Свадебные традиции Рима! (отличия и совпадения)

Cтатьи, дискуссии, систематизация научных, научно-популярных, познавательных и просветительских материалов по археологии, культуре и истории)/ Публікацыі і даследаванні (артыкулы, дыскусіі, сістэматызацыя навуковых, навукова-папулярных, пазнавальных і асветніцкіх матэрыялаў па археалогіі, культуры і гісторыi

Свадебные традиции Рима! (отличия и совпадения)

Сообщение CTPAHHuK » 18 дек 2018, 13:54

В Риме существовало два рода браков: брак патрицианский и брак плебейский; брак путем confarreatio и брак путем coemptio.

Не беспокойтесь, дорогой читатель: все это сейчас станет ясно, как день.

Сначала, как и у нас, заключался брачный договор. Юрисконсульт, который выполнял обязанности нотариуса, прочитывал текст договора,
и прежде, чем представить его к печатям, то есть на подпись заключившим его, он произносил эти сакраментальные слова:

«Помолвки, равно как и свадьбы, заключаются только по добровольному согласию сторон, и девица может воспротивиться отцовской воле,
если гражданин, которого предлагают ей в женихи, был замечен в бесчестных поступках, или если его поведение было предосудительно».

Если ничего такого не было, и если стороны были согласны, муж в подтверждение своих намерений, отраженных в договоре,
дарил своей жене железное колечко, цельное и без всяких камней. Жена надевала его на предпоследний палец левой руки, потому что,
согласно римскому поверью, там проходил нерв, который связывал этот палец с сердцем.

– Не на этом ли пальце, мои прекрасные читательницы, вы и по сей день носите его, часто и не подозревая об этой связи?

После этой помолвки назначался день свадьбы. – Обычно, поскольку девушки обручались в тринадцать или четырнадцать лет, отсрочка составляла примерно год.

Выбор этого дня был очень непростым делом. Браки не полагалось заключать в мае, так как этот месяц неблагоприятен для свадеб из-за лемуралий (Овидий, Фасты, V, ст. 487).

Браки не полагалось заключать в дни, предшествующие июньским идам, то есть с 1 по 16 число этого месяца, потому что эти пятнадцать дней,
равно как и предыдущие тридцать один, неблагоприятны для свадеб. (Опять смотрите Овидия, Фасты, VI, ст.219).

Не следовало также жениться в квинтильские календы, то есть 1 июля, по той причине, что 1 июля был праздничным днем,
и в этот день никто не имел права совершать насилие; а считается, что муж всегда совершает насилие над своей женой,
если только он не женится на вдове. (Смотрите у Макробия, Сатурналии, I, 15).[24 - Макробий в Сатурналиях I, 15, 24 не делает разницы между июльскими и другими календами.]

Другими негодными для заключения брака днями являлись следующие дни после календ, ид и нон, поскольку они были религиозными днями,
в которые позволялось делать только совершенно необходимые вещи. (Смотрите… смотрите об этом у многих авторов, с учетом того,
что в Риме заключение брака никогда не считалось необходимостью. Итак, смотрите: Макробий, Saturn., 15 и 16; Плутарх, Qua;s. rom., стр. 92; Тит Ливий, VI, I; Авл Геллий, Т. 17, Fest. relig.)

На заре Республики девица со своей матерью и несколькими близкими родственницами отправлялась провести ночь в храме, чтобы послушать,
не подаст ли голос какой-нибудь оракул; но позднее было достаточно просто слова жреца, что никакого неблагоприятного знамения не было, и все шло как нельзя лучше.

Религиозный брак заключался в домашнем святилище. В ожидании его невесту облачали в белую цельную тунику; ее талию стягивали пояском из овечьей шерсти;
ее волосы разделяли на шесть прядей и укладывали на макушке в виде башни, увенчанной венком из цветущего майорана; ее покрывали прозрачной фатой цвета пламени.
Именно от этой фаты – nubere, окутывать покрывалом, – произошло слово nuptioe;, свадьба.

Башмаки тоже были цвета пламени, как и фата.

Фата была заимствована из одеяния жриц, для которых развод был запрещен, а прическа – у весталок. Соответственно, эта прическа была символом непорочности молодой супруги.

У нас майоран заменила веточка флердоранжа; но этот флердоранж, как и колечко на пальце, связанным с сердцем, является античной традицией.
Невесту покрывали фатой только на патрицианских свадьбах. Чтобы узаконить такой брак, требовалось десять свидетелей. Оба супруга усаживались на парные кресла,
покрытые шкурой жертвенной овцы с сохраненной на ней шерстью. Жрица вкладывала правую руку девушки в правую руку юноши и произносила определенную предписанную
таинством формулу, которая гласила, что жена должна разделять имущество своего мужа и все его начинания. Затем в честь Юноны, покровительницы брака,
совершались возлияния из вина с медом и молока, и в этих возлияниях использовалась пшеничная лепешка, называемая far, которую приносил и подавал муж:
от этой лепешки и произошло слово confarreatio.

Во время брачных жертвоприношений желчь животного выбрасывалась за жертвенник, в знак того, что всякая горечь изгоняется из этого союза.

Другой род бракосочетания был плебейским, и носил название coemptio – от глагола emere, покупать; при таком браке муж покупал себе жену,
а жена становилась рабыней своего мужа. Ее продавал отец или опекун, в присутствие магистрата и пяти римских граждан, достигших совершеннолетия.

Весовщик денег, без которого обычно не обходилась ни одна продажа с торгов, также непременно присутствовал на подобном бракосочетании.

Впрочем, акт продажи был совершенно символическим; продажная цена выражалась всего одним медным асом, то есть самой тяжелой, но самой мелкой римской монетой.
Один ас стоил что-то около шести сантимов и три четверти. Ас делился на семиссы, половины аса; на триенсы, трети аса; на квадранты, четверти аса; на секстаны,
шестые части аса; на стипы, двенадцатые части.

Странность такого рода свадеб заключалась в том, что ас, за который ее покупали, приносила сама женщина; так что на самом деле это не муж покупал себе жену, а жена покупала себе мужа.

В этом случае вопросы в трибунале претора задавали сами муж и жена, а не юрисконсульт.

– Женщина, говорил будущий супруг, желаешь ли ты стать матерью моей семьи?

– Желаю, – отвечала женщина.

– Мужчина, говорила она, желаешь ли ты стать отцом моей семьи?

И мужчина в свою очередь отвечал:

– Желаю.

Знатной девице такого вопроса не задавали. Девица благородного происхождения становилась матроной; девушка из народа становилась матерью семьи.
– Само слово семья напоминало о рабстве; раб составлял часть семьи. В знак зависимости, в которую отныне попадала молодая супруга,
один из участников обряда разделял ей волосы на пряди при помощи дротика, проводя острием по ее голове шесть раз.

Затем юноши хватали новобрачную, поднимали ее на плечи и несли от трибунала претора до супружеского дома, громко крича: «К Таласию! к Таласию!»
Мы уже объясняли значение этого клича. По пути к дому процессия останавливалась перед одним из тех небольших жертвенников богов домашнего очага (ларов)
– ларариев, которые можно было увидеть на каждом перекрестке. Новобрачная доставала из кармана второй ас и отдавала его ларам. Войдя в дом,
она шла прямо к пенатам, и отдавала им третий ас, достав его из своего башмака или сандалии.

Итак, брак у римлян имел две разновидности, пользовавшиеся почти одинаковым почтением: брак священный, confarreatio; брак путем купли-продажи, coemptio.

А.Дюма. Цезарь. Глава 20. 1855 год.

Отличия в других странах около Беларуси:
В Финляндии решающим моментом сватовства являлось посещение невестой дома жениха, где она оставалась на неделю, выполняя при этом какую-нибудь работу (сшить жениху штаны, починить белье и т. д.).
В Уэльсе одетых юношу и девушку связывали веревкой, оставляя узел, и укладывали в постель. Если они не желали вступать в брак, то ночью узел развязывали, а если узел оставался неразвязанным, то их признавали женихом и невестой. (Римская провинция не сохранившая традиции Рима).
В Болгарии есть традиция: когда невеста и жених покидают праздник, вместо риса или пшеницы их осыпают плодами инжира.
В Норвегии в самом конце свадебного пира подавала сыр невеста. Она была обязана обойти всех гостей, отрезать и подать каждому кусочек сыра. По тому, как искусно он отрезан, судили об умении и хозяйских способностях молодой жены.
Накануне свадьбы в Германии к невесте в дом приходят ее друзья и разбивают у порога дома тарелки. Чем больше осколков, тем больше будет счастливых минут в их жизни.
Раньше в Испании был широко распространен обычай разлучать новобрачных после свадебного пира. Иногда им приходилось проводить первую брачную ночь в присутствии специального стража, который следил за соблюдением полового табу (снова римская провинция).
В Греции невеста в день свадьбы кладет в перчатку кусочек сахара, чтобы любовь всегда была сладкой (римская провинция с собственной сильной культурой).

Свадебные традиции в ВКЛ и современной Беларуси более похоже на смесь патрицианской и плебейской свадьбы, странно, не так ли?
Традиции не слишком отличались от римских, как в других странах и бывших провинциях Рима.
Можно ссылаться на влияние запада, что в корне не верно, так как ВКЛ являлось основоположником традиций в центральной и восточной Европе.
Если есть желание, то проводите аналогии дальше, но факт остается фактом, что римские традиции глубоко сидят в традициях Нашего Народа!
Не знать истории — значит всегда быть ребёнком. Марк Туллий Цицерон
Аватара пользователя
CTPAHHuK
 
Сообщения: 19
Зарегистрирован: 11 дек 2018, 15:10
Откуда: Менск
Благодарил (а): 3 раз.
Поблагодарили: 5 раз.

Вернуться в Публикации и исследования

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1