Результатов поиска: 20

Вернуться к листу благодарностей

Нательные иконки-образки XIX века

Название: Нательные иконки-образки XIX века
Автор: В.Квятковский
Год издания: 2009
Формат: PDF
Количество страниц: 79
Размер: 1,83 МБ
http://dfiles.ru/files/6zi4v8cxq
http://books.monetonos.ru/Kladoickatel, ... %ea%e8.pdf
Dolphin
23 янв 2013, 15:25
 
Перейти в форум
Перейти в тему

А.Н.Спасеных Нательные кресты 15-17 веков с изображением Бог

А.Н.Спасеных Нательные кресты 15-17 веков с изображением Богородицы на лицевой стороне.

Интернет издание 2013 год

http://yadi.sk/d/zAWbvIKy2oVxj
admin
23 фев 2013, 00:11
 
Перейти в форум
Перейти в тему

"Северные Афины" Беларуси

Приветствую всех! :friends: Сегодня хочу рассказать о еще одном знаковой месте в истории Беларуси, которое мне недавно удалось посетить. Речь идет о усадьбе знаменитого композитора и государственного деятеля Михала Клеофаса Огинского расположенной в д. Залесье Смогронского района. Изобретать велосипед не буду, так красиво писать не умею, поэтому....рассказ о истории усадьбы взял из сети:


"Северные Афины" - так в XIX веке называли местечко Залесье, располагающееся сейчас в Сморгонском районе Гродненской области.

По своей значимости это местечко может сравниться с "Ясной Поляной" Толстого, "Михайловским" Пушкина или "Карабихой" Некрасова.

Прекрасный и задушевный полонез “Прощание с Родиной”, торжественно-сентиментальный государственный польский гимн “Ешчэ Польска не згинэла”. В единое целое их связывает имя талантливого автора – знаменитого композитора и государственного деятеля Михала Клеофаса Огинского (1765–1833), а также место создания этих великолепных произведений – небольшая деревушка Залесье в Сморгонском районе Гродненской области (12 км на юго-восток от Сморгони).

Само Залесье появилось на картах Беларуси ещё в конце XV века как небольшой частный фольварок. С XVIII века оно становится собственностью известного белорусского магнатского рода Огинских. Вначале Залесьем владел витебский воевода Марциян Михал Огинский, а позднее – его жена и дети. В первой половине XVIII века тут был возведён прекрасный дворцово-парковый ансамбль в стиле барокко.

Усадьба Огинских в Залесье располагалась в глубине обширного регулярного французского парка, который имел форму прямоугольника. Его центральная часть представляла собой так называемый “зелёный партер” со сложным геометрическим узором, созданным из оригинально подстриженных газонов, кустарников и невысоких деревьев. По бокам располагались тенистые липовые аллеи. Усадебный дом был деревянным и почти квадратным в плане. Его отштукатуренные и побеленные стены приятно гармонировали с красной черепичной крышей. Оригинальный вид зданию придавали восемь боковых алькежей (отдельная часть дома, выступающая за общий периметр стен и накрытая собственной крышей) – по два на каждом фасаде. Высокая крыша позволяла разместить на втором “мансардовом” этаже ряд жилых помещений. Центр главного фасада был выделен небольшим ризалитом с парадной двухпролётной лестницей. На тыльной стороне дома находилась просторная галерея. Усадебный дом выделялся большим “бальным” залом, домашней часовней с красивым резным алтарём, со вкусом обставленными кабинетами, спальнями, курительными и прочими помещениями. По бокам от основного здания располагались два отдельно стоящих небольших одноэтажных Г-образных павильона. Между усадьбой и небольшим озером находились различные хозяйственные постройки. Они были окружены забором, а от глаз гостей их ещё и прятали густо посаженные по периметру деревья. К сожалению, до наших дней этот барочный ансамбль XVIII века не сохранился. Сейчас на его месте обычное колхозное поле. Но уже существует достаточно реальный проект полного восстановления этого чудесного памятника архитектуры, что позволяет нам ещё надеяться увидеть его в прежнем великолепии.
http://savepic.su/3814251.jpg
Залесье, вид на усадьбу, 1822 год. Рисунок Леонарда Ходьки.

Так или иначе, но всё же до начала XIX века залесская усадьба была самым обыкновенным шляхецким имением, каких в те времена в Беларуси было множество. В это время его хозяином был бывший кухмистер литовский Франтишек Ксаверий Огинский. Не имея собственных детей, своим наследником он выбрал племянника Михала Клеофаса. Необходимо отметить, что на то время последний уже был известной личностью. В Речи Посполитой он сумел дослужиться до должности подскарбия литовского (заместитель министра финансов Великого княжества Литовского), а во время восстания Тадеуша Костюшки на свои деньги создал батальон конных егерей в 500 человек и дважды пытался с ним захватить Минск. После присоединения Беларуси к Российской империи всё его имущество было конфисковано, а сам он эмигрировал в Западную Европу. Однако оставшиеся на Родине влиятельные друзья помогли ему скоро вернуться домой. В 1802 году в Гродно он принёс присягу на верность Александру II и получил высочайшее разрешение поселиться в Беларуси. В связи с этим Франтишек Огинский подарил любимому племяннику Залесье, а сам переехал в собственный дворец в Молодечно, которое ему также принадлежало в ту пору.
http://savepic.su/3866474.jpg
Садово-парковый ансамбль в Залесье во времена М.К. Огинского.

После Парижа и Вены Залесье М.Огинскому естественно показалось довольно глухим и заброшенным местом. Старые деревянные здания уже требовали капитального ремонта, да и не совсем подходили новому хозяину. В итоге, принимается решение о строительстве рядом с прежней усадьбой нового дворцово-паркового комплекса в стиле модного тогда классицизма. Проект был подготовлен профессором Виленского университета М.Шульцем, после смерти которого его завершил губернский архитектор И.Пусье. Первоначально планировалось, что новый дворец будет иметь симметричную композицию: центральный двухэтажный корпус должен был соединяться одноэтажными объёмами с боковыми двухэтажными павильонами. Однако по желанию М. Огинского сбоку к зданию пристроили вытянутую в плане оранжерею в виде аркады с большими арочными окнами. Позднее к этой оранжерее перпендикулярно достроили ещё одну – “американскую”, которая с солнечной стороны была полностью застеклена. Это позволило архитекторам создать уютный, закрытый с трёх сторон постройками, небольшой дворик, где был разбит фруктовый сад. Размеры нового дворца, строительство которого было завершено к 1805 году, оказались внушительными – 160 на 50 метров. Внешний декор его при этом был довольно лаконичным. Главные украшения здания – классический четырёхколонный дорический портик перед парадным входом, а также высокая башенка с часами-курантами, завершённая шаром с колоколом, над центральным корпусом.

Планировка здания имела традиционную анфиладную систему. Через парадный вход посетитель попадал в просторный вестибюль с орнаментальными фресковыми росписями, откуда через открытые двери открывался перспективный вид на музыкальный салон, розовую гостинную, бильярдную, столовую и другие помещения. На второй этаж вели кованные винтовые лестницы. Там располагались жилые покои, а также прекрасно обставленная библиотека с мелодичным венским роялем, распятием из красного дерева и многочисленными шкафами с книгами.

Рядом с дворцом находилась часовня, построенная в стиле классицизма. Это небольшой зальный храм с прямоугольными окнами и одной апсидой, где был размещён резной двухъярусный алтарь. Над высокой вальмовой крышей возвышалась башенка с шатровым куполом. Для иллюзорного увеличения внутреннего пространства стены часовни были расписаны фресками на архитектурные мотивы.

Необходимо отметить, что старые постройки XVIII века сохранились и стали органичным дополнением нового архитектурно-паркового ансамбля. Так восточная липовая аллея регулярного парка стала главной подъездной дорогой к новому дворцу. При этом она проходила вдоль его западного павильона, оранжереи и вела к озеру. Французский регулярный парк также сохранился, но рядом с ним ещё один виленский архитектор и декоратор Певзнер разбивает пейзажный парк в английских традициях. Сооружение дамбы со шлюзами позволяет увеличить озеро до двух гектаров и создать несколько островков для лодочных прогулок. Тут же возводится и двухэтажная водяная мельница, своим внешним убранством больше похожая на парковый павильон. Рядом располагался ботанический сад с экзотическими европейскими и американскими растениями. Специально оставленная ровная площадка на зиму заливалась под обширный каток. В самом же парке террасные насаждения лип и вязов разделялись полянами с цветочными клумбами. За озером в лесу находился зверинец, где были просторные вольеры для диких животных, а также обзорные аллеи для гостей.


Чувствуется в новой Залеской усадьбе и влияние набиравшего тогда силу романтизма, который в первую очередь проявился в различных так называемых “малых архитектурных формах” разбросанных по всей территории комплекса. Так в парке была построена декоративная “крепостная” башня-павильон со шпилем. Возвели тут и ряд чудесных “святынь” - беседок для интимных встреч и интеллектуальных бесед. Две из них, кстати, находились в зверинце. Одна из них двухэтажная и полукруглая в плане имела застеклённые двери и большие арочные окна. Вторая же по композиции напоминала китайскую пагоду. Велось также строительство павильона на подобии “римского пантеона”. В укромных уголках парка находились имитации под “древние” руины. Оригинальным украшением комплекса стало наличие тут ряда мемориальных валунов. Один из них имеет надпись “Теням Костюшки”, второй же посвящён памяти первого гувернёра М.Огинского.
http://savepic.su/3855210.jpg
Залесье при М.К. Огинском.

В Залесье М.Огинский провёл 20 лет. Именно здесь на свет появились его сын и три дочери, которым он уделял особое внимание. Но это не значит, что он вёл жизнь затворника или вечно скучающего провинциального мелкопоместного шляхтича. Отнюдь нет. Его общественная жизнь была наполнена важными событиями и встречами. Ещё в молодости, будучи послом Речи Посполитой в Голландии и Англии, он наладил дружеские контакты с влиятельными политиками разных стран. Сейчас же этим захотел воспользоваться российский император. М.Огинский становится посредником в переговорах между Петербургом и Парижем, и в 1807 году в Италии его принимает Наполеон I. Аудиенции же у Александра I становятся достаточно регулярными. Император в 1810 году даже пожаловал ему звание сенатора, титул тайного советнику и наградил орденами Св. Владимира и Александра Невского. Огинский подготовил проект частичного возрождения независимости Беларуси в виде создания автомного Великого герцогства Литовского, и только начало войны 1812 года помешало осуществлению этой идеи.

Залесье стало и культурно-просветительским центром края. Постоянно в усадьбе проводились художественные выставки, литературные чтения, музыкальные вечера. Сам хозяин любил играть на скрипке и рояле в любительском оркестре. Погостить сюда часто приезжали профессоры Виленского университета, почётным членом которого М.Огинский являлся благодаря своей активной меценатской деятельности. Содействовало постоянному наплыву гостей и удачное расположение имения рядом с почтовыми дорогами Петербург-Варшава и Вильно-Минск. Многие известные отечественные и зарубежные политические и культурные деятели останавливались тут отдохнуть на несколько дней и даже недель. Местное общество с гордостью называло усадьбу Огинских “Северными Афинами”. А известный белорусско-польский поэт А.Ходько посвятил Залесью одну из своих поэм.


Залеский период творчества самого М.Огинского чрезвычайно богат и разнообразен. Безусловно большую часть своего времени он отдавал музыке. Кроме знаменитого полонеза “Прощание с Родиной”, премьера которого как раз тут и состоялась, в это время были созданы разнообразные фортепианные пьесы, мазурки, марши, менуэты, романсы и вальсы, изданные в двух томах в Вильно в 1816 году. Именно в Залесье М.Огинский написал своё самое крупное музыкальное произведение – оперу “Зелида и Валькур или Бонапарт в Каире”. Кроме этого в имении был подготовлен исторический трактат “Письма о музыке” и начаты мемуары, охватывающие период с 1788 по 1815 годы.
Но в 1822 году М.Огинский навсегда покидает Залесье и переезжает в Италию. Столь радикальный шаг был вызван его разочарованием в возможности создания автономного Великого герцогства Литовского и началом русификации Беларуси. Итогом этого стал постепенный упадок имения, которое быстро утратило своё культурно-просветительское значение – дети и внуки переехали в западную Литву, куда и переместилась главная резиденция древнего рода. Сам же Огинский в 1833 году умирает во Флоренции.
Значительный урон усадьбе принесла Первая мировая война. Недалеко отсюда проходила линия фронта, и Залесье, оккупированное немцами, не раз подвергалась артиллерийским обстрелам. Именно они полностью уничтожили барочный комплекс XVIII века и серьёзно повредили парк. В годы же Великой Отечественной войны во дворце находился немецкий штаб, а в помещении бывшей оранжереи действовала начальная школа. В послевоенный период территория бывшей Залесской усадьбы была передана в ведение производственного объединения “Сморгоньсиликатобетон”, а в помещениях дворца размещался дом для престарелых. Но с 1980-х годов начинают разрабатываться проекты возрождения “Северных Афин” в прежнем виде. Согласно последним планам, тут должно разместиться специализированное учебное заведение с художественно-музыкальным уклоном. При этом часть помещений будет отдано под музей М.Огинского. В просторных гостиных дворца вновь будут проводиться музыкально-литературные вечера и научные конференции.

Уже сейчас Залесье включается рядом турфирм в свои экскурсионные программы по Беларуси. Благоприятствует этому и выгодное месторасположение деревни рядом с железнодорожной станцией на линии Минск-Вильнюс и Минск-Гродно. К тому же совсем рядом проходит автомобильная трасса Минск-Молодечно-Сморгонь-Вильнюс. Да и наличие по соседству Сморгонского кальвинистского сбора XVI века и живописных руин знаменитого Кревского замка XIV века даёт возможность за одну поездку многое увидеть и узнать.

(По материалам газеты "Отдых и путешествия" №1, январь 2002 г.)
Андрей САМУСИК, кандидат исторических наук.



Путешествие в Северные Афины

К усадьбе Огинского ведет старая длинная аллея. С одной стороны прямо за ней расположена школа с роскошным палисадником, подсобными помещениями. С другой – сельские дома. Почти в каждом саду – озорные рыжие гвоздики, хризантемы с горьковатым осенним запахом. Украшены сады жителей Залесья и любимыми цветами Михаила Огинского – георгинами. Когда-то в его оранжерее было более 70 сортов этих величественных цветов.
http://savepic.su/3841898.jpg
Мало что осталось от некогда роскошного английского парка. Рядом с усадебным домом растет молодой яблоневый сад. И, надо сказать, яблоки там вкусные.

Часовня, к сожалению, была закрыта, хотя известно, что в ней проводятся службы.

Михаил Клеофас Огинский родился 25 сентября 1765 года недалеко от Варшавы в местечке Гузово. Родители выписали для него гувернера Жоана Ролея из Франции, который дал ему всестороннее образование. А вот музыке будущего композитора учил Осип Козловский, автор российского гимна «Гром победы, раздавайся».

В роду Огинских было много политических и государственных деятелей. Старшие Огинские были даже в дружественных отношениях с королем Станиславом Понятовским. Неудивительно, что Михаила Клеофаса избрали от трокской шляхты депутатом сейма, когда ему исполнился 21 год. Через три года Михаил Клеофас женился. В 1790 году получил портфель Чрезвычайного посла и полномочного министра Речи Посполитой в Голландии.

Через год он вернулся в Беларусь. Здесь его семье принадлежало несколько имений. В них он начал наводить порядок. А через год имения конфисковали – в те времена таким образом наказывали за инакомыслие. Но уже через год их вернули, а вскоре и назначили на должность великого подскарбия литовского. В его обязанности входило исполнять финансовые, хозяйственные, судебные и дипломатические поручения великого князя в ВКЛ.

Через год началось восстание под предводительством Тадеуша Костюшко. Михаил Огинский отказался от должности подскарбия и принял участие в восстании. За свои деньги он снарядил отряд в полтысячи штыков и совершал с ним партизанские рейды. А в салонах шляхты, поддерживавшей восстание, звучал «Марш повстанцев 1794 года», написанный Михаилом Огинским.

После разгрома национально-освободительного восстания уцелевшие его участники вынуждены были эмигрировать. Михаил Клеофас уехал в Вену, там жила его семья. Вскоре стали поступать известия, что его хотят видеть в России.

В 1801 году после развода с женой Михаил Клеофас Огинский уехал в Россию. Его принял император Александр I. Связи и опыт Огинского понадобились российской короне, поэтому ему вернули все имения, а в придачу к ним добавили должность тайного советника по присоединенным землям после раздела Речи Посполитой. Александр I назначил Огинского сенатором и поручил вести переговоры с Наполеоном в 1807-1809 годах. В это время Михаил Клеофас Огинский выступает за возрождение Великого княжества Литовского и готовит проект объединения 8 западных губерний в Великое герцогство Литовское. Где-то в архивах хранится папка «План Огинского 1811 года».

После войны 1812 года Огинский возвращается в Залесье. Он отходит от активной политической деятельности и превращает свое имение в культурный центр на перекрестке Европы. Ведь через Залесье проходили две дороги: Санкт-Петербург – Варшава, Минск – Вильнюс. В Залесье можно было увидеть известных композиторов, художников, видных ученых, которые придумали ему второе название – Северные Афины. И дело не столько в архитектуре, сколько в духе просветительства.
http://savepic.su/3826538.jpg
Усадьба И. Огинского в г. Ретав. Рисунок Наполеона Орды.

Осип Козловский, говоря сегодняшним языком, занимался «раскруткой» композитора Огинского. Сборники мазурок, вальсов, полонезов хорошо раскупались. Все вырученные деньги Михаил Клеофас тратил на благотворительность. Впрочем, и раньше он выделял средства на меценатство, как и весь его род. Не одно поколение сельских детей учились в школах, которые содержали Огинские.

В 1822 году начались аресты руководства «Патриотического союза», среди которых были друзья Огинского. Опасаясь, что и его не минет сия участь, Михаил Клеофас тайно покидает Залесье. Последние годы он жил в Париже и во Флоренции, где и умер 15 октября 1833 года.

Залесье не является местом рождения Михаила Клеофаса Огинского, но здесь он прожил, возможно, самые лучшие 20 лет из своей жизни. Сегодня от некогда огромного имения в Залесье остался усадебный дом, мельница, часовня, павильон, несколько полуразрушенных хозяйственных построек. Во время первой мировой войны был разрушен дворец.

В 1920 году в усадебном доме открылся частный пансионат. Сегодня точно не известно, кто в нем отдыхал. После присоединения Западной Беларуси к БССР пансионат превратили в советский санаторий. В годы второй мировой войны в доме размещался штаб немецкой армии. После войны – дом престарелых. В чем-то типичная судьба старинных белорусских усадеб.

В 1970-е годы этот дом был передан на баланс предприятию «Сморгоньселикатобетон». Усадьбу хотели превратить в детский санаторий. Как известно, порядок реконструкции памятников истории и архитектуры строго определен и иногда трудновыполним. Поэтому предприятию оказалось проще и дешевле построить недалеко от усадьбы Огинского новое здание санатория.

В 1996 году усадьбу передали Министерству культуры как филиал литературного музея, в 2000 году – филиал музея истории и музыкальной культуры. Именно в последнее десятилетие усадьба в Залесье снова становится обитаемой. Новые полы в зале еще пахнут свежим деревом, батареи несмело согревают воздух, а на стенах развешаны рисунки местных школьников.

На сколоченной на скорую руку сцене выступает батлеечный театр «Альтанка». Сюда приезжал Виктор Скоробогатов, чтобы послушать оперу, поставленную в «Альтанке». Научный сотрудник музея в Залесье Сергей Веремейчик сплотил вокруг себя школьников, молодежь. И вся культурная жизнь Залесья крутится вокруг усадьбы Огинского. Воспитанникам Сергея Веремейчика уже рукоплескали в Италии, Польше. И очень хорошо, что иностранцы видят не только белорусских детей из Чернобыльской зоны, но и исполняющих детские музыкальные сказки.
С 1989 года в Залесье живет традиция – отмечать день рождения Михаила Клеофаса Огинского. В этот день здесь звучит музыка, молодые поэты читают свои стихи, выступают и мэтры поэтического слова.

Безжалостное время долго прятало от современников два памятных валуна, которые когда–то Михаил Клеофас Огинский заложил в честь своего учителя Жоана Ролея, а второй - в честь повстания 1794 года, и назвал его «Теням Костюшки». Краеведы нашли их. Художник из Лиды Ричард Груша установил в Залесье камень-монумент «Памяці роду Агіньскіх».

Оксана Яновская, expressnews.by
Alexmak
17 ноя 2013, 12:47
 
Перейти в форум
Перейти в тему

Типология католических трилистных крестов

Типология католических трилистных крестов

Скачать: http://yadi.sk/d/tHUh6H6gF8v8q

Сайт по этой теме: http://krzyzyki.com
admin
29 дек 2013, 11:03
 
Перейти в форум
Перейти в тему

Верхнее Поднепровье и Подвинье в III-VII вв. н.э. Тушемлинск

Шмидт Е.А. Верхнее Поднепровье и Подвинье в III-VII вв. н.э. Тушемлинская культура

Cкачать: http://yadi.sk/d/qrUaxKrsH4JzM
admin
31 янв 2014, 12:46
 
Перейти в форум
Перейти в тему

Очерки простонародного житья-бытья в Витебской Белоруссии и

Название: Очерки простонародного житья-бытья в Витебской Белоруссии и описание предметов обиходности (Этнографические данные)
[b]Автор: Никифоровский Н. Я. (сост.)
Издательство: Витебск : Губернская типография
Год: 1895
Страниц: 674
Язык: Русский (дореформенный)
Формат: PDF
Размер: 33 Мб

Издание описывает бытовые и житейские стороны жизни белорусских крестьян в Витебском регионе в 50-60-х годах XIX века : Еда — особенности приготовления и употребления пищи, белорусские блюда и напитки, посуда ; Одежда — виды мужской и женской одежды, изготовление тканей, пошив одежды ; Жилище — обзор жилища (хаты) внутри и снаружи, дворовые постройки, особенности строительства ; Разное — инструменты, освещение, гужевой транспорт, земледелие, пчеловодство, охота и рыболовство, собирательство.

Скачать: http://yadi.sk/d/BXstei1mFL2yz
admin
02 янв 2014, 15:20
 
Перейти в форум
Перейти в тему

Магнатское хозяйство Белоруссии во второй половине XVIII в.

Название: Магнатское хозяйство Белоруссии во второй половине XVIII в. (центральная и западная зоны)
Автор: Козловский П.Г.
Издательство: Минск: Наука и техника
Год: 1974
Страниц: 184
Формат: PDF
Размер: 8,3 Mb
Язык: русский

Скачать: http://dfiles.ru/files/1bgf6mvo9
admin
12 фев 2014, 15:39
 
Перейти в форум
Перейти в тему

Исторические сведения о примечательнейших местах Белоруссии

Автор: Без-Корнилович М.О.
Название: Исторические сведения о примечательнейших местах Белоруссии
Издательство: Минск: «Алфавит»
Год: 1995
ISBN: 5-87264-028-5
Страниц: 358
Формат: PDF
Размер: 17,5 Mb
Язык: русский

Скачать: http://dfiles.ru/files/vjvco5svd
admin
12 фев 2014, 15:39
 
Перейти в форум
Перейти в тему

Кресты поморских типов 18 – начала 20 в.

Коршун В. Нательные кресты поморских типов 18 – начала 20 в. в Рязанской губернии. История, хронология, классификация // Родная старина. 2009. № 2. С. 36–41.

Нательные кресты поморских типов 18 – начала 20 в. в Рязанской губернии.
История, хронология, классификация
Василий Коршун
Член Союза краеведов России

В данной работе речь пойдет о двух категориях старообрядческих нательных крестов, которые были широко распространены в конце 18 – начале 20 в. Кресты первой категории по форме напоминают дубовый лист, оттого и имеют разговорное название «листики»; вторая категория – это четырехконечные кресты с прямыми широкими лопастями («поздние прямоконечные»). Несмотря на массовость производства и его хронологическую близость к современности, данная тема практически не изучена. Предлагаемая работа является, если можно так выразиться, лишь «пробой пера» в области изучения, датировки и систематизации разновидностей этих категорий нательных крестов.
После указов Петра I «О воспрещении употреблять в церковных и частных домах резные и отливные иконы» (1722 г.) и Священного Синода о запрете изготовления и продажи литых икон (1723 г.) эта сфера деятельности официально была признана нелегальной. Однако староверческие общины игнорировали вышеупомянутые указы, благодаря чему в течение двух последующих веков оставались монополистами в этом виде искусства.
Одним из первых крупных центров литья в 18 в. стало Поморье, и в первую очередь Выговская обитель со всеми прилегающими к ней погостами и скитами. В 1695 г. дьяком Даниилом Викуловым (отчего возникший впоследствии монастырь имел второе название – Данилов) в Повенецком уезде Олонецкой губернии, на реке Выг была основана старообрядческая община. Выговское общежитие быстро росло и развивалось. В нем обучали иконописи, устроили переплетные и кожевенные мастерские, завели шитье шелками и золотом, развили резьбу по дереву. Из-за большого притока народа в 1706 г. общежитие разделилось на мужской Выговский и женский Лексинский монастыри.
В 1703 г. правительство пошло на некоторые уступки, но монахи обители были приписаны к государственным металлургическим заводам на Повенце. Благодаря этому им удалось освоить технику медного литья и к концу первой четверти 18 в. начать при монастыре производство литых крестов и икон. Однако для защиты старой веры необходимо было создание собственных святынь, в том числе и нательных крестов, которые стали бы органичным продолжением древних традиций в этой сфере духовной культуры. И такие нательные кресты были созданы. Ими стали мужской прямоконечный крест с широкими лопастями и женский крест в форме листа.
Если строгость мужского креста была вполне в духе старообрядчества, то причудливая узорчатость женского «листика» вызывает вопросы. Истоки появления подобной формы, по-видимому, следует искать в выговских резьбе по дереву и книгопечатании, которые практиковались в Поморье еще до начала меднолитейного производства. Так, семантика подобного креста, вырезанного из кипариса, достаточно ясна – это лист Древа Жизни. Кипарис в христианстве – символ нетленности, упорства и доблести, одно из деревьев, из которых был создан Крест Господень. В то же время в кажущемся на первый взгляд барочном обрамлении явно прослеживаются аналогии с растительным орнаментом оформления поморских книг, более напоминающим «травы разметные» конца 16 в., нежели барокко (рис. 1).
Рис. 1.jpg
Говоря о резьбе по дереву, нельзя не отметить существование так называемых «полых» крестов, мужского и женского. Их появление связано с дороговизной древесины кипариса и ее малой доступностью для простого люда. Для него иконы и кресты резали из липы и тонировали под кипарис (отсюда «липа» – подделка). Мастера Выговской обители придумали способ использования отходов от резьбы изделий из кипариса. Они изготавливали «полые» металлические кресты, которые внутри заполнялись тонкими кипарисовыми щепками. Следует отметить, что кипарис подтвердил свою нетленность. В найденных недавно в Поморье таких крестах кипарисовая набивка не пострадала (рис. 2, 1 ), несмотря на то, что они как минимум полтораста лет находились в земле. Совершенно иную картину являют собой кресты, которые были заполнены липой (рис. 2, 2, 3 ). Послужили ли «полые» кресты прототипами поздних цельнометаллических крестов или существовали параллельно, сказать трудно. Добавим, что «полые» кресты находили и в других регионах, но там они достаточно редки.
Нельзя обойти вниманием и еще один редко встречающийся тип креста, очертаниями напоминающий «листик» и представляющий собой поздний вариант крестов «с сиянием» второй половины 17 в. Это ажурный прямоконечный крест с трехчастным завершением ветвей и сиянием вокруг средокрестия (рис. 2, 4 ). Верхние лучи сияния заканчиваются шариками, нижние плавно загибаются к нижней оконечности и, касаясь ее, заканчиваются завитком.
По-видимому, лишь в 19 в. на нательных крестах поморского литья появляется оглавие, выполненное в виде бусины с тремя венцами вверху. Этот тип оглавия приобрел наибольшую популярность по всей России к концу 19 в. и, по свидетельству мастеров того времени, символизировал Святую Троицу (1). Некоторые оглавия на крестах работы поморских мастеров декорировались ромбами (рис. 2, 5 ) или вертикальными линиями (рис. 2, 6 ).
Выработанные в Поморье типы нательных крестов стали образцами для старообрядческих мастерских всей России, поскольку работы выговских мастеров всегда отличали высокое качество и изящество.
Наиболее тесное общение с поморцами поддерживала федосеевская община старообрядцев, имевшая значительный вес в Москве. В 1771 г., во время моровой язвы перепуганные власти разрешили московским федосеевцам устроить возле села Преображенского часовню и кладбище якобы для организации чумного карантина. На самом же деле здесь была открыта богадельня, и местность вокруг кладбища начали заселять староверы. С этого момента на основе теоретического и практического опыта поморских мастеров начинается производство старообрядческого литья в Москве. На совместном соборе поморцев и федосеевцев, проходившем в Петербурге в 1791 г., было достигнуто соглашение по спорному вопросу о надписи на кресте. Федосеевцы отказались от написания титлы « IНЦI », за которую ратовали доселе, и вернулись к более древней надписи « ЦС IХ НIКА ». С этого момента нательные кресты поморских образцов начали изготавливать и в Москве. Таким образом, нижней границей появления описываемых категорий крестов в Центральной России можно считать последнее десятилетие 18 в. Это подтверждает и статистика. Опрос поисковиков-краеведов показал, что случаи находок «листиков» и «поздних прямоконечных» крестов на поселениях, прекративших существование до 1790-х гг., единичны. Они легко объясняются либо поздними потерями, либо редкими выговскими экземплярами. В то же время на поселениях, исчезнувших до середины 19 в., количество таких крестов составляет 50% и более. И это не удивительно: к тому времени московские «медные заведения» уже играли ведущую роль в изготовлении христианской пластики, снабжая «поморским» литьем московского производства всю Россию (2).
Интересным примером может служить Рязанская губерния, снабжавшаяся крестами московского литья. Центрами торговли были город Касимов, село Коровка Сапожковского уезда и др. Кресты продавались в специальных лавках, а в начале 20 в. и в храмах. Особо почитаемыми были «листики», которые считались женскими. Беременные женщины села Лубонос должны были носить именно такой крест: он был как бы оберегом для будущего ребенка. Согласно традиции включать кресты в состав ожерелий, идущей еще с домонгольских времен, женщины села Тырново использовали для этих целей «листики», располагая в центре самый крупный. Да и мужчины с уважением относились к этому типу крестов, вводя их порой в состав четок и поясов («веревиц»). Это косвенно подтверждает семантику «листика» как части кипариса – символа доблести. Иногда кресты хранили в красном углу «за образами».
Не позднее второй четверти 19 в. производство меднолитой пластики появляется в Загарье (14 селений в Новинской волости Богородского уезда Московской губернии), Гуслицах (несколько селений по реке Гуслице в Ильинской волости Богородского уезда Московской губернии) и в селе Никологорский погост Вязниковского уезда Владимирской губернии, в 25 верстах от Мстеры.
Загарские литые изделия были самого низкого качества. Их отличали отсутствие опиловки, значительный вес и редкое использование эмалей (3). Загарская продукция продавалась по 18–22 рубля за пуд при цене меди 10 рублей за пуд.
Гуслицкое литье было лучше загарского и продавалось по цене 30–38 рублей за пуд. Для него характерны небольшой вес и использование белой и синей эмалей (3). Относительно неплохое качество и невысокая цена сделали гуслицкую продукцию достаточно популярной на протяжении 19–20 вв.
Мастера, работавшие в Никологорском погосте, занимались копированием изделий других центров, а также подделкой древней пластики (4).
Рис. 2.jpg
Следует отметить, что нательные кресты наиболее ранних образцов, найденные на поселениях Рязанской губернии, исчезнувших до середины 19 в., имеют оглавие в виде ушка (рис.2, 7, 8 ).
Несмотря на репрессии середины 19 в., изготовление пластики в Москве не прекратилось. В конце 19 – начале 20 в. наиболее знаменитыми старообрядческими мастерскими художественного медного литья были заведения Ф.Г. Панкратовой и М.И. Соколовой. Работы московских мастеров отличались высоким качеством, повышенной декоративностью и применением многоцветных эмалей. Их продукция, в отличие от других производителей, продавалась «не на вес, а на счет».
На рубеже 19–20 вв. старообрядческое медное литье становится явлением массового характера. Помимо расширения производства в указанных выше центрах, появляются новые центры. Одним из них была Красносельская волость Костромской губернии (5). Красносельские мастера по большей мере копировали образцы московских мастерских. Кресты отливались в основном из латуни, что, по-видимому, было характерно и для московского производства того времени. Отличительным признаком являлось применение темно-синей прозрачной, а также голубой и белой глухих эмалей.
Из воспоминаний красносельского мастера литейщика (1) нам известно, что, кроме деления крестов на мужские и женские они имели несколько «сортов» в зависимости от размеров. Качества кресты были достаточно высокого и продавались поштучно. Оптовым торговцам они отдавались по ценам:

Младенческие, 22,5х10(2,5) мм (рис. 3, 1 ) – по 1 копейке за штуку;
детские, 36х18(2,5) мм (рис. 3, 2, 4 ) – по 1,5 копейки;
средние, 41х22(2,5) мм (рис. 3, 3, 5 ) – по 2,5 копейки;
крупные, 47х25(2,5) мм (рис. 3, 6 ) – по 3,5 копейки;
самые крупные, более 52х38 мм (рис. 3, 7 ) – по 5 копеек.

Таким образом, кресты стоили в среднем 62–82 рубля за пуд при стоимости латуни порядка 9 рублей за пуд. Цена на московскую продукцию, по-видимому, была примерно такой же.
Однако нательные кресты рассматриваемых категорий различались не только размерами. Анализ всего комплекса находок таких крестов, предоставленных поисковиками-краеведами, позволил выявить ряд важных композиционных различий.
Женский крест отличается от мужского тем, что четырехконечный крест, лежащий в основе композиции, обрамлен растительным орнаментом. Иконография самих четырехконечных крестов схожа, причем как на лицевой, так и на оборотной сторонах. На всех четырехконечных крестах лицевой стороны изображен рельефный восьмиконечный Голгофский Крест. Короткая перекладина Голгофского Креста изображает дощечку «с надписанием вины», прибитую над головой Спасителя по повелению Понтия Пилата. Косая перекладина была прибита под стопами Христа. Под ней, в изножии Креста, в пещере изображена Глава Адама, погребенного, по преданию, именно на том месте, где впоследствии был распят Христос. По сторонам Креста изображены копие сотника Лонгина и трость с губкой.
Поле вокруг креста обычно заполнено надписями, среди которых выявлены следующие варианты:

1. Над Голгофским Крестом – Ц С под титлом. По сторонам Креста – IC XC под титлами (рис. 3, 1 ).
2. Над Крестом – ЦРЬ СВЫ в две строки под титлами. По сторонам Креста – IC XC под титлами (рис. 3, 3 ).
3. Над Крестом – ЦРЬ СЛВЫ в две строки под титлами. По сторонам Креста – монограммы: над основной перекладиной – IC XC под титлами, под ней – СNЪ БЖIИ под титлами (рис. 3, 2 ). У крупных и самых крупных крестов между древом Креста и древками копия и трости вписана монограмма NИКА (рис. 3, 7 ).
4. Над Крестом – надпись ЦРЬ СЛВЫ в две строки под титлами. По сторонам Креста – монограммы: над основной перекладиной – IC XC под титлами, под ней – NИ КА или NИ К Т КА .
5. Над Крестом монограммы Ц С, IC XC и С Б в три строки под титлами. Над основной перекладиной Креста – РАСПЯТ БЫСТЬ , под ней – неразборчивая надпись (рис. 3, 5 ).
6. Над Крестом – монограммы Ц С и I Х в две строки. По сторонам Креста – монограммы: над основной перекладиной – Г и Б , под ней – М и Л (рис. 3, 4 ).
Здесь ЦРЬ СЛВЫ , Ц С – Царь Славы; IC XC – Иисус Христос; СNЪ БЖIИ , С Б – Сын Божий; NИКА – Победитель; NИ К Т КА – Победитель, Копие, Трость; Г Б – Голгофа Бысть; М Л – Место Лобно.
Первый вариант встречается лишь на младенческих крестах. Второй вариант выявлен на крестах детских и средних. Пятый вариант характерен лишь для средних крестов. Шестой вариант встречается лишь на мужских крестах.

На оборотной стороне все поле внутри прямоконечного креста занимает текст. Было выявлено три основных варианта:

1. Да воскреснет Бог и разыдутся врази Его… (рис. 3, 1, 6 ).
2. Господи, Iсусе Христе, Сыне Божии, благослови, и освяти, и сохрани мя силою Живоноснаго Креста Твоего (рис. 3, 2–5 ).
3. Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим (рис. 3, 7 ).
Второй вариант надписи характерен лишь для детского и среднего «сортов», третий встречается сравнительно редко.
Рис. 3.jpg
В данной работе предложены самые первые, приблизительные схемы хронологии и классификации двух распространенных категорий поздних нательных крестов. Но автор надеется, что и они окажутся полезными музейным работникам и частным коллекционерам.

Литература

1. Об истории литейного дела икон и крестов медно-литейного заведения Серова Петра Яковлевича (1899–1974) – Русское медное литье. Вып. 2. М., 1993.
2. Зотова Е.Я. Поморская меднолитая пластика: к истории становления и развития в Московском регионе – Локальные традиции в народной культуре Русского Севера. Материалы IV научной конференции «Рябининские чтения – 2003». Сборник научных докладов. Петрозаводск. 2003.
3. Зотова Е.Я. Гуслицкое и загарское медное литье. Проблема классификации – Доклад на межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 75-летию Орехово-Зуевского района. 2004
4. Савина Л.А. К истории производства и бытования медного художественного литья в 19 – начале 20 века – Русское медное литье. Вып. 1. М., 1993.
5. Куколевская О.С. Медное художественное литье Красносельской волости Костромской губернии в конце XIX - начале XX века – Русское медное литье. Вып. 1. М., 1993.
Kite
11 май 2012, 19:05
 
Перейти в форум
Перейти в тему

Kronika polska Marcina Bielskiego 1852

Kronika polska Marcina Bielskiego. T. 1, Księga 1, 2, 3.pdf
Kronika polska Marcina Bielskiego. T. 1, Księga 1, 2, 3 (OCR).djvu
Kronika polska Marcina Bielskiego. T. 1, Księga 1, 2, 3 (OCR).pdf

Kronika polska Marcina Bielskiego. T. 2, Księga 4, 5.pdf

Скачать
Paladin
20 май 2014, 18:48
 
Перейти в форум
Перейти в тему

Археографический сборник документов ... Северозападной Руси

Археографический сборник документов ... Северозападной Руси т.1-14
1867_Sborn_Sev_Zap_Ros_01.pdf
1867_Sborn_Sev_Zap_Ros_01(google).pdf
1867_Sborn_Sev_Zap_Ros_02.pdf
1867_Sborn_Sev_Zap_Ros_03.pdf
1867_Sborn_Sev_Zap_Ros_04.pdf
1869_Sborn_Sev_Zap_Ros_06.pdf
1870_Sborn_Sev_Zap_Ros_07.pdf
1870_Sborn_Sev_Zap_Ros_08.pdf
1870_Sborn_Sev_Zap_Ros_09.pdf
1871_Sborn_Sev_Zap_Ros_05.pdf
1871_Sborn_Sev_Zap_Ros_05 (google).pdf
1874_Sborn_Sev_Zap_Ros_10.pdf
1890_Sborn_Sev_Zap_Ros_11.pdf
1890_Sborn_Sev_Zap_Ros_12.pdf
1892_Sborn_Sev_Zap_Ros_13.pdf
1904_Sborn_Sev_Zap_Ros_14.pdf
1905_Alf_uk_Arx_sborn_Vil_okr_1_13.pdf

скачать
Paladin
10 июн 2014, 10:19
 
Перейти в форум
Перейти в тему

Собрание сочинений А. Гильфердинга

Вѣстник_Европы.pdf
Гильфердинг А.Ф. - Борьба славян с немцами на Балтийском поморье в средние века. (1861).pdf
Гильфердинг А.Ф. - Босния, Герцеговина и Старая Сербия Сборник. - СПб., 1859..pdf
Гильфердинг А.Ф. - Босния, Герцеговина и Старая Сербия Сборник.2-е изд. - СПб., 1873.djvu
Гильфердинг А.Ф. - История балтийских славян (Возвращенное наследие) - 2013.djvu
Гильфердинг А.Ф. - История балтийских славян (Возвращенное наследие) - 2013.pdf
Гильфердинг А.Ф. - История балтийских славян. - М., 1855. - Т.1..pdf
Гильфердинг А.Ф. - История балтийских славян. - М., 1874. - Т.4..pdf
Гильфердинг А.Ф. - Когда Европа Была Нашей. История Балтийских Славян. (Древняя Русь) - 2010.djvu
Гильфердинг А.Ф. - Неизданное свидетельство современника о Владимире Святом и Болеславе Храбром. - СПб., 1856..pdf
Гильфердинг А.Ф. - Общеславянская азбука съ приложениемъ образцовъ славянскихъ нарѣчий. 1871 г..pdf
Гильфердинг А.Ф. - Онежские былины.djvu
Гильфердинг А.Ф. - О сродстве языка славянского с санскритским [1853, DjVu].djvu
Гильфердинг А.Ф. - Остатки славян на Южном берегу Балтийского моря [1862, PDF].pdf
Гильфердинг А.Ф. - Письма об истории сербов и болгар. - М., 1855..pdf
Гильфердинг А.Ф. - Россия и славянство (Русская цивилизация). 2009.pdf
Гильфердинг А.Ф. - Собрание сочинений. - СПБ., 1868. - Т. 2. Статьи по современным вопросам славянским.pdf
Гильфердинг А.Ф. - Собрание сочинений. Т. 1 - 1868.djvu
Гильфердинг А.Ф. - Собрание сочинений. Т. 2 - 1868.djvu
Гильфердинг А.Ф. - Собрание сочинений. Т. 3 - 1873.djvu
Гильфердинг А.Ф. - Собрание сочинений. Т. 4 - 1874.djvu
Гильфердинг А.Ф. - Собрание сочинений А. Гильфердинга. — СПб. Печатня В. Головина, 1868. — Т. 1..djvu
Гильфердинг А.Ф. - Судьба прежних славянских государств. — СПб. Тип. Бахметева, 1862. — 140 с.djvu
Русские народные былины. По сборникам Кирши-Данилова, Рыбникова, Киреевского и Гильфердинга (1904).pdf

Скачать: https://yadi.sk/d/fSV1eot5desco
admin
27 дек 2014, 18:21
 
Перейти в форум
Перейти в тему

Дакументы па архітэктуры і картаграфіі Беларусі ў архівах Са

Дакументы па архітэктуры і картаграфіі Беларусі ў архівах Санкт-Пецярбурга і Вільні .1994
Изображение
Изображение

Скачать: https://yadi.sk/i/S5lkJ3Zge9jFJ
admin
22 янв 2015, 09:59
 
Перейти в форум
Перейти в тему

Гербовник шляхты провинции Витебской. 1899

Гербовник шляхты провинции Витебской. 1899 / Herbarz szlachty prowincyi witebskiej [1899]

Скачать: https://yadi.sk/i/Fthq7UiNgmqC7
admin
21 май 2015, 11:00
 
Перейти в форум
Перейти в тему

Никифоровский Н.Я. Очерки простонародного житья-бытья в Вите

Никифоровский Н.Я. Очерки простонародного житья-бытья в Витебской Белоруссии и описание предметов обиходности. (Этнографические данные). 1895
Изображение

Скачать: https://yadi.sk/i/SIYtFeKLh8oBL
admin
08 июн 2015, 11:17
 
Перейти в форум
Перейти в тему