Результатов поиска: 12

Вернуться к листу благодарностей

Re: Стрела на определение.

Ритуальный,редко но попадаются практически на всей территории ДР.
Вот мой
Изображение
Изображение
tolyan
26 мар 2012, 20:01
 
Перейти в форум
Перейти в тему

Re: средник складня

мне не нравиться, особенно ее цвет, очень похож на новодельный, а это всегда навивает сомнения, а выработку можно сделать любую на ухе.
Grauen
26 мар 2012, 09:26
 
Перейти в форум
Перейти в тему

Re: Чыя манета?

Прусский грош, Альбрехт Гогенцоплер. Очень распространенная монетка.
Mciri
19 апр 2012, 20:13
 
Перейти в форум
Перейти в тему

Re: Беларусь. Пинск.

Продолжу тему .На этот раз расскажу об одной очень почитаемой в Православном мире святыне,которая происходит из Пинского района."Богоматерь Купятицкая".

Едва ли не исключительный случай, когда обнаруженный в окрестностях Пинска, повешенным на дереве в с. Купятичи, в 1182 г. бронзовый крест-энколпион был воспринят как чудотворная икона Богоматери, празднование которой впоследствии внесено в церковный календарь под 15 ноября. Сложное историческое будущее ожидало драгоценную находку, ставшую большой православной святыней, перемещенную затем в Киев, где она и закончила свое историческое существование, оставив его следы в гравюре и золотном шитье. Эта яркая страница духовной культуры Киева и вместе с тем Пинского Полесья во многих отношениях остается уникальной: изящный литой крест-реликварий с рельефными изображениями привлекает внимание исключительно как образ Богоматери, с усиливающейся популярностью, чему немало способствовали гравюры XVII в., надо сказать, своеобразно интерпретировавшие оригинал. Важно было и то, что реликвия находилась в киевском Софийском соборе, и, таким образом, оставалась доступной многочисленным паломникам.

Основным источником исторических сведений о купятицком кресте-энколпионе является дополнение, озаглавленное как "Чудеса купятицкие", к сборнику "Тератургима", составленному иеромонахом Киево-Печерского монастыря Афанасием Кальнофойским и напечатанному на польском языке в Киеве в 1638 г.Здесь подробно описаны чудеса от иконы, происшедшие с 1617 по 1636 г. Некоторые из них описаны также в книге иеромонаха Иоанникия Галятовского "Небо новое", напечатанной во львовской типографии Михаила Слезки в 1665 г,а изображение еще было помещено в книге архиепископа Лазаря Барановича "Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы, прилучшееся в среду крестопоклонную року 1674", изданной в Новгороде-Северском в следующем 1675 г. Заимствованные из этих книг сведения, дополненные иными материалами, потом составили содержание большой статьи, напечатанной в неофициальной части "Минских епархиальных ведомостей" за 1891 г.

По преданию, изложенному в приложении к книге Афанасия Кальнофойского, в очень давнее время шестилетняя крестьянская девочка по имени Анна, пасшая скот на месте полном "купин" или "купят" (терновника), увидела между зарослями необыкновенный свет, и, приблизившись, обнаружила на дереве небольшой крест, с Распятием на одной стороне и с Богоматерью с Младенцем Христом - на другой. Свою находку девочка отнесла домой и спрятала в сундук. Однако, вернувшись к стаду, снова обнаружила крест висящим на дереве, и, решив, что это иной, подобный первому, положила его за пазуху. Но, придя домой, не обнаружила его ни у себя, ни в сундуке. В сопровождении отца отправилась тогда на луг, и уже издали они увидели сияние вокруг дерева, на котором явился крест. Отец Анны рассказывал о чуде соседям. Расчистили место явления, и на нем была сооружена небольшая деревянная церковь. В 1240 г. ее сожгли татары, а местные жители так и не смогли отыскать на пожарище почитаемый крест-энколпион. Только в XV в. реликвия была обнаружена монахом-паломником Иоакимом, привлеченным "светлостью великой". Во вновь сооруженной церкви он стал пономарем. В 1495 г. княгиня Мария церкви в Купятичах пожаловала дворище.

Во второй половине XVI в. купятицкая церковь обновлена Диримунтом Войной и отдана им во владение своему племяннику - брестскому каштеляну Григорию Войне, который в конце того же столетия капитально перестроил сооружение, дал средства для постройки жилых и хозяйственных помещений для клира, заказал образ своего патронального святого и "устроил подобающую раму для чудотворного образа". Сам же образ в это время был прикреплен к квадратной позолоченной доске, вставленной в упомянутую раму. В 1617 г. был пойман вор, обокравший церковь в имении Войнов, и, по завершении судопроизводства, сожжен как святотатец. Позже, по настоянию своей матери Аполлонии Воловичевны Войниной, Купятичи и иные имения Войнов в Пинском уезде купил Василий Копец. В 1628-1629 гг. при Купятицкой церкви основан мужской монастырь. Игумен Свято-Духова монастыря в Вильне Иосиф Бобрикович дал в настоятели Иллариона Денисовича, который вскоре собрал около тридцати человек братии. Инвентарь монастыря от 1631 г. дает представление об имуществе и церковной утвари. Записки этого первого купятицкого игумена, помещенные в приложении к "Тератургиме" Афанасия Кальнофойского, немало способствовали популярности образа.

Но монастырский храм успел обветшать, о чем доносил монах купятицкой обители Макарий Токаревский киевскому митрополиту Петру Могиле6. Игумен сбор денег поручил своему наместнику Афанасию Филипповичу и послушнику Онисиму Волковицкому. Составленная Афанасием Филипповичем история его путешествия с этой целью в Москву была вместе с изображающей купятицкую икону гравюрой в марте 1638 г. поднесена царю Михаилу Федоровичу7.

Что же представлял крест-энколпион как художественное произведение? Н.Закревский, исключительно внимательный к древностям, при описании Софийского собора в Киеве заметил: "это небольшой медный и складной, литой крест. Специально к изучению купятицкой находки, однако, обратился только Н.И. Петров, сопоставивший ее с иными древнерусскими крестам и энколпионами.По заключению исследователя, "Купятицкая икона Богородицы принадлежит к числу древних энколпионов киевского происхождения, относящихся, по времени, к первому киевскому периоду русской истории".Н.П.Кондаков признавал, что "самым любопытным по значению его для русской древности является бронзовый крест, известный под именем Купятицкой чудотворной иконы Божией Матери".Общую классификацию крестов-энколпионов этого типа осуществил В.Н.Зоценко. Затем было предпринято монографическое изучение самого купятицкого креста-энколпиона, одного из самых качественных образцов металлопластики, имеющих стилистические признаки конца XII в.В частности, это массивность фигур, при весьма искусной пластической моделировке. В связи с этим нельзя не обратить внимание на судьбу произведения и на эволюцию его оформления.

Поднесенный Афанасием Филипповичем в марте 1638 г. царю Михаилу Федоровичу в Москве типографиский оттиск с изображением Купятицкой Богоматери был идентичным гравюре, приложенной к "Тератургиме", напечатанной в Киеве. Следовательно, по пути в Москву, уже в русских пределах, игуменский посланец служил молебен, поместив на столе именно этот "паперовый" образ Купятицкой Богоматери, который "того року перший раз зъ друку киевского".
Крест-энколпион здесь воспроизведен гравером с заметными упрощениями, вписанный в барочный овальный картуш и окруженный держащими реликвию четырьмя ангелами, в руках у которых раскрытые свитки с текстами, соединив которые, можно прочесть: "Радуйся, Обрадованная Марие, Господь е Тобою".Не исключено, что воспроизведено реально существовавшее обрамление, хотя настаивать на этом предположении не приходится, поскольку композиция могла быть сочинена и гравером. В изображении самого креста-энколпиона нет явных признаков следования оригиналу: упрощен даже абрис изделия, видоизменены изображения в медальонах, увеличено расстояние между ними и центральной фигурой, но при этом заботливо воспроизведены неизвестно когда появившиеся на металлических створках отверстия. Конечно, очертания креста-энколпиона могли оказаться закрытыми рамой, устроенной Григорием Войной, когда "образ был прикреплен к квадратной позолоченной доске". Эта гравюра явно способствовала популярности образа Богоматери Купятицкой, причем даже в демократической среде, которой были недоступны книги с упомянутым воспроизведением.

Между тем назревали печальные события. Афанасий Филиппович, ставший игуменом Брестского Симеонова монастыря, 5 сентября 1648 г. принял мученическую смерть.Затем, судя по инструкциям пинской шляхты делегатам сеймов и королевской грамоте от 1650 г., встал вопрос об обращении Купятицкого монастыря в унию. Принято считать, что в связи с этим крест-энколпион тогда перенесен был в Киев. Угрозы унии уже до того звучали в инструкциях пинской шляхты делегатам сеймов 1645 и 1646 г. Существует также версия о перенесении образа из Купятичей в Киев в 1722 г.Но в таком случае было бы непонятным свидетельство источников не только об усилившемся в Киеве почитании Богоматери Купятицкой, но и о существовании его вещественных памятников, о которых здесь еще будет сказано. Не исключено, что принимали за оригинал имитацию, которая до настоящего времени остается в приходском храме в Купятичах. И подобный риторический вопрос, не эта ли икона подлинная, возникал еще в XIX в.

В действительности сохранившийся резной деревянный крест представляет рельефное воспроизведение реликвии, выполненное на основании использования в качестве образца уже упомянутой гравюры 1638 г., а не бронзового оригинала XII в. Доска-пластина, украшенная гравировкой и накладным венцом, имеет гнездо, по форме и размерам соответствующее именно деревянному кресту. Судя по всему, для него она и была изготовлена. Если учесть то обстоятельство, что венец, как известно, был снабжен датой - 23 июля 1658 г., то киот к указанному времени уже существовал, и, конечно, позже неоднократно обновлялся. Квадратная серебряная пластина, размером 15,5х15,5 см, обрамлена валиком. К оправе прикреплена круглая (диаметром 10,5 см) крышка-створка серебряной панагии, украшенной с внешней стороны гравированным изображением Богоматери Купятицкой,, окруженным кольцевой надписью, а с внутренней стороны - изображением Святой Троицы. Как следует из гравированной памятной надписи, изделие изготовлено для монастырской Введенской церкви18. Это относится к позднейшему дополнению, тогда как крышка киота если не первой трети ХVII в., то современная киевской гравюре 1638 г., с которой чрезвычайно схожее ее изображение. Все это укреплено на прямоугольной пластине больших размеров - 38,5х26,0 см. В инвентаре церкви в Купятичах от 1631 г. есть запись: "образ цудовны, оправны з обеих сторон сребром золочеными".Здесь явно речь вдет о более раннем оформлении.

Начиная с 1638 г. изображение Богоматери Купятицкой по временам воспроизводится в гравюре различных изданий. Особенно показательным является его помещение в напечатанном в Киеве в 1659 г. "Постановлении от его Царского величества з Войском Запорозким року 1659", где оно представлено уже как киевская святыня.Иной вариант иконографической схемы, с Богоматерью в короне и с князьями Борисом и Глебом по сторонам креста, можно обнаружить в напечатанном в 1674 г. в Новгороде-Северском "Слове на Благовещение Пресвятой Богородицы" черниговского архиепископа Лазаря Барановича, стилистически отличающийся от предыдущего.Не отражены ли здесь особенности оформления, появившегося на новом месте, в Киево-Софийском соборе?

Перенесенный в Киев крест-энколпион теперь постоянно привлекает к себе внимание митрополитов. Так, в "тестаменте" киевского митрополита Гедеона Святополк-Четвертинского, скончавшегося 6 апреля 1690 г., сказано: "В туюж Свято-софийскую церковь отказую на чудотворный образ Купятицкой Пресвятыя Богородицы зависите португал от 10 червоних золотых". Известно, что при митрополите Варлааме Ясинском (1690-1707) образ оставался прикрепленным к квадратной серебряной позолоченной доске, вероятнее всего привезенной вместе с ним из Купятичей, пока в 1700 г. не была этим иерархом устроена серебряная вызолоченная крестообразная "шата", на поперечных оконечностях которой были изображены Иоаким и Анна23. Киевский митрополит Евгений Болховитинов (1822-1837) утверждал, что икона перенесена во второй половине ХVII в., когда бенедиктинцы, а потом униатские монахи завладели Купятицким монастырем.По завещанию наследников Василия Копца купятицким имением владел Городищенский бенедиктинский монастырь. Известно, что в 1659 г. жена Януша Радзивилла, Мария, дочь молдавского господаря, завещала тысячу золотых на неугасимую лампаду перед чудотворным образом Богоматери. К 1667 г. накопилось так много пожертвований, что полоцкий воевода Иван Карл Копец обязывал настоятеля монастыря составить подробную опись украшений. В Киеве, в Софийском соборе реликвия была помещена в особом киоте на западной галерее близ Андреевского придела.
На сегодняшний день известно несколько произведений золотного шитья, несомненно, киевского происхождения, скорее всего выполненных в мастерской Вознесенского Печерского монастыря, славившейся своей исключительно высокого художественного уровня продукцией. Это прежде всего два воздуха, которые могли служить и подвесными пеленами к иконе, со стилистическими признаками первых десятилетий ХVIII в. Один из них хранится в Черниговском историческом музее, другой - в Звенигородском историко-архитектурном и художественном музее в Подмосковье. Они схожи по общей композиционной схеме и отличаются преимущественно в деталях, а также индивидуальной манерой исполнения. Важно, однако, то, что образцом для центрального изображения остается уже упомянутая гравюра 1638 г. То же можно сказать и о двух шитых палица (эпигонатиях), одна из которых оказалась в частном собрании в Германии, а другая, в фрагментированном виде, обнаружена в Анастасиевской церкви в Глухове и ныне хранится в Национальном художественном музее Украины в Киеве26. Есть еще одна, совершенно иная по манере исполнения палица, с более усложненной иконографией, в собрании Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника, выполненная явно по индивидуальному эскизу киево-печерской лаврской ризнице сохранилась едва ли не единственная в своем роде фелонь середины ХVIII в., на оплечье которой нашито золотное воспроизведение Богоматери Купятицкой.

Если соотнести известные исторические факты, то оказывается, что в местных купятицких преданиях наиболее отчетливо запечатлелись время явления образа, его утрата и обретение. В Киев же крест-энколпион возвращается, где был изготовлен, в ХVII в., уже как широко почитаемая реликвия. И именно здесь начинается период его художественной интерпретации, преимущественно в гравюре и золотном шитье. Остается надеяться, что со временем могут быть выявлены пока неизвестные воспроизведения, в частности в металлопластике. В приведенных случаях трудно не обратить внимание на как бы подсознательное игнорирование мастерами материала оригинала: главным оказывается сам иконографический образ с необычной крестовидной композицией, что особенно показательно для иконописных воспроизведений Нового времени.

На выполненной по заказу киевского митрополита Варлаама Ясинского "шате" была гравирована пространная надпись, с указанием на перенесение иконы в Киев в 1655 г. и на выполнение этого оклада в 1700 г., в виршованной форме29. А позже, по указанию митрополита Арсения Могилянского (l757-l770), западная стена и стены галереи собора были заполнены стихами на украинском языке, с поэтическим повествованием о чудесах иконы. При реставрации сооружения в 1843-1853 г. все это уничтожено.

Именно в указанное время, в 1852 г. прихожане Купятицкой Николаевской церкви предприняли безуспешную попытку ходатайствовать перед Синодом о возвращении чудотворной иконы, несмотря на то, что она была поддержана архиепископом Минским и Бобруйским Михаилом. Отказ был мотивирован тем, что икона "принадлежала не приходской церкви, построенной в 1822 г., а монастырю, ныне уже не существующему, и перенесена в Киево-Софийский собор не предками просителей, но православными бывшего монастыря монахами около 200 лет назад".Кто знает, возвращенная в Купятичи реликвия, возможно, и не погибла бы, тогда как в Киеве она исчезла бесследно. Споры вокруг церковного наследия редко имели счастливый исход, и его передел навсегда лишил наших современников возможности видеть древние святыни. Многие иконы исчезли, не получив качественных списков и фотоснимков. В итоге утраты не документированы.

Образ Богоматери Купятицкой имел более счастливую судьбу. О нем сегодня напоминают подобные кресты-энколпионы, гравюры и шитье. Благодаря этому он сохранился в памяти многих поколений.
Стэфан
17 май 2012, 01:30
 
Перейти в форум
Перейти в тему

Re: Што за манета?

patagon-вес 25-28гр .40-45мм.
1/2patagon-вес 12-15гр.32-36мм.
1/4patagon-вес 5-7 гр. 29-32мм .
Вроде как то так.
Li$$
22 май 2012, 22:16
 
Перейти в форум
Перейти в тему

Re: Што за крэст?

Надпись на немецком языке. Может перевод даст подробности. Может знак в центре что подскажет. Интуитивно, крест братства или сообщества, поздний.
Kite
27 май 2012, 22:16
 
Перейти в форум
Перейти в тему

Re: Што за крэст?

Предыдущее сообщение править не буду,
вот информация по кресту, с интернета http://www.celebrateyourfaith.com/Lord- ... 3C1868.cfm
Amigo_BY
28 май 2012, 02:35
 
Перейти в форум
Перейти в тему

Re: Перстни

vint-kop,благодарю.
К сожалению и это не поддаётся расшифровке.
Будем искать.
Кстати,всем от науки и тем,кому интересно.Все находки выставленные мной родом из Минской обл,Столбцовский район.Поэтому и указывать больше не стану,ибо не езжу далее оного.
zemlekop
27 май 2012, 11:56
 
Перейти в форум
Перейти в тему

Re: Перстни

Витое единичная подобная находка на месте - рядом по тому периоду ничего не было, но будем искать :roll:
Вот такое колечко попалось ;) Вес 19гр.Гродненская обл.
http://f10.ifotki.info/org/651207155eb98a2041a57a97cdff808557fce3117525453.jpg
Эти перстни относятся к плетеным, а не к витым.
Плетеные перстни сплетены из нескольких проволок, причем технология плетения аналогична способу изготовления браслетов соответствующих типов. Выделяются два основных варианта плетеных перстней. К первому относятся перстни с массивной плетеной из четырех или шести проволок средней частью и гладкими сомкнутыми или разомкнутыми концами (табл. 59, 13). Судя по новгородским аналогиям, эти перстни бытовали от середины XII - до середины XIV в. Ко второму варианту относятся перстни, целиком сплетенные из семи тонких проволок (табл. 59, 19). В Новгороде такие перстни встречены в слоях конца XII - второй половины ХIII в. Известны плетеные перстни обоих вариантов в древностях смоленских и владимирских кривичей, новгородских словен и витячей (Арциховский А.В., 1930. С. 87), а также полян, древлян и северян (Седов В.В., 1982. Табл. XXVII, 11, 32; XXXVII, И).
http://club-kaup.narod.ru/rec/archussr_drrus_bk/archussr_drrus_bk_table59.jpg

Тупо, ложновитый перстак.
В прошлом году с 10 мая 2011г. Очередной раз был на раскопках в Великом Новгороде, таких гаек подняли намерено. Долбили по X-XI вв., а также по топографии и планировке усадеб местных аборигенов и их вещевой культуры в XII-XV вв. Разные срезы.
Если кому интересно:
Ну, так на вскидку, дирхемов штук под 200, бус очень много дёрнули более 500, четыре печати, правда очень много кожаной обуви пар триста точно…. Наверное, шесть мотков золота (датировали 10 веком) Тяжёлые капец, чуть выдрали……
В этом году опять поедем. Берестяные грамоты не все подняли. Очень надеемся, что ещё будут (очень большая радость и большое событие. Гайдуков дал обещание 10 лет назад, что при каждом подъёме бересты, будет танцевать и ТАНЦУЕТ!!!!!!!!!!!! ). Если Мэрия разрешит. Там, торговой центр строить собираются. В 2011 году вместе с архами подняли череп обезьяны (девчушка из Витебска дёрнула), архи местные датировали в тысячу лет, типа привёз в Новгород кто-то. И холодильник прикольный подняли. Весной типа лёд закладывали и сверху хавчик клали. Судя по раскопу, хоронили еду на весь город. В принципе хватало до осени, судя по яме. А там и зима. Ну и так по кругу. А что касаемо перстака, так ложновитый он. У меня есть два плетёных, по двенашке (один из Полоцка и один из Великого Новгорода), так не такие они, как выставленный и точка. А ложновитых целая жменя.
vint-kop
27 май 2012, 03:41
 
Перейти в форум
Перейти в тему

Re: Што за крэст?

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царстве Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли.
Хлеб нам насущный даждь нам днесь. И остави нам грехи наша; якоже и мы оставляем должникам нашим; и не введи на во искушиние, но избави нас от лукавого.

В православии это звучит именно так.
Mciri
28 май 2012, 23:09
 
Перейти в форум
Перейти в тему

Re: Топор

Сергей прав,как в первом так и во втором случае,топоры можно отнести к специализированным плотницким,встречались вплоть до 20 в.
Стэфан
01 июн 2012, 23:23
 
Перейти в форум
Перейти в тему

Re: Крыжык

Оборотная сторона (створка) прямоконечного креста энколпиона,с рельефным ростовым изображением Богоматери Агиосоритиссы и трёх святых похоже,что ранний прямая аналогия описанная Г.Ф.Корзухиной,А.А.Песковым "Древнерусские энколпионы"стр.289;табл.46.датируется первой половиной 13 века.Очень жаль,что с утратами.
Стэфан
26 май 2012, 03:29
 
Перейти в форум
Перейти в тему