Результатов поиска: 110

Вернуться к листу благодарностей

Re: Провинциальная Беларусь: город Несвиж

Моё знакомство с г.Несвижем состоялось 20 лет назад.Правда,наслаждение от созерцания красоты города и окрестностей омрачало одно обстоятельство-служба в армии.На армейском фото(я слева), мы после многокиллометрового кросса на время, в котором я узнал, как открывается "второе дыхание". :D
http://savepic.su/1436479m.jpg
Часто приезжаем в Несвиж с женой и детьми отдыхать.
http://savepic.su/1420081m.jpg
Парк
http://savepic.su/1383230m.jpg
http://savepic.su/1436465m.jpg
http://savepic.su/1433393m.jpg
http://savepic.su/1393459m.jpg
Замок
http://savepic.su/1428273m.jpg
http://savepic.su/1426225m.jpg
http://savepic.su/1419057m.jpg
http://savepic.su/1417009m.jpg
Ратуша
http://savepic.su/1423153m.jpg
http://savepic.su/1409841m.jpg
Gen
21 фев 2012, 13:50
 
Перейти в форум
Перейти в тему

Re: Провинциальная Беларусь: город Несвиж

redflag писал(а):Парочка моих фото с высоты птичьего полета в обзоре Алексея радуют самолюбие. Всем привет из Несвижа!

А меня впечатлило, как это происходило, да и с каким спокойным лицом! :o :)
Дима-с высоты орлиного полёта! :D
Изображение
Gen
21 фев 2012, 21:30
 
Перейти в форум
Перейти в тему

Re: Провинциальная Беларусь: г.Полоцк

Может другие города по тиху подтянуться?

Будем надеяться..... :twisted: а если что, то у меня еще есть о чем рассказать ;)

Очень бы хотелось увидеть подобную тему о Пинске , от одного из наших активных форумчан :roll: :beer: тем более, что я в Пинске никогда не был... :pardon:
А что писать?!Одни болота! ;)
Gen
27 фев 2012, 01:06
 
Перейти в форум
Перейти в тему

Беларусь. Пинск.

http://savepic.su/1465572m.jpg

Пинск (белор. Пінск, укр. Пинськ) — город областного подчинения, центр Пинского района Брестской области Беларуси. Население Пинска составляет около 130,6 тыс. человек. Площадь Пинска — 5048 га. Название по расположению на реке Пина, левом притоке Припяти; гидроним от пин 'остановка, пристань, омут на реке, запруда'.

Культурный и исторический центр Пинска — площадь Ленина — географически находится на окраине города, на берегу реки Пины. Пинск считается одним из исторических и культурных центров Полесья.

http://savepic.su/1446116m.jpg

Пінск - адзін з самых улюблёных
маіх гарадоў. Ён, як Гродна, мае
сваю фізіяномію. Гэта Горад з
вяікай літары...

Многа, дужа многа паспеў ён
наашчардзіць і назапасіць,
нягледзячы на шаблі заваёўнікаў.

У. Караткевіч

http://savepic.su/1505511m.jpg


ПИНСК — один из древнейших городов Беларуси. Первое летописное упоминание о нем в Ипатьевской летописи относится к 1097 году.

Город находится в узле рек, текущих в Балтийское и Черное моря. Здесь когда-то пролетал древний путь из “варяг в греки”.

В период Киевской Руси входил в состав Турово-Пинского княжества. Выгодное географическое положение способствовало его быстрому росту и развитию. С конца ХII в. определяется как столица самостоятельного Пинского княжества. В начале ХIV в. Пинск вошел в состав Великого княжества Литовского, В 1385 г. между Великим княжеством Литовским и Польшей была заключена уния — соглашение о союзе, что позволило объединиться для совместной борьбы против Тевтонского ордена. Решающее сражение с тевтонскими завоевателями произошло в 1410 г. у Грюнвальда.

Среди сражающихся был и Пинский полк. В 1521 г. Польский король Сигизмунд I упразднил Пинский удел и передал город своей жене королеве Боке. Сохранившиеся описи середины ХVI в. рисуют стремительный рост города. В 1569 г. между Великим княжеством Литовским и Польшей заключена новая уния об объединении в государство Речь Посполитую. Пинская и Берестейские земли были объединены в Брест-Литовское воеводство. Пинск стал уездным центром. В 1581 г. город получил магдебургское право и свой герб: на красном поле щита золотой лук с натянутой тетивой и стрела со стальным наконечником. Магдебургское право затем подтверждалось в 1589, 1633, 1650, 1785 гг.

В результате войн город неоднократно подвергался по- жарам и разорениям, особенно в период национально-освободительной войны 1648—1654 гг., русско-польской 1654—1667 гг., Северной войны 1700—1721 гг. После раздела Речи Посполитой в 1793 г. Пинск отошел к России и стал уездным городом Минской губернии. В первой половине ХIХ в. Пинск становится значительным торгово-ремесленным центром Полесья.

Однако первая, а затем вторая мировые войны нанесли городу большие потерию. В годы Великой Отечественной войны с июля 1941 г. по июль 1944 г. Пинск был оккупирован немецко-фашистскими захватчиками, уничтожившими свыше 69 тысяч мирных жителей города и военнопленных. Фашисты вывезли оборудование промышленных предприятий, подорвали многие здания, угнали на работу в Германию тысячи пинчан. В Пинске и окружающих его районах действовало патриотическое антифашистское подполье и мощное партизанское движение, в том числе соединение под командованием В.З.Коржа.

http://savepic.su/1479911m.jpg
http://savepic.su/1469671m.jpg
http://savepic.su/1490151m.jpg
http://savepic.su/1468647m.jpg
http://savepic.su/1474791m.jpg

История Пинска в датах

10-9-е тысячилетие до нашей эры - заселение территории западного Полесья.

XI в.
1097 г., 5 ноября[/b] - упоминание о Пинске в "Повести временных лет" как о городе, входившем в состав Туровского княжества. Владимиро-Волынский князь Давид Игоревич, стремясь обострить отношения великого князя Киевского (и Туровского) Святополка Изяславовича и своего соседа князя Василька Ростиславича Теребовльского, наговаривает, будто Василько намерен захватить его Туровские владения.

XII в.
1158 г. - Туровское княжество восстанавливает свою независимость. Туров и Пинск выдержали осаду войск киевлян и союзных с ними дружин.
1183 г. - выделение Пинского княжества в самостоятельное с княжением династии от Ярослава Юрьевича, первого князя Пинского,правнука Святополка Изяславича.

XIII в.
1-я половина XIII ст. - набеги литовцев на Волынь через пинские земли и ответные походы волынян на Литву.
1263 г. - письменное упоминание о православном храме - монастыре в предместье Леще - религиозном и просветительском центре Пинщины. По преданию, здесь жил летописец Митрофон.

XIV в.
1-я половина XIV ст. - окончательное вхождение Пинского княжества в состав Великого княжества Литовского. На местном престоле утверждается княжение от сына Великого князя Гедимина Наримунта (в крещении Глеба). XIV столетием датируется наиболее древний в истории города рукописный памятник - пинское Евангелие.

XV в.
1410 г., 15 июля - участие пинское хоругви в Грюнвальдской битве против крестоносцев.
1-я половина XV ст. - основание католического монастыря ордена францисканцев (по другим сведениям - 1396г.) После перестроек 1510-11 г., 1712-30 гг. архитектурный комплекс, в который входят костел Успения девы Марии (кафедральная Базилика (с 1996 г.)) и бывший монастырь, - одна из наиболее древних сохранившихся в Пинске культовых построек.
1471 г. - как часть королевских владений Пинское княжество передается княгине Марье - вдове Семена Олельковича, владевшео Киевом. Её зять Фёдор Боровский (ум. в 1521 г.) являлся последним пинским князем.

XVI в.
1506 г. - свидетельство о существовании еврейской общины.
1527 г. - последний набег в окресности города крымских татар.
1520 - 1556 г. - управление Пинском королевой Боной Сфорцой. Образование староства (1539 г.).
1561 г. - первое упоминание аптекаря "места Пинскага".
1566 г. - установление границ Пинского повета; учрежден Пинский земский суд (2 февраля).
1581 г., 12 января - город получл магдебурское право (право на самоуправление) и герб. "Стефан. Божьей милостью король Польский, великий князь Литовский... К лепшему пожитку и порядку наших мещан и обывателей места нашего Пинского привесити, ижбы тех в таковом подрядку пожитки и доходы скарбу нашего размножены были, тым подданным места нашего Пинского право Немецкое, которое Майдебурским названо есть, даем...".
В самом конце XV - начале XVI веков местным мастером "попом Анания" были созданы небольшие резные иконки из дерева (С.-Петербург. Ресский музей). В привилегии от 1525 года говорится о живописце навоше. Тем же столетием отмечено время написания иконы Богоматери Одигитрии Иерусалимской (Пинск. Варваринская церьковь).

XVII в.
1623г. - возведение пинской ратуши (не сохранилась).
1630 - 1675 г. -строительство комплекса иезуитского коллегиума - престижного духовного учебного учреждения, дававшего и светское образование.
1633 г. - начало деятельности школы при православном братстве (начало XVII в.).
1640 г. - постройка Большой синагоги (не сохранилась).
1648 г., сентябрь - востание горожан против религиозных и социальных притеснений. Пинчуки вместе с отрядом казаков А.Небабы пытались противостоять регулярным войскам Речи Посполитой.
1655 г., октябрь - разграбление города воеводой Д.Волконским в Русско-Польскую войну (1654-1667).
1690 г. - пинский староста Король Дольский основал предместье Каролин (восточнее современной ул.Советской), которое объединилось с Пинском только в XIX в. С конца XVI ст. здесь существовал бастионный замок князей Дольсих, познее - Вишевичских (не сохранился).
На разные годы XVII ст. приходятся времена пребывания в Пинске святых Русской Православной Церкви игумена Брестского Афанасия Филипповича, игумена Макария Пинского, а так же каталического мученика Андрея Боболи.

XVIII в.
1706 г., май - июнь - во время Северной войны (1700 - 1721 гг.) Пинск заняли шведские войска во главе с королем Карлом XII. при иезуитском коллегиуме начинают работать: с 1706 г. - аптека, с 1727 г. - театр, м 1729 г. - типография.
1700 - 1782 гг. - Строительство костела Карла Баромея.
1786 г. - возведение костела ордена бернардцев (с 1830-х гг. - Варваринская церьковь).
1784 - 90-е гг. - строительство дворца Бутримовича.
После второго раздела Речи Пасполитой Пинск входит в состав Российской империи, Минского наместничества, затем - центр уезда Минской губерни (1796 г.).
1794 г. - составлен наиболее старый из сохранившихся планов города.

XIX в.
1804 г. - найден редкий монетный клад -шесть золотников Владимира Святославовича (850 - 1015 гг.) и византийские монеты.
1812 г.- отряд полковника Жевахова разбил под Пинском отряд французов.
1855 г. - появились первые частные пароходы пинских владельцев.
1858 г. - заложен городской парк. 1 августа открыта гимназия.
Существует мастерская художественной светописи.
1866 г. - появление банковской конторы.
1868 г. - установлен телеграф.
1876 г., июль - положено начало регулярных наблюдений на метеорологической станции.
1879 г. - памятная книга Минской губернии сообщает о традиционных пинсих ярмарках: Троицкой и Онуфриевской (июнь).
1880 г. и 1898 г. - появились гвоздичный и фанерный заводы Лурье.
1882 г. - прокладка южной ветки Полесских железных дорог.
1885 г. - работал судостроительный и механический завод О'Бриена де Ласси. Спустя десять лет был реконструирован.
1892 г.- открыта спичечная фабрика "Прогресс-Вулкан".
1893 г. - забастовка рабочих железнодорожных мастерских.
1894 г. - нарисована Пинская мадонна (А.Ромер. Кафедриальный костел).
1896 г. - осуществлены первые архелегические исследования на месте древнего города (А.И.Миловидов).

XX в.
1904 г. - появление телефонной сети общего пользования.
1910 г., сентябрь - выход в свет газеты "Пинский листок"; 9 декабря - открытие концертного зала.
1911 г., ноябрь - первые сеанци кинематогрофа.
1915 - 1919 гг. - оккупация кайзеровской Германией.
1919 г., 28 января - освобождение города частями Красной Армии и партизанами. Установление Советской власти. 5 марта - вторжение польских войск.
1920 г., июль - наступление Красной Армии на запад и временное восстановление в крае Советской власти.
1921 г, 7 сентября - случился большой пожар. Огнем уничтожена практически вся центральная часть города.
1921 - 1939 гг. - Пинск - центр повета Полесского воеводства Польши.
1924 г. - основан Пинский краеведческий музей. Открыт в 1926 г. Ныне - Музей Белорусского Полесья.
1939 г., 20 сентября - вхождение в состав БССР. С 4 декобря город - центр Пинской области, несколько позже - и района.
1939 г. - созданы судоремзавод (с 1961 г. - судостроительно-судоремонтный завод), молочный завод ( в 1965 г. выстроены новые корпуса).
5 июля 1941 г. - 14 июля 1944 г. - оккупация немецко-фашискими захватчиками.
В июле 1941 г. - создан подпольный горком ЛКСМБ, а в сентябре 1943 г. - горком КПБ(б). Действовало антифашиское подполье, на Полесье борьбу с врагом вело Пинское партизанское соединение.
1942 г., осень - массовые расстрелы гитлеровцами узников гетто.
1944 г., 14 июля - День освобождения Пинска. К 1950 г. разрушенное народное хозяйство Пинска было восстановлено.
1946 г. - построен городской пищекомбинат (с 1976 г. - консервный завод).
10 августа началось движение по первому маршруту городского автобуса.
1949 г. - организован опорный пункт Белорусского Нии картофелеводства и плодоовощеводства.
1939 - 1954 гг. - работал Пинский областной драматический театр.
1954 г., 1 августа - ликвидирована Пинская область.
1956 г. - создан литейно-механический завод, ныне ОАО"Пинский опытно-механический завод".
1958 г. - создан комбинат хлебопродуктов.
1960 г. - вошел в строй завод тскусственных кож (галантерейный цех - 1959 г.).
1962 г., 18 мая - Пинская ТЭЦ включена в единственную энергосистему республики.
1964 г., июль - начало ретрансляции телевизионных программ.
1965 - 1968 гг. - строительство и пуск первой очереди комбината верхнего трикотажа (ОАО"ПТО"Полесье").
1965 г., 7 мая - открытие Пинской картинной галереи.
1966 г., декабрь - образован стройтрест №2.
В Пинске создано Главное управение по осушению земель и строительству совхозов нр Полесье.
1967 г., ноябрь - зажжен вечный огонь у монумента павших от немецко-фашистских захватчиков освободителям Пинса.
1971 г. - на базе существующих деревообрабатывающих предприятий создано производственное объединение "Пинскдрев" (ныне - ЗАО "Пинскдрев").
1976 г. - строится городской Дом культуры.
1979 г. - вошол встрой завод "Камертон". Посроен ДК "Трикотажник".
1982 г. - сданы в эксплуатацию детская бальница и поликника.
Родился стотысячный житель Пинска - Ирина Смолина.
1984 г. - открыта городская многопрофильная больница (с 1981 г. действовала новая поликлиника.
1985 г. - построен спорткомплекс ДОСААФ. Спустя год на нем состоялся 1-й чемпионат Европы по мотоболу. Мотобол в Пинске известен с 60-х годов. В 2004 году на XIX европейском первенстве в Пинске сборная Беларуси впервые стала чемпионом. Выпустил продукцию завод средств малой механизации и металлоконструкций. Открылся Дом культуры и спорта стройтреста №2.
1986 г. - создано ПО "Кузлитмаш". В объединение вошли предприятия литейного оборудования (1971 г.) и кузнечнопрессовых автоматических линий (1976 г.).
1987 г., январь - введен в строй новый автовокзал.
1996 г. - впервые в спортивной истории города завоеваны олимпийские награды.Ярослава Павлович и Тамара Давыденко из экипажа лодки-"восьмерки" финишировали с третьим результатом. Это произошло на XXVI Играх в Атланте.
1997 г. - торжественно отмечен 900-летний юбилей Пинска.
1999 г., сентябрь - в Пинске состолся республиканский праздник - День белорусской письменности и печати. 2000 г. - начало газификации.

XXI в.
2001 г., июнь - пастырский визит Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Освещение Свято-Федоровского собора.
2002 г., 28 июня - открытие памятника партизанам Полесья.
2003 г., июнь - проведение первого съезда ученых - уроженцев Пинска и Пиншины.
2006 г., 14 марта - открытие Полесского драматического театра.
2006 г., 1 сентября - Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко открыл Полесский государственный университет.
2006 г., Октябрь - проведение первой универсальной выставки-ярмарки "Пинские торги "Пинта-2006". Разработан Генеральный градостроительный план развития Пинска.
2007 г., июнь-август - начата масштабная реконструкция площади Ленина (главной площади города).
2007 г., сентябрь - г.Пинск отметил своё 910-летие!
2007 г., 20 сентября - состоялось освящение и установка на звонницу Св.-Феодоровского собора "пинского" колокола-двухтонника, изготовленного на пожертвованиях горожан.
Под эгидой отдела культуры подготовлен и растиражирован компакт-диск "Песни нашего города". В него вошло 14 композиций пинских авторов и исполнителей.
Пинская региональная типография по заказу горисполкома осуществила выход в свет второго издания книги "Древни Пинск" доктора исторических наук, профессора П.Ф.Лысенко.
Записаны компакт-диски с фильмом о Пинске.
Gen
27 фев 2012, 02:29
 
Перейти в форум
Перейти в тему

Re: Беларусь. Пинск.

Продолжая повествование о столице Полесья, хотелось бы упомянуть о важных и неизменных составляющих моего родного города.
(тема будет редактироваться и пополняться)

Пинские болота

Заречье

Самый крупный и непрерывный участок пинских болот лежит между реками Ясельдой, Припятью и Стырью, называется Заречьем. Этот участок пересекается бесчисленным множеством рек, рукавов и протоков, то соединяющихся, то снова разделяющихся. Отдельные песчаные холмы среди болот, покрытых то камышами и лозою, то представляющих открытые видные поверхности, заняты небольшими деревнями, число которых доходит до 70. При вскрытии рек, когда воды их сливаются, Заречье представляет одно обширное озеро, среди которого, как на островах, рассеяны уединенные друг от друга населенные местности. Сухопутное сообщение между ними прекращается тогда обыкновенно на 2 месяца, сообщение же на лодках сопряжено с большими трудностями, а во время бурь даже и с опасностью. То же повторяется и при осенних разливах, хотя и летом, особенно после продолжительных дождей, болота задерживают сообщение или делают его даже невозможным. Впрочем, в сухое лето многие болота превращаются в прекрасные сенокосы и пастбища, тут прокладываются дороги, так что местность утрачивает характер безусловной непроходимости, которым она отличается в дождливое время.
http://savepic.su/1480723m.jpg
http://savepic.su/1467411m.jpg
http://savepic.su/1468435m.jpg

Пинчуки

"... не магу не пакінуць тут урывак з маёй улюбёнай главы "Припятское полесье", адносна кулінарна-пабытовых асаблівасцяў палешукоў. Гэта як развіццё тэмы ў працяг да мінулай загадцы:

Пінчукі. 1838г.
http://savepic.su/1476682m.jpg

Не много крестьян, не только в Белоруссии, но и в других местах, имеют такую обильную и даже прихотливую пищу, как Полешук. Мы уже упомянули, что он охотник и рыболов, а как для охоты, так и для рыболовства ему нет надобности ходить далеко. У него все под рукою. Вот почему у него за обедом вы встретите дикую утку, рябчика, бекаса, куропатку; продавать некому, в город идти далеко, да и не всегда возможно. Он и съедает в свое удовольствие, а ежели появится Еврей-покупщик, ему стоит только немного потрудиться — и дичи сколько угодно. Он скуп на порох и не считает дичь достойною зарядов. Заряды он прячет на лося, на дикого кабана или дикую козу. Для дичи он придумал иные способы. Для нее ему достаточно палки и сети. Он выдумал так-называемую манькуту, т. е. чучело, устроенное наподобие птицы, под которой посыпается зерно гречихи. Тетерева слетаются к манькуте и, когда их соберется десяток или два, Полешук затягивает их в сети и потом бьет палкою. А то есть у него и другой способ. У него приспособлена ручная утка, которой лапки он прикрепляет к деревянному кружку, вокруг посыпает зерно и пускает кружок на воду, обыкновеннно в кустарники. Кружок прикрепляется длинною бечевкою к шесту, вколоченному в землю, а в кустарниках расставлено много силков. Ученая утка подымает гвалт, селезни летят к ней и падают в силки. Таким образом добывают десятки, даже сотни селезней. Их солят в боченках, коптят как ветчину и, если есть возможность сбыта, продают на месте, или же передают на коммиссию своим землякам, ежегодно отправляющимся для сбыта рыбы, дичи и т. п. в Вильно и другие города. Зайцев Полешуки не жалуют и редко убивают.

Полешук лакомится и лучшими сортами рыбы. Ее так много, и она так дешева, что от продажи выручается очень мало; но и самая продажа возможна только при случае, когда Еврей завернет в деревню, ехать же для этого иногда за 50 и даже за 100 верст в город или местечко нет возможности даже летом. Зимою, на базарах, за лучших сортов мерзлую рыбу платят от 3 до 5 коп. за фунт. И несмотря на такую дешевизну, в местах, недалеко от базара отстоящих, рыболовы получают по сто и более рублей за одну рыбу. Этого мало. В местах, где представляется особенно удобная ловля рыбы, некоторые из поселян исключительно занимаются рыболовством и заготовляют сушеную рыбу в больших количествах. Вьюнов, отличающихся здесь особенным вкусом, нанизывают на тоненькие прутики, поджаривают на огне, а потом сушат. Этого рода торговцы развозят свою рыбу по разным городам, в особенности же едут в Киев и Вильно, где еще с XV столетия на Большой улице, в части, называемой "амбары", Пинчуки продают свои товары, как-то: сушеную и копченую рыбу, свиное сало, окорока, разнаго рода ветчину, соленых уток в бочонках, сушеные грибы и т.п. Кроме того продают воск, мед, холст, особую тонкую ткань (по-польски называемую rzędzina) для завешивания окон для защиты от нападения мух и комаров, шляпы, картузы домашняго изделия, плетеные из мелких деревянных прутиков или пластинок, лук и разные огородные овощи. Жители Давид-Городка и Петрикова присылают своей работы непромокаемые сапоги, пропитанные дегтем, продававшиеся в прежнее время по рублю сер.! Из виленских доходных городских росписей за прежнее время видно, что торговля этого рода была весьма значительна. Но барышами пользуются преимущественно мещане, жители городов и местечек, коим крестьяне продают свои произведения, или же вручают на коммиссию. Жители более отдаленных мест, для которых сообщение затруднительно, вовсе не участвуют в этой розничной торговле, ограничиваясь только продажею дичи, рыбы и других предметов, кочевникам Евреям, посещающим их деревни и от перепродажи получающим значительные барыши. Впрочем Евреи сбывают эти предметы на ярмарках христианам, мещанам торговцам, разъезжающим по большим городам. Ярмарки на Полесье вообще весьма оживленны, сосредоточивая все классы населения. Для людей замкнутых в тесной среде, не покидающих своих жилищ целые месяцы, понятно, ярмарка имеет особенный интерес и она даже весьма картинна.(...)

Cяляне з ваколіц Пінска, 1871 г.
http://savepic.su/1491009m.jpg

Может случиться, что у Полешука в неурожайный год не хватит хлеба, но в дичи и рыбе у него никогда не бывает недостатка. Прибавьте к этому необыкновенное обилие грибов, которые он сушит и солит, ягод разных пород, орехов, наконец обилие меду. В садиках у него водятся фрукты, в огородах — огородные овощи.

Из этого мы видим, что, несмотря на отчужденность Полесья от всего Мира, на замкнутую его жизнь среди болот и водных разливов на целые месяцы, жизнь Полешука в материальном отношении вполне обеспечена и даже при существовании крепостного права предоставляла ему много средств заработка, особенно в прибрежных местах у пристаней и близ городов и местечек. (...)

Лугов даже у самого бедного Полешука такое обилие, что он не всегда в состояниии собрать все сено. Только в местах ближайших к городам и местечкам сено имеет какую-нибудь ценность, до такой степени ничтожную, что за большой воз дают едва 10 фунтов соли.

Зато Полешуки, как мы уже говорили, вообще держат много скота. Местные условия дозволяют даже беднейшим крестьянам содержать много свиней. Любимая пища свиней, жолуди, здесь в изобилии. Замечательно то, что во многих местах хозяева на целое лето выгоняют своих свиней в лес и до глубокой осени вовсе не заботятся об них. Лесная природа, болота, жолуди — представляют для свиней всевозможные удобства. Они жиреют и плодятся в лесу. Оригинальна оборона свиней от волков и даже медведей. Свиньи всегда держатся вместе, ходят гурьбой; в случае нападения на них, они умеют так тесно сплотиться, образуя четырехугольник и забрав всех меньших в средину, подымут такой рёв, что и самые свирепые волки не решаются сделать на них нападение, а были случаи, когда одиночные волки были растерзаны свиньями.

Осенью для хозяев много хлопот возвратить в деревню одичалое стадо свиней. В этом успевают только женщины, которые прошлою зимою кормили их. Они умеют приманить их к себе, голос их узнают старые свиньи и после многих, иногда продолжительных ухаживаний, следуют за женщинами, а за старыми идут и молодые. Является мужская помощь, и таким образом, постоянно заманивая голосом и бросая ломти хлеба, приводят их в деревню. Пинчуковское сало и копченое мясо славятся в Литве и конечно доставляют хозяевам большие выгоды..."

Взято из интернета.



"Пинчук по своему физическому строению, по языку и по одежде отличается от белоруса. Во всех отношениях он примыкает к жителям Волынского Полесья; следовательно, пинчуки принадлежат к малорусскому племени. Пинчуки редко бывают высокого роста; почти всегда он среднего роста, широкоплеч, плотного сложения.
Высокорослые и сухопарые составляют исключение. Лицо пинчука широкое, крупное, со значительно более выдающимися скулами, чем у белоруса. Цвет волос преобладает чёрный; светлорусых очень мало и они встречаются преимущественно среди женщин. Женщины также крепкого сложения, коренасты, круглолицы и большей частью с серыми глазами. Вообще пинчук отличается силой и здоровьем, несмотря на болотистую местность, в которой живёт. Быть может, этому способствует относительный достаток населения, который можно заметить, проезжая по Пинщине; наконец этому способствует обилие мясной пищи, так как дичи и рыбы водится множество, а пинчуки — прекрасные охотники и рыболовы.

Одежда пинчука проста. Головной убор мужчин состоит из барашковой шапки, которая летом заменяется соломенной шляпой местной работы. Иногда носят также войлочные широкополые шляпы немецкой работы. Чёрная или коричневая свитка белорусского покроя, красный пояс, облегающий талию в несколько обхватов, наконец «куртка» – небольшая коротенькая курточка до пояса – вот и весь костюм пинчука.

Женская одежда состоит из длинной сорочки с длинными рукавами, расшитыми узорами, домотканой красной или синей суконной юбки, надеваемой обыкновенно по праздникам, в будние дни женщины носят холщовую юбку – «спадницу», наконец набрасывают сверху «куртку» почти такого же покроя, как и мужская, но с вырезком на груди. Головной убор замужних женщин состоит из «намитки», надеваемой самым разнообразным способом. Вся одежда, таким образом, составляется из домашнего материала.
Общий вид пинской деревни мало чем отличается от белорусской. Обилие лесного материала сказывается на размере построек: избы вообще обширны, и двор у хорошего хозяина обнесён рядом основательно сделанных построек. Домашняя жизнь пинчука носит очень мало следов городской культуры, особенно в глухих селениях. Все предметы домашнего обихода сделаны руками обитателей избы: не только самовар и керосиновая лампа составляют здесь большую редкость, но в доме пинчука не всегда найдёте жестяную кружку, которую заменяет здесь дедовский деревянный ковш. Хороший хозяин-пинчук нехотя обращается даже к соседней мельнице, которую заменяют ручные жернова. Таким образом обстановка пинчука отличается большим консерватизмом, чем обстановка белоруса. Это тем более замечательно, что часть мужского населения Пинщины ежегодно отправляется на сплав.

http://savepic.su/1502260m.jpg

Пинчуки – незаменимые плотовщики для тех плотов, которые идут вверх по Припяти. Плоты эти представляют собою корабельный лес, клепку и вообще дорогие сорта леса, который приготовляется на верхнем Приднепровье и идёт по Припяти и каналам на Западный Буг и Вислу в Данцих. Такие плоты устраиваются в виде длинных полос, и каждая полоса поручается известной партии пинчуков. Несколько человек тянут на бечёвках плоты, идя по береговой дорожке, а двое или трое, стоя на плоту, отталкивают концы его от берега. Если на речном берегу нет удобной тропы, то все плотовщики гонят дерево при посредстве шестов («един»). Работа эта очень трудная, требующая не только навыка, но и громадной физической силы.
Неудивительно поэтому, что крепкий, здоровый пинчук является незаменимым бурлаком.

Но зато тяжёлая работа пинчука требует сильного подкрепления, которое плотовщики находят в водке. Одно из непременных условий, которое ставится в контракт, заключаемый плавщиками с их хозяином, — это известное количество водки, которое он должен отпускать еженедельно.

Кроме того, когда требуется усилить работу, когда на реке свирепствует буря и противный ветер мешает движению вверх по реке, приказчики немедленно прибегают к раздаче водки для усиления работы. Вообще вся обстановка сплава такова, что неминуемо развращает пинчука, приучая его к злоупотреблению спиртным. Редкий работник приносит из сплава домой какие-нибудь жалкие остатки из своего летнего заработка: всё обыкновенно пропивается в пути.
Пьянство ведёт за собой буйство. Скромный, смирный в домашней обстановке, пинчук является буйным и сварливым во время сплава. Когда плоты приближаются к какому-нибудь прибрежному городу или местечку, всегда можно наблюдать любопытную картину: базарные торговки запирают свои лавочки, снимают товар с ларей и поспешно удаляются: всем хорошо известны привычки пинчука, который под влиянием выпитой водки начинает буйствовать. Печально, что и случаи убийства и падения пьяных в воду обычны среди плотовщиков.
Привычка къ пьянству, пріобрѣтенная на плотахъ переносится и въ семейную обстановку. Вотъ почему пьянство среди пинчуковъ является очень распространеннымъ зломъ, которому подвержены не только мужчины, но и женщины, и дѣти. Сплавъ и пьянство заражаютъ селеніе, даже цѣлыя волости. Мужчины отбиваются отъ земледѣльческихъ работъ, сдавая ихъ на руки женщинамъ, которыя не всегда умѣютъ справиться съ дѣломъ. Вообще надо замѣтить, что одни села крѣпко держатся земледѣлія, а изъ другихъ многіе уходятъ въ сплавъ. Наблюдатели очень хорошо подмѣтили, какъ постепенно привычка къ сплаву проникаетъ въ то или иное село. Сначала необходимостью отхожаго заработка соблазняются бобыли и бѣдняки, потомъ на сплавъ начинаетъ уходить молодежь изъ болѣе зажиточныхь семействъ. Сплавъ мало по малу ведетъ къ обнищанію болѣе или не менѣе устойчивыхъ хозяйствъ, и все село уходить на лѣтніе заработки; крѣпко держатся только сельскіе богачи. Проѣзжая по Пинскому уѣзду, нетрудно отличить деревню съ чисто земледѣдьческимъ характеромъ отъ деревни, гдѣ преобладаетъ уходъ на сплавъ; относительная зажиточность и довольство, хорошо воздѣланыя поля, старательно обстроенные дворы бьютъ въ глаза въ одномъ случаѣ, бѣдность и почти нищета—въ другомъ.

Духовная жизнь пинчука богата своеобразными особенностями. Старинный ритуалъ обрядовой жизни охраняется здѣсь свято, хотя въ этомъ отношеніи замѣчается меньше формализма, чѣмъ у бѣлоруссовъ. Пинчукъ такъ же хорошо знакомь съ нечистой силой и ея служителями, какъ и бѣлоруссъ, но и въ данномъ случав пинчукъ отсталъ отъ бѣлорусса, такъ какъ далеко не склоненъ въ такой крайней степени къ суевѣрію, какимъ отличается бѣлоруссъ. Но есть одна сторона, которая въ духовномъ обликѣ пинчука необыкновенно привлекаетъ всякаго, кто попадаетъ въ Пинщину,— это его лирическія пѣсни. Музыкальность составляетъ выдающуюся черту въ характерѣ пинчука. Онъ обладаетъ громаднымъ запасомъ пѣсенъ, преимущественно лирическаго содержанія. Преобладающій мотивъ лирическихъ пѣсенъ— грустный, заунывный, оставляющій на душѣ тяжелое впечатлѣніе. Преимущественно поють женщины всѣхъ возрастовъ, а мужчины — только въ молодости; степенные мужики—не охотники до пѣнія. При этомъ преобладаетъ любовь къ хоровому пѣнію. Въ лѣтній вечеръ подъ праздникъ и въ праздничный день молодежь цѣлаго селенія высыпаетъ на улицу и распѣваетъ хоромъ пѣсни. Такъ ходять и поютъ до разсвѣта. Звучные голоса далеко разносятся по полямъ и лугамъ и будятъ ночную тишину лѣса. Многіе пѣвцы и пѣвицы обладаютъ прекрасными голосами, звучными и сильными. Къ пѣснѣ пинчукъ относится съ особенной любовью, вполнѣ серьезно, съ глубокимь чувствомъ, и грустный мотивъ пѣсни вызываетъ и въ пѣвцахъ, и въ слушателяхъ тихое, грустное настроеніе. Пинчукъ любитъ не только пѣніе, но и музыку. Впрочемъ музыкальный инструментъ, который распространенъ въ пинскихъ селахъ, нельзя признать особенно мелодичнымъ. Пинчуки дѣлають трубы изъ вербовой коры; трубы эти имѣютъ иногда весьма почтенные размѣры, напр. въ 8—10 четвертей длины. Дѣлаются онѣ изъ вербы такимъ образомъ: весною выбирается верба, по возможности безъ сучковъ и вѣтвей, распаривается, и тогда дѣлается продольный разрѣзъ коры; когда стволъ извлеченъ, кора обвязывается во многихъ мѣстахъ лозовыми прутьями; заливаются малѣйшія дырочки смолою и вставляется въ узкій конецъ мундштукъ, послѣ чего труба готова. Впрочемъ звукъ, извлекаемый изъ такой трубы, грубъ и слышенъ верстъ на пять; выдуть звукъ непривычной грудью очень трудно, но деревенскіе парни разыгрываютъ на нихъ пѣсни различныхъ мотивовъ, конечно наиболее простыхъ. Иногда составляется небольшой оркестръ изъ такихъ трубъ."

Россія. Полное географическое описание Нашого Отечества. Настольная и дорожная книга для русскихъ людей. Под редакцией В. П. Семенова. Том IX – Верхнее Поднепровье и Бѣлоруссия. – Санкт-Петербургъ. – изданіе А. Ф. Девріена. -1905.




Пинская шляхта

В XX в. в Пинском повете застенковая шляхта составляла около 18% от всего населения.

Шляхетская культура

Шляхта была открытым сословием воюющих господ, в массе своей — малоземельной («дробной») «неаристократической» знатью, во время войны превращавшейся в дворянское ополчение. Тем не менее, даже бедные шляхтичи четко дистанцировали себя от «хлопов».
Шляхтичи отличались обостренным чувством собственного достоинства — «гонором» (лат. honor — честь) и демонстративной храбростью. Короля воспринимали как равного себе «пани-браты» и всегда оставляли за собой право на отказ послушания королю (рокош).
Чувство солидарности и равенства шляхтичей выражалось в том, что каждый из заседающих в сейме обладал правом вето.
При доминирующем католицизме шляхта была весьма веротерпима, было много православных и протестантских шляхтичей.
Основными занятиями большинства шляхты в мирное время были охота, пиры, танцы и прочие галантные увеселения.

XVI век. В городе продолжает править зять княжны Марии Федор с ее дочерью Еленой. Они заложили хорошую экономическую основу для развития города и края. Много земель, а Полесье в то время было мало заселено, раздают заслуженным людям. С их легкой руки 6 октября 1507 года дается грамота пинскому боярину Данилу Иртишевичу на земли и людей в деревнях Молодово, Поречье, Кротово, Полкотичи, Достоево. Его два сына Иван и Семен взяли фамилии по названиям деревень. Первый стал Достоевским, а второй Полкотицким. Никто тогда не предполагал, что потомок Ивана станет великим знатоком душ человеческих, разоблачителем бесов, имеющих до сегодняшнего дня нехорошую привычку совращать христианские души.

Не прост, но интересен путь этого рода на полесскую землю. Есть сведения, что в 1389 году некий Аслан Челебимурза ушел из Золотой Орды в Москву. Великий московский князь Дмитрий Донской крестил беглеца, дал ему фамилию Ртищев, женил на мавре Зотовне Житовой и отдал в услужение своему двоюродному брату князю Серпуховскому и Боровскому. Земли последнего были и в Литве возле Кременца (сейчас Украина). Его потомок в 1456 году уезжает в Литву, а еще позже уже следующий наследник Федор Иванович Ярославич получает от короля в подарок Пинск, куда и переселяется со своим слугой, боярином Данилой Ивановичем Иртишевичем.

Достоевский и Полкотицкие имели многочисленных потомков, занимали различные должности в Великом княжестве Литовском. Позже одна из ветвей Ивана возвратилась назад на Волынь и Подолье и в конце концов замкнула круг в России, а Полкотицкие остались на месте. Эта фамилия встречалась в метрических книгах еще в начале прошлого века возле Иванова. О татарском происхождении Достоевских говорит их родовой герб "Радван”, на котором видны полумесяц, шестиугольная звезда и два вооруженных татарина.

А Пинск жил своей жизнью. В 1523 году город переходит во владение королевы Боны, которая продолжает политику освоения края, активно заселяя малообжитые земли Полесья. На это указывают документы о возникновении в первой половине XVI века новых поселений. Угодья раздавались не только заслуженным людям, но и простым крестьянам. Типичный тому пример — семья некоего Полюха, выходца с Мозовии, получившего в 1526 году землю в Серниках Пинского повета (ныне Заречнянский район Украины). В 1537 году королева Бона за их трудолюбие и верность надает членам семьи шляхетское звание. Сегодня Полюховичи — наиболее распространенная фамилия на Пинщине.

Разраставшемуся населению нужна была для земледелия сухая земля. Дикая природа Полесья, хоть и очень богатая, уже не могла удовлетворить спрос на продукты питания. Бона, вероятно, первая властительница, которая подумала о мелиорации. Современные топографические карты доносят память об этом до наших дней. По восточной окраине города Кобрина в Днепро-Бугский канал идет канал Боны. К этому же времени относится се попытка осушить болота южнее Кобрина. Есть сведения, что по ее же указанию сделан еще один канал — от Пинского замка до деревни Стытычево (в 5 километрах от Пинска) к своему хозяйственному двору. Правда, его предназначение, может быть, было больше транспортное. Канал существует до сих пор.

И еще справка о пинской шляхте. Исследователь ее традиций в 20 — 30-х годах текущего столетия Роман Горошкевич делит пинскую шляхту по происхождению на три группы: шляхту местную — например, Литвиновичи, Горегляды, Шоломицкие, Качановские, пришлую — Рамульты, Богатко, Карповичи, татарского происхождения — Бут-Гусаимы, Каллауры, Орды.

В 1793 году Полесье, его шляхту встретило большое несчастье, связанное со вторым разделом Речи Посполитой. Земли эти отошли к Российской империи. Значительная часть шляхты была лишена прав, приблизилась к положению государственных крестьян. 125 лет, с 1793 по 1918 года, звание пинской шляхты было преследуемо.

Население пинского Полесья, шляхта в том числе, принимали активное участие в освободительной борьбе за свою независимость в восстаниях 1830 - 1831 годов и в 1863 году. Многие были сосланы в Сибирь, не всем было суждено вернуться обратно на Пинщину.

Недолгим был и период возрождения шляхетских традиций в нашем столетии. К началу сентября 1939 года на пинском Полесье в поветах Пинском, Луненецком и Столинском проживало около 35 тысяч человек (114 фамилий) потомков пинской шляхты. Заселяли они 170 деревень и хуторов. Больше всего селилось в Пинском повете (около 20.000 душ в 81 деревне), в Лунинецком повете (около 5.000 душ в 48 деревнях), в повете Столинском (около 10.000 душ в 40 деревнях)





Пинские евреи
Первые евреи появились в Пинске в 1506 году, а расцвет общины пришёлся на XIX век, когда её численность многократно выросла.

Пинские евреи читают Мишну (1924 г.)
http://savepic.su/1467397m.jpg

К 1914 году 49 из 54 промышленных предприятий города принадлежало евреям.К четвёртому разделу Речи Посполитой, в 1939 году, 75% населения Пинска составляли евреи, община насчитывала 20 тысяч человек.

Пинск. Еврейский магазин.
http://savepic.su/1505284m.jpg

Началом конца общины стала Первая мировая война и события, за ней последовавшие. Нацисты уничтожили ещё около 17 тысяч человек. Большая часть из оставшихся в живых уехали из СССР в 1970-е. К настоящему времени еврейская община Пинска насчитывает около 700 человек (столько было в начале XVII века), в Беларуси она считается одной из наиболее многочисленных и активно действующих. Власти города вернули общине и одну из бывших синагог.
Под Пинском родился первый президент Израиля Хаим Вейцман, здесь у бабушки семь детских лет провела Голда Меир, родители президента Микрософта Стива Баллмера и модельера Ральфа Лорена также отсюда, и Баллмер даже в прошлом году в Пинск приезжал - если бы не евреи, про Синеокий сосуд в мире знали бы ещё меньше, чем сейчас.
Более подробно:
http://www.ipinsk.by/2011/06/pinsk-evrejskij/
Gen
27 фев 2012, 16:30
 
Перейти в форум
Перейти в тему

Восточная монета.Атрибуция.

Может кто разбирается в подобном?Помогите в атрибуции, пожалуйста!
Изображение
Изображение
Gen
03 мар 2012, 23:25
 
Перейти в форум
Перейти в тему

Re: Перстни

№4
http://savepic.su/1542251m.jpg
http://savepic.su/1544299m.jpg
http://savepic.su/1525867m.jpg
№5
http://savepic.su/1553517m.jpg
http://savepic.su/1539181m.jpg
№6
http://savepic.su/1516653m.jpg
http://savepic.su/1508461m.jpg
№7
http://savepic.su/1512557m.jpg
http://savepic.su/1567852m.jpg
№8
http://savepic.su/1568876m.jpg
http://savepic.su/1557612m.jpg
Gen
09 мар 2012, 23:25
 
Перейти в форум
Перейти в тему

Re: Изделия

Ivankov писал(а):Прошу определить и атрибутировать, все вещи из могилевской области
Изображение
Изображение


Крючок для крепления обмоток.
Похожие:
Изображение
Изображение
Gen
10 мар 2012, 12:23
 
Перейти в форум
Перейти в тему

Re: Фибула

Похожая.Хотя, может и более поздняя.
Брестск. обл.
Изображение
Изображение
Gen
13 мар 2012, 22:02
 
Перейти в форум
Перейти в тему

Re: Фибула?

Кольцевидная многолучевая фибула,
Похожая XI-XIIIвв.:
Изображение
Изображение
Gen
15 мар 2012, 00:37
 
Перейти в форум
Перейти в тему

Re: Украшение

Одиночные вещи латгалов попадаются по берегам рек, за пределами их проживания.Артефакт,(атрибутированный как обломанная латгальская шпилька) найденный в пойме Ясельды.
Изображение
Изображение
Как писали выше-торговые связи.
Gen
15 мар 2012, 10:50
 
Перейти в форум
Перейти в тему

Re: Украшение

Gedygold спасибо за уточнение!
Латгалы и земгалы - соседи, как я понимаю.Следовательно, суть вопроса не меняется.
Gen
15 мар 2012, 20:17
 
Перейти в форум
Перейти в тему

Re: Чем могло быть?

Сергей_прус спасибо!
Может у артефакта есть территориальная и временнАя привязка?
Gen
26 мар 2012, 20:40
 
Перейти в форум
Перейти в тему

Re: Бляшка уздечная Скифы или Милоградская культура?

Я схіляюся да мілаградскай. Але трэба літаратуры праглядзець.
А мабыць дрэнна ведаю каніну? :pardon:
Будзем глядзець

Тоже склоняюсь к милоградской культуре.
На "Домонголе" аналогичная бляшка в разделе "Скифы и сарматы".
http://domongol.su/gallery/image_page.php?image_id=3024

Вот ещё подобные.Регион тот же.
Только такое фото.
http://savepic.net/2734446m.jpg
http://savepic.net/2725230m.jpg
http://savepic.net/2717038m.jpg
http://savepic.net/2707822m.jpg
Gen
05 апр 2012, 17:57
 
Перейти в форум
Перейти в тему

Re: Бляшка уздечная Скифы или Милоградская культура?

Вот ещё одна интерестная вещица-гвоздевидная подвеска(серьга).Предположительно милоградская культура.

http://savepic.net/2737133m.jpg
http://savepic.net/2719722m.jpg
http://savepic.net/2733034m.jpg


http://savepic.net/2742250m.gif
Милоградская культура: 1—13 — бронзовые и железные украшения; 14 и 17 — железный нож и дротик; 15 — железный пластинчатый топорик; 16 — железный серп.
Взято:
http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/109208/

+
http://savepic.net/2701293m.gif
Чечевизня. Городище 1. Ранний железный век. Юхновская и скифоидная культуры.
Взято:
http://archaeology.ru/ONLINE/Chubur/microregion.html

+ по Скифам проходят подобные.
http://domongol.su/viewtopic.php?f=42&t=1918

+
http://savepic.su/1663805m.jpg
http://caligula-x.narod.ru/skifs.htm
Gen
09 апр 2012, 00:30
 
Перейти в форум
Перейти в тему

Re: От чего....???

Alexmak писал(а):Дядя Дима и Павел - спасибо! :beer: А то ж понимаешь...хотели "подсунуть" мне какой-то кожух... :twisted: :D :D :D

Сразу видно-специалисты! :DДаже фото трофеев предоставили!
Gen
13 апр 2012, 12:54
 
Перейти в форум
Перейти в тему

Пинцет

Вот такой артефакт.Брестская обл..Пинцет?
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Gen
17 апр 2012, 14:05
 
Перейти в форум
Перейти в тему

Re: Фибула.

adrei писал(а):Какой век фибула?Место находки Брестская обл г Пинск.

Боковое фото надо, Андрей.
Фибула арбалетовидная(T-образная) (3-5в.н.э.?)
Gen
20 апр 2012, 23:17
 
Перейти в форум
Перейти в тему

Re: Поясны пряжки.

Попалась вот такая (поясная?) накладка.Брестская обл.Не могу найти аналогов.Может, кто подскажет по датировке?

Изображение
Изображение
Gen
24 апр 2012, 13:01
 
Перейти в форум
Перейти в тему

Re: Атрибутировать и датировать.

Вот еще удалось сфотографировать "киевскую культуту" в Дятловском районе.
http://f10.ifotki.info/org/05686c1aa57a0a0f2ae082aa366df799252d8d119679577.jpg
http://f10.ifotki.info/org/d0b919a04324c02a0f90506b64fd5b72252d8d119679693.jpg
Обломок фибулы смахивает на глазчатую фибулу постзарубинецкого периода(1-2вв. н.э.)
Gen
15 май 2012, 00:50
 
Перейти в форум
Перейти в тему