Результатов поиска: 515

Вернуться к листу благодарностей

Re: Вопросы по крестику

- на обороте дева Мария?
- это штамповка?
- соответственно, период? крайние монеты - середина 18-го, может ли быть такая датировка и по крестику?


1.Да, Дева Мария
2. Нет, мне кажется, что литье
3. Примерно такая датировка и будет
Alexmak
23 апр 2012, 23:43
 
Перейти в форум
Перейти в тему

Re: Интересный крестик

Перерыл всю известную мне литературу, :%) нашел только вот такую картинку у Кутасова. По-моему "что-то из той же оперы", как на Ваше мнение?

Изображение
Alexmak
17 апр 2012, 17:18
 
Перейти в форум
Перейти в тему

Re: Привеска распятие

Выскажу лишь свое мнение, ничем к сожалению необоснованное, т.к. аналогов увы не нашел. :pardon:

Я бы назвал данный предмет - крест Распятие в форме панагии/панагия. По датировке склоняюсь к тому, что предмет поздний. Чисто интуитивно мне кажется, что 18-19 вв.
По способу исполнения оглавия, мне представляется, что было нечто подобное:
http://savepic.su/1805995m.jpg

В любом случае, предмет неординарный, редкий и очень интересный, особенно для Беларуси. :Bravo: Поздравляю! :good:
Alexmak
28 апр 2012, 10:35
 
Перейти в форум
Перейти в тему

история одной фальшивой монеты

http://savepic.su/1869190m.jpg

В монографии рассказывается об изучении выявленной в г. Кобрине фальшивой монеты Польской Республики номиналом 2 злотых 1936 г. и деятельности фальшивомонетчиков в Полесском воеводстве на основании архивных документов (книги учета следственных дел постеру и ка Кобрин Кобринского поветового комиссариата полиции, ежемесячных отчетов Полесского воеводы о ситуации в воеводстве). Привлекается широкий круг документов по истории цен и заработной платы. В работе использованы современные физико-химические методы. Реконструируется техника изготовления литых фальшивых монет.

http://depositfiles.com/files/q1e3rdsij
Alexmak
30 апр 2012, 16:07
 
Перейти в форум
Перейти в тему

В.Иванов. "Языки, языковые семьи и языковые союзы внут

Вячеслав Иванов.
"Языки, языковые семьи и языковые союзы внутри Великого княжества Литовского"

Изображение

http://www.fayloobmennik.net/1839720
Alexmak
02 май 2012, 11:38
 
Перейти в форум
Перейти в тему

РАДЗИВИЛЛОВСКИЕ АКТЫ

РАДЗИВИЛЛОВСКИЕ АКТЫ из собрания Российской национальной библиотеки (первая половина XVI в).

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty ... l?id=10451
Alexmak
02 май 2012, 11:31
 
Перейти в форум
Перейти в тему

Новосельский В.В. История Великого княжества Литовского от р

Новосельский В.В. История Великого княжества Литовского от рождения до Люблинской унии. Великий князь Гедимин (1316 - 1341)

Изображение

http://www.onlinedisk.ru/file/866689/
Alexmak
02 май 2012, 11:26
 
Перейти в форум
Перейти в тему

О Радзивиллах, Несвиже и многом другом

http://www.radziwill.by/

Спасибо Евгению-Gedygoldу за интересную и полезную ссылку. :beer:
Alexmak
02 май 2012, 11:20
 
Перейти в форум
Перейти в тему

Re: Привеска иль серёжка?

Это серьга 18-19 вв.
Вот фото подобных:
Изображение
Alexmak
05 май 2012, 00:43
 
Перейти в форум
Перейти в тему

Re: Привеска.

Второй предмет - "утиная лапка". Вот только была она частью шумелки, или как отдельный предмет.... :pardon: спецы подтянутся - подскажут :smile:
Alexmak
06 май 2012, 00:27
 
Перейти в форум
Перейти в тему

Re: Привеска.

Владимир, по первой привеске похоже что ты верно нашел аналог на Домонголе. Вот нашел на том же Домонголе обсуждение аналогичной:
http://domongol.su/viewtopic.php?f=15&t ... 104#p67104

Что примечательно, как мы видем по ссылке, находка для Беларуси не единичная.
Alexmak
07 май 2012, 23:03
 
Перейти в форум
Перейти в тему

Re: Пердолки на определение

На первом фото кругленькая с кружочками - гирька. Была тема на Домонголе по ним: http://domongol.su/viewtopic.php?f=13&t=435&p=60466&hilit=%D0%B3%D0%B8%D1%80%D1%8C%D0%BA%D0%B0#p60466

По амулетам топорикам вроде все понятно. Если интересует их описание и датировка - они есть в галерее форума.

В общем, как некоторые любят говорить - датировка правильная (КР). ;)
Alexmak
08 май 2012, 16:45
 
Перейти в форум
Перейти в тему

Re: Беларусь. Пинск.

Стэфан - большое спасибо, очень интересно :good:

Да, действительно, история нашей страны богатейшая, уникальная, самобытная и в этой связи, с одной стороны, лично у меня вызывает гордость.

С другой же стороны - сожаление и печаль, от того, что так мало памятников истории сохранилось, а так много бесследно исчезло и продолжает исчезать. :cry:

К сожалению, никогда не был в "столице Полесья", надеюсь, что этот пробел когда-либо восполню. :oops: В беседах с Геннадием (Gen) и Сергеем (Стэфан) всегда с упоением слушаю их рассказы о Полесье, "паляшуках", мастерски они умеют рассказывать :Bravo: сравниваю с тем, что вижу я.... и у меня не раз возникало чувство, что они рассказывают о другой "стране", очень близкой для всех нас, но в то же время и такой же далекой и неизвестной. Связано это в первую очередь с тем, что история, археология, культура того края, изучена еще достаточно слабо, остается своего рода "белым пятном" на карте Беларуси. Несомненно одно - история тех краев хранит еще множество тайн и загадок, которые, надеюсь, когда-либо будут раскрыты и станут достояние нашей истории и культуры.
Alexmak
11 май 2012, 09:52
 
Перейти в форум
Перейти в тему

Re: Фальклор Беларусi

Ну пожалуй начну я, так как данная тема мне очень интересна, а Беларусь богата на легенды. Одних только легенды связанных с историей моего родного Несвижа с десяток наберется, а может и больше. Вот с одной из таких легенд я пожалуй с Вашего позволения и начну :beer:

Камень-чараўнік

3 даўніх часоў на беразе рэчкі Ушы ляжыц'ь магутны камень-валун. Ён быў сведкам мноства падзей, ведаў безліч цікавых гісторый і паданняў.

У пачатку XX стагоддзя стары князь-ардынат Нясвіжскага замка Антоній Радзівіл выкарыстаў яго для помніка сваёй каханай жонцы Марыі. Калі работу закончылі, князь сказаў:

- Цяпер усе мае жаданні, усе мае мары ў гэтым жыцці спраўдзіліся. Было гэта ў 1903 годзе, а праз год у 1904 годзе князь Радзівіл памёр. 3 той пары стары замшэлы валун называюць каменем-чараўніком. Кажуць, што калі яго абняць, прылашчыць і прашаптаць патаемнае жаданне, то яно абавязкова будзе выканана.

Камень-чараўнік стагоддзямі прыглядаецца да наваколля, уважліва слухае легенды Нясвіжскага замка. Асабліва яго хвалюе легенда пра Барбару Радзівіл. Як і самі Радзівілы, ён лічыць самотны прывід прыгажуні Барбары Белай Дамай, бо яна заўсёды перад жывымі з'яўляецца ў белым убранні і нікому не робіць зла. Чорная дама таксама жыве ў Нясвіжы, лічыць камень-чараўнік.

У канцы XVII - пачатку XVIII стагоддзя жыла ў замку незвычайная пані-гаспадыня. Гэта была Ганна Кацярына з Сангушкаў Радзівіл. Трагічны лёс напаткаў князёўну пры жыцці. Яе бацькі памерлі рана. Ганна выхоўвалася ў кляштары ў Вільні. Па бабцы яна паходзіла з роду Радзівілаў, таму яе апекунамі прызначылі нясвіжскіх ардынатаў. Яна была вельмі багатая, заможная нявеста. Не пытаючыся згоды, князёўну Ганну выдалі замуж за нясвіжскага князя Караля Станіслава. Маладая гаспадыня Нясвіжскага замка не паспела нацешыцца мядовым месяцам, як выбухнула страшэнная вайна. Давялося Радзівілам з'ехаць з Нясвіжа і шукаць прытулку ў іншых месцах. Там раптоўна памірае муж, а за ім пайшлі з гэтага свету і сямёра маленькіх дзяцей. Усіх іх пахавалі ў родавым склепе-крыпце пад касцёлам у Нясвіжы. Калі смерць забрала апошнюю дачку ў дзень вяселля, маці дала слова хадзіць у чорным адзенні да скону. Кажуць, што ніхто з той пары не бачыў усмешкі на твары маці. Пасля смерці яе здань блукае па замку ў чорным адзенні, наводзячы жах на сустрэчных.

Крыніца: К.Я. Шышыгіна-Патоцкая, "Нясвіж і Радзівілы", Мінск: Беларусь, 2007. - 240 с.: іл.



p/s Нажаль К.Я. Шышыгінай-Патоцкай з намi ужо няма, :sorry: але легенды у яе выкладаннi - жывуць. :Bravo: Давалося быць з ей знаемым, сапраудны быу краязнауца :good:
Alexmak
11 май 2012, 10:45
 
Перейти в форум
Перейти в тему

Re: Фальклор Беларусi

Продолжу.... :smile:

Увагу ўсіх, хто едзе ў горад па старой дарозе Гарадзея-Нясвіж, прыцягвае незвычайны помнік прыроды: дуб і сасна стаяць абняўшыся, ях закаханыя на ўсё жыццё. Вакол помніка - агароджа і надпіс: "Аберагаецца дзяржавай". У нашы дні тут пабудавана арка з заручальнымі пярсцёнкамі. Сюды прыязджаюць маладыя ў дзень рэгістрацыі шлюбу, каб прысягнуць на каханне, і абяцаюць зберагаць адзін аднаго так, як робяць гэта дуб і сасна на працягу стагоддзяў.

Шмат легенд звязана з гэтымі дрэвамі. У іх абавязкова прысутнічаюць закаханыя, якіх разлучылі сілаю. Адна з легенд апавядае пра тыя часы, калі ў Нясвіжы быў створаны прыгонны тэатр.

Падзеі адбываліся ў другой палове XVIII стагоддзя. У Слуцку таксама існаваў у той час прыгонны тэатр. Браты Міхал і Геранім Радзівілы часта пазычалі адзін аднаму артыстаў. На слуцкай сцэне балет развіваўся значна раней, чым у Нясвіжы, дзе спачатку аддавалі перавагу драматычнаму мастацтву. Калі ў Нясвіжы задумалі паставіць некалькі балетных спектакляў, са Слуцка прывезлі артыстаў-танцораў у абмен на таленавітых нясвіжскіх музыкантаў.

Паданне расказвае, што сярод балерын вызначалася талентам і прыгажосцю семнаццацігадовая Гануся. Стройная, з вялікім блакітнымі вачыма, якія ў танцы запальваліся агнём незвычайнага натхнення, яна пакарала сэрцы гледачоў. Не маглі застацца раўнадушнымі да вялікага таленту простай дзяўчыны нават князі і іх шматлікія знакамітыя госці. Некаторыя з гасцей спадзяваліся знайсці спагадлівы адказ на свае заляцанні і былі пакрыўджаны, калі артыстка рэзка і рашуча адмаўляла ўсім, нягледзячы на паходжанне і званні. Гэта абражала фанабэрыстых паклоннікаў, якія нават спрабавалі скардзіцца самому князю і патрабавалі адправіць яе на канюшню. Каб пазбегнуць прызнанняў у каханні, зневажальных падарункаў, танцорка вымушана была пасля спектакля хавацца ў патаемных месцах. Часта для гэтай мэты яна выкарыстоўвала старыя дэкарацыі за сцэнай.

Нясвіжскі мастак, малады прыгажун Язэп, які не аднойчы рыхтаваў дэкарацыі да спектакляў, ведаў, дзе хавалася дзяўчына. У яго сэрцы агонь кахання гарэў яшчэ з таго моманту, калі ён першы раз убачыў Ганусю ў замку. Гануся таксама марыла аб вялікім каханні, якое часта павінна была перадаваць у танцы, але ніколі яшчэ не перажывала ў сапраўдным жыцці. Яна даўно звярнула ўвагу на маладога мастака і чакала прызнання толькі ад яго. Язэп жа лічыў сябе недастойным увагі такой таленавітай балерыны. Дзяўчына здавалася яму недасягальнай зоркай, ідэалам. Больш за ўсё ён баяўся словамі прызнання абразіць, напалохаць каханую і страціць яе давер і прыхільнасць.

Такое становішча цягнулася амаль два гады. Хутка закончваўся тэрмін дагавору, і Гануся павінна была вярнуцца ў Слуцк. Адчай, які перажываў юнак пры думцы аб расставанні, дапамог яму перамагчы нерашучасць і прызнацца любай у сваім вялікім каханні. Доўгачаканыя словы ўсхваляванага хлопца знайшлі водгук у сэрцы дзяўчыны. Шчаслівыя закаханыя вырашылі звярнуцца да князя Міхала за дазволам на шлюб. Нясвіжскі князь даў згоду на вяселле, але патрэбна было ведаць яшчэ, што скажа слуцкі Радзівіл. Тут трэба зазначыць, што слуцкі князь вызначаўся хваравітай жорсткасцю ў адносінах да прыгонных. Для яго найвялікшай асалодай было слухаць енкі паднявольных, якіх сурова каралі за самую нязначную правіннасць. Здарылася самае страшнае: жорсткі князь у вялікім гневе загадаў закаваць дзяўчыну ў кайданы і даставіць яе назад у Слуцк. Пачуўшы гэта рашэнне, закаханыя вырашылі ўцякаць. Але салдаты злавілі ўцекачоў недалёка ад Нясвіжа. Апошні абдымак іх і роспач былі такімі адчайнымі, што нават сэрцы салдатаў не вытрымалі: яны плакалі разам з тымі, каго павінны былі разлучыць. Закаваную ў кайданы Ганусю павезлі ў Слуцк, а праз некалькі дзён у Нясвіжы даведаліся, што дзяўчына загінула. Ніхто дакладна не мог сказаць, што з ёй здарылася: ці яна сама дабравольна пакінула гэты свет, у якім не магла жыць без каханага, ці загінула ў страшэнных пакутах у змрочным падзямеллі.

3 той пары Язэп у любое надвор'е хадзіў на месца іх апошняга расстання і праводзіў там цэлыя гадзіны. Можа гэта ён пасадзіў і выгадаваў у памяць аб сваім адзіным каханні незвычайныя дрэвы. Фактам з'яўляецца тое, што ён адрокся ад свету, пайшоў у манастыр і ўсё жыццё аддаў мастацтву.

Дуб і сасна дажылі да нашых дзён. Расказваюць, што ў час апошняй вайны немцы хацелі вывезці гэты цуд прыроды ў Германію, але не паспелі. Неразлучныя дрэвы неаднойчы прыцягвалі ўвагу мастакоў, паэтаў, музыкантаў. На жаль, сасна ў 1999 годзе загінула. :sorry:

http://savepic.su/1953865m.jpg


Крыніца: К.Я. Шышыгіна-Патоцкая, "Нясвіж і Радзівілы", Мінск: Беларусь, 2007. - 240 с.: іл.
Alexmak
13 май 2012, 00:26
 
Перейти в форум
Перейти в тему

Re: Фальклор Беларусi

НАЗВАНИЕ ГОРОДА - НЕСВИЖ

Существует несколько версий его происхождения.

Давным-давно, в незапамятные времена, когда все окружающие земли на этом месте были покрыты густым непроходимым лесом, по реке Уше с севера спустился в этот край литвинский князь с дружиной. Прибывшие охотники увидели множество диких зверей, не знакомых с человеком. Охота была удачной. Скоро все ладьи наполнились разнообразной дичью. Не хватило места огромному медведю, которого подстрелил сам князь. Решили приехать за ним в другой раз. Посланные за медведем слуги заблудились и нашли великана через несколько дней. Он был несвежим. Слуги вернулись без медведя. С той поры место, где нашли медведя, стали называть Несвиж. Со временем там возникло славянское поселение с таким же названием.

В 9-м томе обширного труда "Россия. Полное географическое описание нашего отечества" под редакцией известного учёного В. Семёнова-Тян-Шанского приводится другой вариант легенды.
Много лет тому назад, говорится в ней, на месте города была высокая и очень крутая гора. Трудно было что-нибудь увидеть за ней. Называли гору Невидимой от соединения слов "не свидеть". Во время сильного наводнения эту гору размыло на семь холмов, и занесло сюда дома с людьми и целые корабли. Так появились поселенцы на этой земле, а их город-крепость получил имя от названия горы.

Некоторые исследователи считают, что Несвиж возник на одном из водных путей. Об этом свидетельствуют многочисленные запруды на реке Уше, у истоков которой расположился город.
Действительно, на этом месте встречаются две водные системы - река Уша впадает в могучий Нёман, который мчит свои воды в Балтийское море, к югу от города начинается с небольшого теперь болота река Лань, приток Припяти. Припять, в свою очередь, - приток Днепра, который нёс ладьи в Чёрное море.

Предание говорит, что там, где Уша и Лань близко подходили друг к другу, и возникло поселение людей, которые помогали перетягивать ладьи волоком. Затем поселение превратилось в крепость и стало центром небольшого княжества.

Поселение было прекрасно укреплено. Этому способствовали и большие болота-трясины, и многочисленные защитники-воины, которых называли вижами. Трудно было пробраться вражеским воинам через высокие стены крепости. Каждое утро дозорные на башнях докладывали князю о том, что в город не проникли вражеские лазутчики-вижи. В самой крепости было много - "несть числа" - вижей. От слияния этих коротких слов "несть вижей" и стали называть город-крепость.


ИСТОКИ РОДА РАДЗИВИЛЛОВ

На протяжении многих столетий Несвижем владели магнаты Радзивиллы. Они имели огромные площади земли, получали миллионные доходы, оказывали влияние на судьбы тысяч людей. Многие, кто навещает старинный город, спрашивают, как тут появились Радзивиллы, кто они и откуда.

Вот какую легенду рассказывают в Несвиже. Желая возвеличить род, Радзивиллы выводили своё происхождение от древнеримской аристократии. Как будто родоначальник дома Радзивиллов, какой-то Дорспрунг, добрался морем в Литву и основал там поселение Рамнова (Новый Рим). Среди наследников этого рода были и политические и культовые деятели. Особенно известным сделался Верховный жрец Криво-Кривейше. Он крепко полюбил красавицу-литвинку. У них родился сын, которого отец, как жрец, не имел права воспитывать сам. Молодая мать при родах умерла. Кому отдать мальчика на воспитание? Криво-Кривейше придумал хитрый план. К нему часто приезжали князья. Один из них, Наримунт, не имел сына-наследника. Он просил у жреца вымолить у Бога Перкунаса ему наследника. Вот это и попробовал использовать Криво-Кривейше. Когда в очередной раз к нему приехал Наримунт, который любил охоту, жрец приказал положить маленького сына в колыбель, украсить её цветами и лентами и повесить на высокое дерево. Во время охоты собаки вывели князя и его свиту к загадочному дереву, возле которого никакой дичи не было. Охотники взглянули вверх и увидели среди листьев какой-то предмет. Корзину сняли. Там было великое "чудо" - мальчик, здоровенький и красивый. Криво-Кривейше сказал Наримунту: "Вот тебе Бог Перкунас и послал сына. Расти ребёнка, как родного, и во всём слушайся, потому что каждое его слово будет голосом самого Бога".

Малыша назвали Лиздейком, что значит по-литовски "найденный в гнезде". Мальчика, который быстро подрастал, почитали, с его советами всегда считались. Однажды к Лиздейке за помощью обратился сам Великий князь Гедимин. Нужно было объяснить необычный сон, который приснился князю, когда он заночевал в долине Святого Рога: могучий железный волк громко выл на все четыре стороны света. Лиздейка объяснил сон так: на том месте, где ночевал князь, нужно построить большой город Вильно. Именно после этого к имени Лиздейки присоединилось прозвище Радзивилл - от белорусского слова "радзіць" (советовать). Несколько поколений наследников Лиздейки пользовались этим словом как прозвищем, а потом оно стало фамилией могучего рода. Зачинателем этого рода по Несвижской линии был Ян Радзивилл по прозвищу Бородатый.
Alexmak
16 май 2012, 11:52
 
Перейти в форум
Перейти в тему

Re: Милоградская культура?

Сергей, возможно тебе моя версия не понравится, или покажется смешной, :oops: но.....данный предмет мне напоминает обычный поздне-средневековый цывiльны гузiк :)

Что-то типа этих (там подобных много):
http://www.buttonarium.eu/szczegoly.php?id=3444
http://www.buttonarium.eu/szczegoly.php?id=3180
Alexmak
16 май 2012, 23:50
 
Перейти в форум
Перейти в тему

Re: Крестик с бесогоном и продолжение.

Александр, ответ на твой вопрс есть в статье нашего форумчанина Василия-Kite:

viewtopic.php?f=40&t=508
Alexmak
17 май 2012, 21:53
 
Перейти в форум
Перейти в тему

Re: Фальклор Беларусi

"12 апостолов"

Князья Радзивиллы — богатейший магнатский род. Веками они наполняли ценностями свою главную резиденцию — Несвижский замок. К XVIII веку богатства замка достигли фантастических размеров. Много экзотических вещей хранилось в сокровищнице. Например, выделялся стол дивной работы на 12 персон мастеров эпохи Возрождения, происхождение которого неизвестно. В.Сырокомля шутил, что на нем Радзивиллы подсчитывали свои миллионные прибыли.

Во время угрозы военного нашествия сокровища прятались в тайниках подземных ходов замка. Это была сокровищница Радзивиллов, про которую знал только князь и его доверенный слуга. Князь являлся хранителем сокровищницы и не имел права ничего из фамильных драгоценностей ни продать, ни отдать в приданое, ни вывезти за пределы замка.

Немногим посчастливилось заглянуть в сокровищницу. В донесении императрице Екатерине II князь М.В. Репнин, который был в составе свиты короля Станислава Августа, писал: "Король заехал к К.С. Радзивиллу в Несвиже. После блестящего фейерверка и обеда на 300 персон король спустился в подземелье замка и увидел золотые слитки, сложенные до самого потолка". А также в Несвижском замке хранилась богатейшая коллекция оружия, бриллиантов, ценнейший архив и библиотека, фамильное серебро и многое другое. Но главной "изюминкой" собрания Радзивиллов была коллекция "12 апостолов". Это статуи двенадцати апостолов в человеческий рост из золота и серебра, усыпанные драгоценными камнями. Апостолы украшали Голубую залу в Несвижском замке.

Считают, что апостолов привез из Константинополя в начале XVIII века один из первых представителей рода, как трофей. После освящения статуй в 1759 году в Ватикане, Радзивиллам была вручена грамота, которая давала возможность любому представителю рода беспрепятственного доступа в резиденцию Папы Римского.

В 1771 году коллегия фарного* иезуитского костела в Несвиже, родовой усыпальнице князей Радзивиллов, пригласила знаменитых мастеров из Варшавского Собора святого Яна для реставрации большого живописного полотна "Тайная вечеря", которое занимало всю алтарную часть храма. Художникам для работы нужны были модели апостолов. Им показали "12 апостолов" из золота и серебра. Каково же было их удивление, когда они увидели полную идентичность статуй "Тайная вечеря" Леонардо да Винчи в Миланском монастыре Санта Мария де Грация с "12 апостолами". Мастера были ошеломлены, но факт странного совпадения так и не смогли объяснить...

Во второй половине XVIII века хранителем сокровищницы был Кароль Станислав Радзивилл (Пане Коханку), известный своими чудачествами и размахом жизни. К фамильным реликвиям он относился весьма трепетно, но именно он и нарушил наказ предков. Пане Коханку не только вывозил за пределы замка "апостолов", но даже в карты проигрывал (правда потом всегда выкупал).

Сокровища Радзивиллов не давали покоя грабителям. "12 апостолов" пытались выкрасть, но воры были пойманы. Чтобы позаботиться о сохранности семейной реликвии, "апостолы" были спрятаны в сокровищнице, а их точные копии, сделанные придворным мастером из воска, украсили Голубую залу. Статуи восковых "апостолов" были настолько точно сделаны, что никто из гостей не мог распознать в них подделку. Там же были выставлены восковые фигуры наказанных разбойников. Эти восковые статуи были отлиты с натуры, часто с волосами "оригиналов". Поговаривают, что были созданы также восковые статуи вельмож, королей, предводителей народных восстаний. Это, как пишет минский журналист В. Бобрович, была первая в мире коллекция восковых фигур и существовала она намного раньше, чем знаменитая лондонская галерея.

После смерти К.С. Радзивилла все огромное наследство перешло к его племяннику Доминику Радзивиллу. В 1812 году, находясь на службе у русского императора, он перешел на сторону Наполеона. По одной из версий, он пополнил сокровищницу московскими ценностями. Из захваченной французами Москвы потянулись в Несвиж обозы с музейными реликвиями, церковными атрибутами, даже с позолоченными листами, снятыми с куполов московских храмов. Вероятно Доминик Радзивилл перекупил все это у французов. При молниеносном отступлении Доминик с частью своих людей заехал в замок только на несколько часов. Он успел отдать распоряжения своему доверенному слуге Адаму относительно тайника для сокровищницы и нескольких подвод, которые должны были быть отправлены с частью ценностей замка вслед за ним в Вильно. Но вскоре в город вступили русские войска под руководством адмирала Чичагова. Адмирал отправил в Москву 40 подвод, на которые погрузили "коллекцию разных ценных камней, бриллианты в оправе и без оправы, также подобранные в разные коллекции; много табакерок золотых и серебряных, украшенных бриллиантами...". Вывезли также много столового серебра (на 100 персон), иностранный фарфор и фаянс, нумизматические коллекции, очень профессионально подобранные; "самые ценные иностранные предметы живописи", китайские и турецкие накидки на коней, оружие, рыцарские доспехи, старинные серебряные изделия, кубки "разными штуками и ценными медальонами облепленные", маршальские жезлы, украшенные золотом и бриллиантами, и многое другое. В разграблении замка принимал участие не только адмирал Чичагов, но и многие другие. Это была месть Доминику Радзивиллу за его участие в походе на Москву.

Когда русские войска только вошли в Несвиж и начали делать опись исторических и других ценностей замка, доверенный слуга Адам повел себя агрессивно. Он обладал огромной силой, крутым нравом и тяжелым характером. Какуправляющий замка он держал многочисленные отряды слуг в постоянном страхе, жестоко наказывал за малейшую провинность. Однажды в замке были найдены задушенными двое дворовых, которые незадолго до этого пообещали показать тайники, где были спрятаны наиболее ценные радзивилловские сокровища. Позже таким же образом погибли два солдата.

Адам рискнул тайно отправить на лошади гонца с запиской князю Радзивиллу, где сообщалось, что "12 апостолов" и сокровищница спрятаны, как договорились. Гонца схватили русские офицеры около Мира и привезли записку в Несвиж. Тут скоро узнали, что записку написал управляющий замка. Адама арестовали, но на допросах он ничего не сказал. Слуги осмелели и начали доносить, что это Адам убил двух солдат. Полевой суд приговорил управляющего к смерти и приговор был приведен в исполнение. Другой знаток тайны клада, сам князь, через некоторое время был смертельно ранен и умер...

Чуть позже, когда специальная комиссия закончила опись ценностей замка, выяснилось, что не хватает многих наиболее ценных предметов, в том числе и "12 апостолов". Только теперь царские военные чиновники поняли, что с исполнением приговора они поспешили. С той поры делались многочисленные попытки найти сокровищницу, но успеха они не имели.

Кто-то из старожилов Несвижа припомнил, что незадолго до ареста "Адама для особых поручений", дождливой ночью, неподалеку от замка раздались два мощных взрыва. Утром увидели два глубоких провала, которые, не проверив, быстренько засыпали землей и заровняли, а сверху еще и посеяли траву. Только через некоторое время появились подозрения, что это Адам со своими доверенными людьми, дождавшись непогоды и спрятав скульптуры апостолов, взорвал подземные переходы. Это дает надежду, что самые ценные предметы из сокровищницы все еще находятся в окрестностях Несвижского замка.

Искали ВСЕ, ищут и по сей день..... :)
Alexmak
17 май 2012, 22:07
 
Перейти в форум
Перейти в тему

Re: Беларусь. Пинск.

Сегодня в очередной раз убедился, что ничего в этой жизни я не знаю.... :sorry: Все в точности, как в поговорке: Век живи - век учись, а дураком помрешь....
К своему стыду, я до прочтения темы не знал, :fool: что образ Купятицкой Богоматери каким-либо образом так тесно связан с Беларусью.

Сергей, спасибо большое. :good: Мне было очень интересно.... и я хоть немного стал умнее :oops:
Alexmak
18 май 2012, 22:57
 
Перейти в форум
Перейти в тему

Re: Миниатюрная фибула.

"Полистал" сегодня Альмгрена, пришел к такому же выводу.
Alexmak
18 май 2012, 22:49
 
Перейти в форум
Перейти в тему

Образ беларуса (по материалам социально-бытовых сказок)

За последний год "поглотил" достаточно большое количество литературы по истории Беларуси. Не так давно попала мне в руки книга Ю.В. Чернявской "Белорусы от "тутэйшых" - к нации". Книгу позже закачаю и дам ссылку.
Книгу прочел на одном дыхании, особенно поразил авторский анализ образа беларуса на основе социально-бытовых сказок 19 века. Честно говоря, ранее о существовании таких сказок я даже не знал.... :oops:

После прочтения данной книги попробовал "нагуглить" сказки в сети.....увы....к сожалению не нашел. Если у кого-то есть, или кто-то найдет - просьба поделиться.

В общем, книга произвела на меня впечатление, вот и решил создать данную тему, дабы поделиться с Вами.

Из книги буду понемногу доставать авторкие цитаты и их анализ и вывешивать в теме. Надеюсь, что тема Вас заинтересует и будет предмет и желание подискутировать. :smile:

Итак, начну.....
Автором проанализировано более 1000 социально-бытовых сказок, которые на рубеже 19-20 вв. которые были собраны этнографами и фольклористами Петром Шейном, Александром Сержпутовским и Михаилом Федеровским.


Cамообраз беларуса
Alexmak
18 май 2012, 21:48
 
Перейти в форум
Перейти в тему