даже не потребовал платы, объяснив свое желание только великой любовью к древним вещам. Но то, что искал тайно, так и не нашел. Когда собирался уже покинуть замок, одна старая женщина вспомнила, что есть на хозяйственном дворе огромная яма-бункер, где когда-то Радзивиллы держали медведей. Теперь там много всякого лома. Коллекционер не оченьто обрадовался, потому что уже потерял надежду найти чтонибудь. Какова же была его радость, когда в этом ломе он нашел кирасу к «спине» и детское оружие маленького Николая Сиротки со знаком того же мастера. Только эти, никому, как считали дворовые люди, не нужные «железяки», коллекционер и попросил за свой труд. Продав их музею, он получил огромные деньги. А вскоре чудесная находка была продана за океан и попала в один из нью-йоркских музеев. Тут рассказана судьба только двух вещей из миллионов пропавших драгоценностей, которые по праву принадлежат белорусскому народу.
Лучше будь прост да честен, чем умен и лжив. /Софокл/
Аватара пользователя
Alexmak
 
Сообщения: 1307
Зарегистрирован: 18 фев 2012, 20:30
Откуда: Нясвiж
Благодарил (а): 897 раз.
Поблагодарили: 762 раз.

Re: Фальклор Беларусi

Сообщение Alexmak » 31 май 2012, 23:55

"Наследник Микеланджело"

До наших дней сохранились в Несвиже чудесные здания феодального замка, иезуитского костела, городской ратуши, женского монастыря, Слуцких ворот, «Домика на рынке» и других архитектурных памятников. В великом удивлении замирают многочисленные гости города перед этими творениями прошлых лет. Часто им рассказывают совсем не оригинальную легенду о том, что архитектора и художников ослепили, чтобы они уже никогда не смогли создать подобное. Эта легенда не имеет достаточных исторических оснований. Хорошо известно только то, что главным архитектором Несвижского дворцово-замкового комплекса и костела иезуитов был итальянец Ян Мария Бернардони. Это он, молчаливый монах из небольшого города Комо, ученик Виньолы, который работал с Микеланджело, сам участник строительства собора Святого Петра в Риме, принес могучие идеи эпохи Возрождения на земли славян. Считают, что он умер в Несвиже в 1605 году. Самые чудесные его произведения сохранились в небольшом белорусском городе и в наши дни вызывают восхищение своей нетленной красотой. Легенда о художнике, которого лишили зрения, упорно живет на Несвижской земле. Кто был тот художник в действительности — неизвестно.


"Чудачества Кароля Станислава Пане Коханку"

Наибольшее количество преданий сложено про чудака, фантазера и пьяницу Кароля Станислава Радзивилла по прозвищу Пане Коханку. Про его похождения любил слушать молодой военный фельдшер Константин Паустовский, когда лечился в несвижском госпитале во время первой мировой войны. Когда ему разрешили ходить, он навещал старожилов Несвижа и выслушивал многочисленные легенды, которые ходили про времена Пане Коханку, по тысячи «хлопов», которые стояли с факелами вдоль дороги на Несвиж, когда Пане Коханку встречал авантюристку Кингстон, о шумных охотах, пирах, самодурстве. Распространенным стал анекдот о том, как Кароль Станислав научился читать. После смерти первых двух детей родители не заставляли учиться сына-лентяя. Даже в пятнадцать лет, мол, панич не умел читать, пока одному хитрому учителю не пришла в голову оригинальная идея научить его буквам. Он рисовал мелом на доске, а потом просил ученика целиться в них из лука. Может быть, такой способ и применил какой-нибудь оригинальный учитель княжича, но, конечно, не в пятнадцать лет. Автору удалось найти письма, которые писал в семилетнем возрасте Пане Коханку, сын одной из самых образованных женщин Европы, первой писательницы-драматурга всей Речи Посполитой Франтишки Уршулы Вишневецкой-Радзивилл. В Несвиже популярно и предание о том, как Пане Коханку катался в санях, запряженных медведями. Неизвестный художник передал это на картине «Своевольная езда Пане Коханку». На ней развалился в одноместных санях горделивый магнат. Он отвернулся от людей, которые в страхе убегают от необычного кортежа. Кони встали на дыбы, почуяв диких медведей. Сколько могло быть жертв при таких забавах! Рассказывают, что Пане Коханку пробовал кататься летом на сайях по дороге, усыпанной солью. Писатель П. И. Мельников-Печерский написал об этом в книге «Княжна Тараканова и принцесса Владимирская». В Несвижском замке однажды летом собралось множество гостей. Бал продолжался до глубокой ночи, но и ночью гости страдали от жары. Красивые девушки и молодые женщины часто меняли свои наряды и вытирали платочками лица. Довольно полный, князь больше всех страдал от жары. В один из таких моментов он обратился к присутствующим и пообещал наутро в Несвиже зиму и катание на санках. Такая шутка была слишком смелой даже для князя. Гости решили, что князь очень пьян. Но каково же было их удивление, когда утром они увидели «снег» на дворе замка и санки, которые уже ждали их. И все это под лучами горячего летнего солнца! Присмотревшись, гости поняли, что все окружающее пространство было усыпано солью. Дорогой, привозной в то время из-за границы! Кареты поехали к костелу. После такого катания крестьяне и беднейшая шляхта запасались дефицитом на годы. Однажды князь увидел, как один шляхтич сыпал соль с дороги в свою бричку. Он приказал слугам насыпать соли до самого верха, чтобы жадный пан шел рядом пешком, а люди знали, какой он скряга и как унизил свою дворянскую честь. Рассказывает писатель в своей повести еще про один случай в духе Пане Коханку, великого выдумщика и фантазера, которого называли вторым бароном Мюнхгаузеном. Однажды князь так разошелся, что даже его закадычный друг, небогатый шляхтич, не выдержал и обозвал князя лжецом. Тот в запальчивости ответил оплеухой. Это великое оскорбление замутило разум гордого шляхтича, и он бросился на Радзивилла с ножом. Чуть успели схватить его за руки и вывести из замка. Оскорбленный шляхтич начал судебное дело за свою честь, но суд оказался на стороне богатого. Бедолага все просудил до нитки и однажды появился в замке перед князем. Удивленный магнат спросил, как он осмелился появиться ему на глаза, и вот что услышал в ответ. На свете есть два дурака: первый - князь, потому что осмелился равнять себя с Екатериной Великой, а второй — он, шляхтич, потому что взялся судиться с князем. Сравнение с императрицей понравилось Радзивиллу, он заключил былого друга в объятия, все ему простил и отдал просуженную собственность. Много написано и рассказано про шумные игрища Пане Коханку, когда он мог появиться на главной площади города в одежде Бахуса, сидя на бочке с вином. В. Сырокомля в стихотворении «Иллюминация» описывает, как расплачивались бедняки за такие игры магната.

Князь Нясвiжскi Кароль, дайце веры мне, дзеткi,
Пэуна, мора меу грошы,
Не чувана нiдзе дый не бачана гэткай
I за светам раскошы.
Хай Шыбiцкi, Ляховiч — старыя — раскажуць,
Iм жа добра вядома,
Як жылi, як гулялi паны безразважна,
Калi меу хто маёмасцъ.
Колькi птаства на кухню шло, колькi трункау,
Як iгралi музыкi,
Калi князь на дзiвосы свае ды частункi
Панства рознае клiкау.
От, вядома, шалеюць з раскошы магнаты,
Шум i смех у палацы,
Плацяць плачам за гэта змарнелыя хаты,
Плацяць чорнаю працай...
...Там венгерскае п'юць, забауляюцца госцi
У раскошы, у багаццi,
А тут палiць святло i па сыне галосщь
Змiзарнелая мацi
Бочкi рознага трунку прывезлi з палаца,
Вiны, моцную старку,
I мяшчане на плошчу бягуць частавацца,
Задарма выпiць чарку.
Калi ж князю крычаць пачыналi вiваты,
Зычыць год яму многа,
Я дабегла да сына у халодную хату,
Ды знайшла нежывога.

I праз дзень яшчэ цешылi усiх да астачы
Iмянiны у Нясвiжы...
Я ж на могiлкi йшла за труною дзiцячай,
На плячах несла крыжык.
Лучше будь прост да честен, чем умен и лжив. /Софокл/
Аватара пользователя
Alexmak
 
Сообщения: 1307
Зарегистрирован: 18 фев 2012, 20:30
Откуда: Нясвiж
Благодарил (а): 897 раз.
Поблагодарили: 762 раз.

Re: Фальклор Беларусi

Сообщение Alexmak » 03 июн 2012, 22:37

"Башня убийцы"

Есть в Несвиже не совсем обычный памятник, который связан с именем небезызвестного Фаддея Булгарина, а точнее, с его дедом Скандербеком. Говорят, что он один и похоронен в часовне, которая разместилась около пышного костела. Небольшая башенка уступает по красоте и художественному оформлению своему величавому соседу. Скандербек по прозвищу Булгарин происходил из рода известного героя далекой Албании. Он поселился на белорусских землях после того, как эти места обезлюдели в результате долгих кровопролитных войн. Сюда приглашали селиться всех, кто захочет, давая большие привилегии и освобождая от податей и налогов на долгие годы. Ходил слух, что Скандербек убил на меже своего соседа Узловского, поссорившись с ним. Он очень жалел, что так случилось. По Литовскому статуту убийца должен был откупиться от родственников погибшего. Пока велись переговоры, Скандербек построил эту небольшую башню и по нескольку дней один, без пищи и воды, замаливал тут свой грех. Говорят, что в числе деревень, которые отошли семье убитого, были и современные Ганцевичи. Скандербек заплатил церкви на 350 лет вперед, чтобы после его смерти каждый год отправляли по его душе специальную службу. О часовне подробно рассказал польский писатель Генрих Жевусский, друг знаменитого поэта Адама Мицкевича. В историческом романе «Воспоминания Соплицы» он пишет: «В одно светлое Христово Воскресение князь Пане Коханку, едучи к заутрене, услышал, как кучер крикнул форейтору: «Не бери вправо, поезжай прямо на Булгаринскую часовню». Возвратившись в замок с многочисленной свитой дворян и отметив Пасху венгерским вином, Пане Коханку разгневался.

— А по какому праву господин Булгарин поместился возле моего костела?— спросил вдруг князь. Ему рассказали о происшествии. — Я не хочу, чтобы убийцы лежали возле Радзивиллов. Выбросить немедленно Булгарина в поле!

Каноник Гесс, священник замковой часовни, объяснил, что духовные законы запрещают выкапывать тела из могилы.
- Так послать пушки и разбить ядрами часовню! - воскликнул князь. Ему ответили, что при этом можно сжечь весь город.

- Если так, то я сам поеду и управлюсь с этим Булгариным... Запрячь лошадей!

Когда подали лошадей, князь уговорил своего любимца Леона Боровского ехать с ним к часовне. Приехав на место, князь попросил Боровского вызвать Булгарина на дуэль. Был разыгран очередной спектакль в духе Пане Коханку.

- Господин Булгарин' Его сиятельство вызывает Вас на поединок! - закричал Боровский, войдя в часовню.

— И что? — спросил князь из коляски.

- Молчит, - ответил Боровский.

- Следовательно, он трус, - промолвил князь. - Скажи эму это!

— Его сиятельство почитает вас трусом! — прокричал Боровский.

- И что? - снова спрашивает князь. — Молчит, — произносит Боровский.

— Скажи ему, что он дурак!

Боровский повторил и, чтобы кончить фарс, который и ему уже надоел, ответил, что, кажется, Булгарин сам сюда идет, потому что в склепе что-то шевелится.
— Если так, то поворачивай лошадей! Не хват, когда не отозвался на первый вызов, а я не хочу иметь дело с людьми, которых надо по три раза вызывать на дуэль. Тем дело и кончилось, а часовня Булгарина стоит невредима до наших дней».

"Был ли Пушкин в Несвиже"

Пути многих известных людей прошли через Несвиж. В их числе были государственные деятели, полководцы, ученые, писатели, художники, музыканты. Различные цели приводили в Несвиж Сымона Будного, Данилу Наборовского, Петра I, Карла II, А. Суворова, П. Багратиона, польских королей, русских генералов и адмиралов. Некоторое время жил тут молодой Рылеев после окончания кадетского корпуса, учились Владислав Сырокомля, Якуб Колас, Кузьма Черный, Адам Богданович (отец Максима Богдановича) и другие. Свои воспоминания о Несвиже оставили К. Паустовский, В. Катаев. Очень распространенной была легенда о пребывании А. Пушкина в древнем белорусском городе. Говорят, что это случилось после восстания на Сенатской площади, когда на западных рубежах России отбывали ссылку некоторые офицеры, близкие друзья русского поэта. Он навестил их. Из уст в уста переходили подробности этого визита. Тут присутствует и ванна с шампанским, в которой будто бы выкупали Пушкина, и осмотр памятников, и знакомство с прототипами героев будущих произведений. Но это только легенда. Никаких следов визита Пушкина найти не удалось.
Лучше будь прост да честен, чем умен и лжив. /Софокл/
Аватара пользователя
Alexmak
 
Сообщения: 1307
Зарегистрирован: 18 фев 2012, 20:30
Откуда: Нясвiж
Благодарил (а): 897 раз.
Поблагодарили: 762 раз.

След.

Вернуться в 1.Краеведение / Краязнауства

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1