Результатов поиска: 278

Вернуться к листу благодарностей

Re: Ошибки и замечания по работе форума

Пришло сообщение в личку, а там "Статистика пользователя" - админа. Мне кажется должна быть ссылка на сообщение.
С уважением, Александр.


viewtopic.php?f=4&t=238
admin
26 фев 2012, 20:37
 
Перейти в форум
Перейти в тему

Re: Ошибки и замечания по работе форума

Хотелось бы, чтобы в галерее линеечка была, что бы по размерам определиться. Спасибо.


По мере наполняемости галереи материалом, будет появляться и описание предметов с указанием размеров, поэтому наличие линейки не обязательно.
Работа над этим уже ведется
admin
26 фев 2012, 22:38
 
Перейти в форум
Перейти в тему

Re: АТРЫБУЦЫЯ АНТЫЧНЫХ МАНЕТ

Ответ Custorz:
Фота рабіце лепшай якасці і з лінейкай.
Першая:http://wildwinds.com/coins/ric/constantine_II/_thessalonica_RIC_vII_080.jpg
Thessalonica RIC VII 80 Constantine II Silvered AE3. 320 AD. CONSTANTINVS IVN NOB C, laureate, draped & cuirassed bust left / VIRTVS EXERCIT S-F, banner inscribed VOT XX standing between two captives seated on either side, •TS•B• in ex.
Калі трэба - дам пераклад

Другая: патрэбна лепшае фота. Так падобна на Канстанцыя ІІ, чаканка манетнага двара Сісцыі.

По просьбе Custorz все темы по определению античных и восточных монет объединены в одну. Тема прикреплена вверху раздела -"нумизматика". В дальнейшем, все монеты на определение просьба выкладывать в этой теме.
admin
05 мар 2012, 13:53
 
Перейти в форум
Перейти в тему

Re: Энколпионы с территории Беларуси

По просьбе Гедиголда тема переименована и закреплена вверху раздела "металлопластика". В дальнейшем все энколпионы на атрибуцию и датировку просьба размещать в этой теме.
admin
10 мар 2012, 20:29
 
Перейти в форум
Перейти в тему

Re: Ошибки и замечания по работе форума

watermark конечно хорошо, но на фото из-за них толком не видно ни адреса сайта ни фотографий, может их делать как то снизу, а не поверх изображения ! Вы их сами ставите или скрипт?

Ну для чего вообще нужен watermark я думаю объяснять не надо. :twisted: Ставит сама программа галереи, но можно и отключить. Если watermark опустить вниз, то тогда какой от него прок? Он же и ставится для того, чтобы изображение не было использовано в других целях.

Было бы не плохо если бы в сообщении было сразу видно кто поблагодорил.

Стэфан, ну почему же не видно......вот Ваше сообщение за которое Вас благодарили, а в правом верхнем его углу видно, кто конкретно благодарил.
http://savepic.su/1681734m.jpg
Кроме того благодарности можно увидеть в профиле пользователя, а также в разделе "Благодарности" (находится на той же панели, где и личные сообщения).
admin
29 мар 2012, 21:34
 
Перейти в форум
Перейти в тему

Re: Ошибки и замечания по работе форума

сперли - нашли в нете на каком нибудь сайте

Никто ничего не искал и искать не будет. Все предметы выставленные в галерее были найдены/находились в обиходе ( по информации лиц, их предоставивших) на территории Беларуси и таким образом имеют четкую привязку. Задачу сделать галерею как можно более масштабной - никто не ставит. Если бы такая задача стояла, то фотографий в галерее было бы уже значительно больше. Главная цель - привязка предмета к нашей территории, последующий анализ и систематизация полученного материала и использование его в научных целях.
admin
30 мар 2012, 11:41
 
Перейти в форум
Перейти в тему

Re: Помогите определить.

knjaz - можно у Вас попросить качественное фото, для определения предмета в галерею форума?
Если не затруднит, фото пришлите пожалуйста на е-mail форума:
nasha-spadchina@yandex.by

С уважением
admin
25 апр 2012, 13:24
 
Перейти в форум
Перейти в тему

Re: крест

Вот ссылка на статью В.Коршуна, о которой шла речь в теме:
viewtopic.php?f=40&t=508&p=2491#p2491
admin
08 май 2012, 11:32
 
Перейти в форум
Перейти в тему

О крестах второй половины 16 – первой половины 18 в.

Коршун В. Отражение событий второй половины 16 – первой половины 18 в. в иконографии русских нательных крестов // Родная старина. 2009. № 1. С. 24–29.

Отражение событий
второй половины 16 – первой половины 18 в.
в иконографии русских нательных крестов

Василий Коршун
Член Союза краеведов России

Несмотря на всю каноничность русской церковной символики, а как следствие и нательных крестов, события, происходившие в Русском государстве, все-таки оказывали на них воздействие. Да иначе и быть не могло.
На проведение этого исследования меня подтолкнула дискуссия на Интернет-форуме Клуба «Раритет». На атрибуцию был выставлен крест, оборотная сторона которого была заполнена причудливым орнаментом (рис. 1, 1 ). Поначалу было решено, что это барокко второй половины 17 в. Однако в результате опроса выяснилось, что подобные кресты часто находят на поселениях, исчезнувших уже в эпоху Ивана Грозного. Тогда я провел анализ развития растительных орнаментов в 16 в., основным носителем которых в ту пору была резьба по дереву. Оказалось, что во второй половине 16 в. на нее сильно повлияло книгопечатание. На этом этапе резьба по дереву, сохраняя творческие достижения предыдущего периода, развивалась в направлении все большего усложнения и обогащения орнаментальных мотивов. Простую плетенку покрывали многочисленными ответвлениями, и узор превращался в фантастический растительный орнамент, в основе которого лежали изгибы стеблей. Движения стеблей становились не причудливо случайными, как раньше, а были построены по закону зеркальной симметрии с рядом ритмических повторов. Этот растительный орнамент носил название «травы разметные», что весьма точно передавало характер его композиционного решения, в основе которого обычно лежали широко раскинутые симметричные завитки. Подобные процессы, очевидно, происходили и в металлопластике, где привычную плетенку заменил витиеватый растительный орнамент. Из всего этого можно сделать вывод, что границей появления крестов с таким узором с определенной погрешностью можно считать последнюю четверть 16 в.
Следующим событием, наиболее повлиявшим на символику нательных крестов, стала деятельность патриарха Никона.
Как известно, начатая в 1653 г. церковная реформа патриарха Никона была направлена на изменение существовавшей тогда в северо-восточной части Русской Церкви обрядовой традиции в целях ее унификации с существовавшей греческой. Одним из насущных факторов было отделение Малороссии с ее греческой церковно-обрядовой практикой от Речи Посполитой и присоединение к Московскому государству.
В ходе реформы был принят ряд изменений, среди которых непосредственное отношение к нательным крестам имеют следующие:
1. В имя «Iсус» (IС под титлом) была добавлена еще одна буква, и оно стало писаться как «Iисус» (IИС под титлом);
2. Надписи СНЪ БЖIЙ под титлами (Сын Божий) и NИ КА (Победитель) заменила аббревиатура IНЦI (Иисус Назарянин Царь Иудейский);
3. В псалме 67 вместо «Да воскреснет Бог, и разыдутся врази Его» следовало писать «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его».
Нельзя обойти вниманием следующие интересные факты. В 1656 г. Никон добивается разрешения на основание двух монастырей: Воскресенского на реке Истре под Москвой и Крестовоздвиженского (Крестного) на Кий-острове в Белом море. Первый монастырь был символом официальной идеологии «Москва – Третий Рим». По замыслу, он должен был воссоздать в непосредственной близости от столицы образ Святой Земли и называться Новый Иерусалим. В связи с этим реку Истру переименовали в Иордан, окрестные холмы и деревни получили новые, библейские, названия: Вифания, горы Фавор и Елеон, поток Кедрон. В Палестину был командирован монах Арсений Суханов, который произвел обмеры и составил чертежи храмов. Там же он заказал крест «из дерева кипарисного, в высоту и в ширину во всем подобен мерою Кресту Христову» для Голгофского придела Воскресенского собора Нового Иерусалима. Подобные кресты были заказаны также для теремных церквей Московского Кремля и для Крестного монастыря на Кий-острове. При этом Кийский крест, грандиозный мощевик, содержавший в себе около трехсот святынь, был наиболее прославленным из них и изображался как особая реликвия на иконах 17 в. с коленопреклоненным царем Алексеем Михайловичем, царицей и патриархом Никоном (рис. 2). В местах остановки паломников на ночлег по пути следования к монастырю находились деревянные копии этого креста.
Иконография Кийского креста не могла не отразиться в нательных крестах того времени. На мой взгляд, это проявилось в изображении на них Голгофского Креста, заполненного точками или заштрихованного «в клетку» или косую черту, что символизировало Кийский крест с вложенными в него святынями.
Одним из примеров является четырехконечный нательный крест с прямоугольными оконечностями (рис. 1, 2 ). В его центральной части находится изображение семиконечного Голгофского Креста, заштрихованного «в клетку». На верхней оконечности – монограммы ЦРЬ (буквы Ц и Р образуют лигатуру) под титлом и СЛ в две строки. На боковых оконечностях – монограммы: в верхней части по обе стороны Голгофского креста IC и XC рядом с титлами, под ними ИХ и IН, на нижней оконечности – НЦI. На оборотной стороне надпись «Помилуй мя Боже по велице(й милости твоей)». Оглавие имеет вид уплощенной граненой бусины.
Как видно из присутствия на кресте аббревиатуры IНЦI, он был изготовлен после проведения никоновских реформ, а семиконечный Голгофский Крест явно напоминает Кийский. Повторение некоторых букв аббревиатур говорит, видимо, о неполном понимании нововведений резчиком.
По той же причине на некоторых крестах этого времени вместо русских букв IНЦI на нижней лопасти креста встречаются греческие или латинские аббревиатуры NBI или NRI (рис. 1, 3 ).
Особое почитание Кийского креста и его святынь, по-видимому, привело к тому, что на оборотных сторонах нательных крестов стали появляться надписи, содержащие похвалы Кресту: «Кресту твоему поклоняемся, Владыко…», «Крест хранитель всея вселенныя», «Крест красота Господа», «Крест верным утверждение», «Крест Ангелов слава» и др. Появились также прямоконечные кресты, поле которых с обеих сторон было заполнено молитвенными текстами и/или вышеупомянутыми похвалами Кресту.
Одним из примеров является четырехконечный крест с прямоугольными оконечностями (рис. 1, 4 ). В его центральной части находится изображение восьмиконечного Голгофского креста с копием, тростью и главой Адамовой в пещере. В клейме на верхней оконечности расположены монограммы ЦРЬ (буквы Ц и Р образуют лигатуру) под титлом и С. В клеймах на боковых оконечностях – монограммы ИCЪ и XCЪ под титлами. В клейме на нижней оконечности – НКА. Все поле креста заполнено надписью «О Тебе радуется обрадованная вся тварь, архангельский собор и человеческий родъ, освященная церковь». Оглавие имеет вид уплощенной граненой бусины с крестом на лицевой стороне.
Еще одним фактором, повлиявшим на развитие форм нательных крестов, стало проникновение на Русь «светского» стиля барокко, в чем также немалую роль сыграло присоединение Малороссии. Несмотря на все попытки духовенства не допустить «обмирщения» церкви, этот процесс оказался необратимым.
Это привело к изменениям в уже существующих типах нательных крестов. Так, оборотная сторона креста с утолщенными верхней и нижней оконечностями оказалась заполненной барочным узором, основанным на обилии клейм и причудливых геометрических построений (рис. 1, 5 ). Интересные изменения претерпел крест с изображением Никиты Бесогона. Они, прежде всего, коснулись надписей. Вместо монограмм М и НИ на боковых оконечностях и КИТ и АХР на нижней появились ИС и НИ и ХС и КИ на боковых и ТА и НИКА на нижней. Интересно, что встречаются экземпляры, где имя НИКИТА вообще отсутствует. Изменяется и надпись на оборотной стороне. Вместо традиционного «Христов святый мученик заступник» появилась «Кресту твоему поклоняем(ся)». Некоторые экземпляры оказались украшенными лучами сияния (рис. 1, 6 ).
Еще большим толчком к проникновению нового художественного стиля послужило заключение в 1686 г. «Вечного мира» с Речью Посполитой. В городах и селах стали воздвигаться храмы в стиле московского (церковь во имя Смоленской иконы Пресвятой Богородицы в селе Сафарино) и даже украинского (церковь во имя Знамения Пресвятой Богородицы в селе Курово) барокко.
Этот период истории стал временем поиска новых форм и решений в металлопластике. Разнообразие нательных крестов этого периода просто поражает. Но, чтобы статья не превратилась в монографию, я остановлюсь лишь на некоторых типах крестов. В первую очередь надо отметить кресты с «сиянием», которое представляло крест как источник Света и Жизни (рис. 1, 7,8 ). Иногда кресты украшались двенадцатью кружочками или шариками, символизировавшими двенадцать апостолов (рис. 1, 9 ). Замкнутые, напоминающие ромб кресты олицетворяли действие Ангельских Сил (рис. 1, 10 ). Кресты с криновидными окончаниями представляли крест как процветшее Древо Жизни (рис. 1, 11 ). Появились кресты, на оборотных сторонах которых были изображены орудия страстей Господних, что восхваляло мученический подвиг Христа (рис. 1, 12 ). Все это часто подчеркивалось применением разноцветных эмалей.
Следующей важной вехой в развитии металлопластики стали указы 1722 г. и 1723 г. о ее запрете. Хотя на нательные кресты эти указы не распространялись, меднолитейное производство стало малорентабельным и изготовление этой продукции официальной («никонианской») церковью прекратилось. Однако староверы игнорировали царские указы и, как и прежде, продолжали отливать иконы и кресты из меди. С этого момента почти двести последующих лет все меднолитые кресты были по своему происхождению старообрядческими.
Какие из всего этого можно сделать выводы?
Как известно, староверы признавали только восьмиконечную форму креста. Несмотря на то, что семиконечный крест сравнительно часто встречается в ранних произведениях металлопластики, староверы его отвергли, по-видимому, ассоциируя семиконечный крест с крестами типа Кийского, насаждаемыми патриархом Никоном. Не приняли они также и никоновских изменений в текстах, оставив на крестах надписи IC XC (иногда ИС ХС); СНЪ БЖIЙ; NИ КА; МЛРБ и псалом 67 в его прежнем прочтении («разыдутся»). С учетом этого кресты из медных сплавов
– с Голгофским крестом, заполненным точками или заштрихованным «в клетку» или косую черту, напоминавшим Кийский;
– с монограммой ИС;
– с аббревиатурами IНЦI, INBI, INRI;
– с семиконечным Голгофским крестом;
– с признаками «раннего» барокко
можно с высокой долей вероятности датировать второй половиной 17 в. – первой четвертью 18 в.
Кресты пышных барочных форм следует датировать последним десятилетием 17 в. – первой четвертью 18 в. Косвенно это подтверждается тем, что при недавнем обследовании краеведами старообрядческой Выговской обители, которая до последней четверти 18 в. была практически единственным центром изготовления церковной металлопластики, подавляющее большинство найденных нательных крестов составляли «листики» и «поздние» прямоконечные, то есть кресты строгих старообрядческих норм.
http://savepic.su/1860112m.jpg
admin
08 май 2012, 11:26
 
Перейти в форум
Перейти в тему

О СЕМАНТИКЕ ПРИВЕСОК_НОЖЕН

С позволения автора, нашего форумчанина Василия Коршуна (Kite) вашему вниманию статья
Коршун В. О семантике привесок-ножен // Родная старина. М., № 3. 2011. С. 8–10.

Василий, большое СПАСИБО за Ваш труд и за предоставленный материал!




О СЕМАНТИКЕ ПРИВЕСОК-НОЖЕН
Василий Коршун

Вопросы семантики этого типа привесок неоднократно поднимался в археологической литературе. А.В. Успенская (6, с. 116) увидела в них образ «звериной пасти», как «упрощенное изображение челюсти хищника» воспринимает подобные обереги Б.А. Рыбаков (4, с. 541), закрепив за ними название «лютый зверь» (4, с. 547). Подробно останавливалась на этом вопросе Н.Г. Недошивина, рассматривая данную группу как привески, имитирующие ножны, ножи и ножи в ножнах (1, с. 40). Однако она склоняется к тому, что это ножички, обосновывая данный выбор частым присутствием настоящих ножей в женских захоронениях (в том числе в составе наборов оберегов), в то время как настоящие ножны и ножи в ножнах редки. Исследователь также отмечает, что еще А.Б. Рыбаков обратил внимание на отсутствие ножей в захоронениях девочек (3, с. 20), и предполагает, что нож им полагался лишь по достижении определенного возраста, связывая это с началом трудовой деятельности. Однако, выяснить, почему встречаются ножи, ножны и ножи в ножнах и что означают эти привески, ей так и не удалось.
Целью данной статьи ставится задача разобраться, что же в действительности имитирует этот тип оберегов и какой семантикой предположительно обладает.
Все без исключения авторы отмечают в качестве прообраза славянских образцов привески-ножны из прибалтийской фино-угорской среды, бытовавшие в 10-11 вв. Экземпляры этих оберегов являются миниатюрной имитацией ножен, которые издревле применялись в Прибалтики, Финляндии и Скандинавии (Рис.1, 1 ) для ношения ножей, а местами бытуют и до сих пор. Сравнительный анализ показывает, что славянские миниатюры в основной своей массе с высокой степенью достоверности копируют либо просто ножны (Рис.1, 3-5 ,8, 9, 12 ), либо ножны с вложенным в них ножом (Рис.1, 6, 7, 11 ) и только в плоских пиловидных экземплярах допущена определенная степень стилизации (Рис.1, 10 ). Как справедливо заметила Н.Г. Недошивина, еще одна разновидность привесок (Рис.1, 13-16 ) является двойным изображением ножен в зеркальном отражении .
Так почему именно ножны копировали наши предки? На этот вопрос дает ответ до сей поры выпавший из поля зрения исследователей древний финский обычай, доживший в деревнях как минимум до конца 19 в. По древней традиции финнов девушка по достижении возраста вступления в брак, надевала на пояс пустые ножны от ножа. Желающий посвататься к девушке парень должен был подойти к ней и воткнуть свой нож в ее ножны. Наличие ножа в ножнах при следующей встрече означал согласие.
Если предположить, что эта семантика перекочевала на обереги славян, то неразбериха с ножами и ножнами легко преобразуется в стройную систему. Исходя из вышесказанного и анализируя характер славянских женских погребений с оберегами (2, с. 96-108), легко заметить, что девочкам подобные привески не предназначались, «девицы» носили ножны, а замужним женщинам – ножны с ножом или двойные ножны (Таблица 1). Как уже говорилось, в некоторых случаях роль миниатюр выполняли настоящие предметы. Таким образом данный тип оберегов являлся индикатором: замужем женщина или нет. К сожалению, из-за малого количества информации по первым двум возрастным группам однозначно подтвердить данную теорию пока не возможно.

Таблица 1
Возрастная группа Инвентарь
Ножны Ножны с ножом Двойные ножны Нож
Девочки - - - -
Девушки + - - -
Женщины + - - +
Женщины - + - -
Женщины - - + -
Женщины - - - +

Наличие этого типа привесок в составе наборов оберегов означает так же, что они носили вотивный магический характер. Учитывая, что старинное название ножен «влагалище», семантикой их вполне могут быть защита от безбрачия (ножны с ножом – защита брака), охрана здоровья детородных органов, плодовитость. Это полностью соответствует древним представлениям, по которым женщина воспринималась в первую очередь как мать, продолжательница рода. В этой ипостаси ее боготворили, ей поклонялись.
В заключении хотелось бы отметить, что ареалы основного распространения этого типа привесок, очерченные в работах Е.А. Рябинина (5) и Н.Г. Недошивиной (1), благодаря находкам последних лет, расширились до северных областей Украины на юге и бассейна Нерли Клязьминской на востоке. Так как основная масса находок происходит с территорий деревенских поселений, гипотеза Н.Г. Недошивиной о предназначении их лишь для погребального обряда представляется мало убедительной. Скорее всего, они, как и другие обереги, являлись составной частью праздничного костюма зажиточных деревенских жительниц.

http://savepic.su/1840182m.jpg
Рис. 1. Места находок: 1 – Готланд (7, Abb. 204, 6); 2 – Лапландия; 3 – Костромское Поволжье; 4 – Ленинградская область, Волосовский район; 5 – юго-запад Ленинградской области; 6 – Новгород (1, Рис. 1, 3); 7 – не известно; 8 – север Украины; 9 – Ивановская область, Гаврилово-Посадский район; 10 – Смоленская область, Дорогобужский район; 11 – Московская область, Орехово-Зуевский район; 12 – Брянская область, Дятьковский район; 13 – Тульская область, побережье реки Осетр; 14 – не известно; 15 – Ивановская область, Гаврилово-Посадский район; 16 – Московская область, Волоколамский район.
Материалы: 1-5, 7-10, 12-16 – медные сплавы; 6, 11 – кость.

Автор выражает благодарность всем оказавшим помощь при написании данной статьи

ЛИТЕРАТУРА

1. Недошивина Н.Г. Об одной группе древнерусских амулетов. // Труды ГИМ., Выпуск 82., М., 1993.
2. Недошивина Н.Г. Древнерусские амулеты в виде миниатюрных предметов быта и их роль в погребальном обряде // Труды ГИМ., Выпуск 93., М., 1997.
3. Рыбаков Б. А. Древности Чернигова // МИА, 1949, № 11.
4. Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси М, 1988.
5. Рябинин Е.А. Языческие привески-амулеты Древней Руси // Древности славян и Руси М, 1988.
5. Успенская А.В. Нагрудные и поясные привески // Очерки по истории русской деревни X-XIII вв. М, 1967, С. 88-112.
7. Thunmark-Nylen L. Die Wikingerszeit Gotlands. Bd. II. Typentafeln. Stockholm, 1998.
admin
03 май 2012, 23:02
 
Перейти в форум
Перейти в тему

КРЕВО

С позволения создателя темы нашего форумчанина -Валерия (его ник - Кот) с удовольствием переношу ее на "Нашу спадчыну" с другого форума.

Крево.
Хотя ученые предполагают, что топоним "Крево" происходит от поселения на прежних землях балтов славянского племени кривичей, тем не менее в ХIV веке в Крево произошло по-настоящему кровавое событие, достойное стать сюжетом для детектива на средневековую тематику... Может. со временем, кстати. кто и снимет фильм.

Кревский замок строился конкретно для войны: обширный двор

http://savepic.su/829181m.jpg

http://savepic.su/830205m.jpg

(вы видите это на приложенных современных фото)
позволяет укрыть за стенами большое войско, готовое по первому приказу вырваться из ворот и мчать бить зачастивших к нам крестоносцев.

http://savepic.su/839423m.jpg

Кревский замок являлся частью оборонительного пояса на северо-западе Беларуси от Новогрудка до Тракая. Но отвлекаться не буду. Сегодня разговор только о Крево
Так вот, приехал как-то в Крево князь Кейстут

http://savepic.su/793338m.jpg

с сыном. Приветствовать их у замка выезжает племянник Кейстута, князь Ягайло.

http://savepic.su/848637m.jpg

Встречались три самых могущественных на то время политических деятеля Беларуси (в старобелорусском государстве ВКЛ правящей династией были представители балтского рода, которые со времен Миндовга,

http://savepic.su/834301m.jpg

первого князя Великого Княжества Литовского (ВКЛ в дальнейшем), обелорусились, приняв христианство и славянскую культуру.
Это было обычным делом для многих европейских стран того времени.

Ягайло сердечно приветствовал дядю и двоюродного брата, но...
Едва отец и сын отдалились от своей свиты и отбросили оружие в знак прекращения бесконечной междоусобицы после смерти Великого князя Ольгерда,

http://savepic.su/822013m.jpg

как в тот же миг набросились на них слуги Ягайло и крепко связали, а затем заточили в башню замка. Дружина Кейстута осталась без вождя, кого-то взяли в плен, кто-то смог бежать и спастись, кто-то сдался или перешел на сторону Ягайло.

Ягайло, сын Ольгерда, стремился стать единственным властелином ВКЛ, и ради достижения этой цели молодой княжич не брезговал ни насилием, ни изменой. По его приказу в кревскую темницу Кейстута спустились трое убийц и задушили князя.

Витовт,

http://savepic.su/846589m.jpg

узнавший об убийстве отца, сумел бежать из замка: Он переоделся в одежду незнакомой девушки, которая приносила ему еду и подкупила стражу в ночь побега. Спрыгнув со стен прямо в ров с водой, за замком Витовт встретил своих сподвижников и оседланного коня, который домчал его до Гродно. Там он собрал большую грозную коалицию князей ВКЛ и начал новую волну борьбы против Ягайло за великокняжескую корону.

Ягайло как раз в это время поляки предложили в жены Ядвигу

http://savepic.su/814845m.jpg

из рода Пястов, за которой в приданое отдавали всю Польшу (недурственное приданое, я б сказал...)
И Ягайло быстренько пересел с шаткого для него великокняжеского трона на королевский в Кракове и отдал власть Великого князя Витовту, которому суждено было стать самой знаменитой персоной в нашей истории. С его именем отождествляется расцвет и мощь Великого княжества и знаменитая победа при Грюнвальде.

Но давайте вспомним ту неприметную девушку, спасшую Витовта от смерти. Летописи не уделили ей внимания, но с ее стороны это был подвиг, ведь за такое поведение только смерть могла быть ей наградой от Ягайло. Что толкнуло неизвестную на отчаянный поступок? Чей-то приказ

http://savepic.su/806655m.jpg

или сильные чувства?

http://savepic.su/800511m.jpg

Ответа мы уже. по-видимому. не узнаем никогда.
Может быть, тот призрак, который, по рассказам местных жителей, появляется среди руин по ночам и до сих пор, и есть призрак той девушки?
Есть, правда иная версия о замурованной в стену замка жертве...Но мне не хочется об этом не только писать. но и думать. Слишком уж это мрачно.

Давно миновали те легендарные времена, но стены замка в Крево стоят

http://savepic.su/847612m.jpg

http://savepic.su/851708m.jpg

и несут в себе отдаленное дыхание столетий. Стоит, правда еще больше успевшая разрушиться, особенно во время Первой мировой войны, и башня (большая из двух башен замка),

http://savepic.su/829180m.jpg
Кревский замок и костел зимой 1915-1916 гг. Фото из книги 3-го пехотного полка 16-й Ландверной дивизии

http://savepic.su/802557m.jpg

http://savepic.su/808701m.jpg

http://savepic.su/796413m.jpg

которую люди зовут "княжеской" или "кейстутовой", но почему княжеской и кто такой Кейстут, здесь уже точно не ответит даже самый старый житель, а про молодежь. как вы понимаете, уважаемые камрады. и речь вести не приходится. Так вот постепенно в памяти народа стерлась настоящая история... Нда...

В Крево советую обязательно полюбоваться великолепнейшим пейзажем с Юровой горы, бывшего языческого капища. тут даже слеты фотохудожников проходят. Уж больно и виды красивые. и древность все вокруг пропитано...

Гора находится сразу же за замком, за башней, которую немцы в первую мировую приспособили под дзот и залили бетоном. Ох уж эти намцы, с их основательностью..

http://savepic.su/824060m.jpg
Немецкий дот в малой башне до обрушения (снимок 2001 г.)

С вершины горы открывается вид на замок, а также на две культовые постройки.

http://savepic.su/820988m.jpg

Это православная церковь Александра Невского (1854 года)

http://savepic.su/817916m.jpg

и новопостроенный католический костел Преображения Господня.

http://savepic.su/816892m.jpg

Современный костел стоит на месте самого первого в Беларуси костела, который построили в 1387 году по приказу Ягайло после подписания Кревской унии. Согласно унии, ВКЛ должно была подчиняться польской короне, а все нехристианское население, исповедовавшее язычество, креститься по римскому обряду. Первому пункту помешала энергия Витовта, отстоявшего независимость Великого княжества от короны Польской, а христианизацию язычников Витовт поддержал в период своего правления...

http://savepic.su/804604m.jpg

http://savepic.su/810748m.jpg

В этом же замке 14 августа 1385 года произошло еще одно историческое событие для Беларуси - подписание Кревской унии, но..... это уже история для следующей темы.
admin
26 июн 2012, 18:45
 
Перейти в форум
Перейти в тему

Re: Предварительный заказ на книгу по языческим привескам

Книги получены. В ближайшее время начнется рассылка и передача, о чем каждому заказавшему будет сообщено через личные сообщения.
admin
27 авг 2012, 22:35
 
Перейти в форум
Перейти в тему

Re: Еще о книгах

А есть ли ещё возможность заказа " Неизвестных памятников..." и "Обретая утраченное"?


Возможность заказа есть, но.....ради 1-2 экз. слишком много затрат, поэтому как минимум необходимо хотя-бы 10 заказов, тогда без проблем.
admin
09 сен 2012, 13:52
 
Перейти в форум
Перейти в тему

Re: Топор на определение

Топор, присланный одним из наших форумчан для атрибуции и последующего выставления в галерею форума.

Высказываем свои мнения по атрибуции и датировке.


Место находки: Брестская область
admin
04 окт 2012, 20:16
 
Перейти в форум
Перейти в тему

Амулеты, обереги, лунницы.

В эту тему предлагаю помещать фото амулетов, оберегов, привесок, лунниц, найденных на территории Беларуси, для атрибуции .
admin
13 окт 2012, 22:48
 
Перейти в форум
Перейти в тему

Re: Топор на определение

Еще один топорик, на этот раз уже из Гродненской области :)
admin
15 окт 2012, 19:36
 
Перейти в форум
Перейти в тему

Re: Энколпионы с территории Беларуси

Интересная створка энколпиона из Витебской области
admin
17 окт 2012, 16:02
 
Перейти в форум
Перейти в тему

Коршун В.Е. О символике трапециевидных привесок.

Коршун В.Е. О символике трапециевидных привесок // Альманах Домонгол 2, М., 2011

ТРАПЕЦИЕВИДНЫЕ ПРИВЕСКИ ДРЕВНЕЙ РУСИ.
ТИПОЛОГИЯ И СЕМАНТИКА

Василий Коршун


Первые находки трапециевидных привесок с «трезубом» относятся к последнему тридцатилетию XIX в. и вот уже на протяжении более чем ста лет ученые спорят о том, что олицетворяют изображенные на них символы. Большинство исследователей отмечают схожесть композиций со знаками на княжеских сребряниках XI в., из чего делают выводы о принадлежности изделий особо уполномоченным князей. Данная версия имеет ряд слабых сторон, главными из которых являются следующие. Во-первых, существует много других предметов со сходной символикой и нахождение ее на них с этой точки зрения не всегда объяснимо, учитывая то, что часть их происходит со скандинавских территорий и имеет единовременные, а порой и более ранние датировки, нежели вышеуказанные монеты. В качестве яркого примера этого могут служить найденные в Швеции элементы поясного и сумочного наборов X в., о которых указывает в своей работе С.С. Ширинский (12). Во-вторых, существует большая группа орнаментированных подобным образом привесок из захоронений ливов, идущих в комплексе с наборами амулетов (См. рисунок-застаку). Данный факт ставит под сомнение гипотезу о подражании княжеского символа, предполагая сакральный, магический смысл изображений.
Целью данной статьи является попытка выявить семантическую нагрузку трапециевидных привесок с характерной для них символикой, для чего видится целесообразным произвести систематизацию сведений об экземплярах, найденных на территории Древней Руси.
На данный момент по печатным публикациям и сведениям из Интернета автору известно о находках девятнадцати привесок с «трезубом», найденных на указанной выше территории. При кажущейся с первого взгляда разнице в декоре существует ряд сюжетных повторений, встречаемых на нескольких предметах, что позволяет произвести типологическое деление обсуждаемого материала.
Тип 1. Привеска трапециевидная. На лицевой стороне изображена композиция в виде «двузуба», в центре которого помещен ключ. В центральной части оборотной стороны располагается пятиугольник с двумя вогнутыми нижними сторонами. Верхняя часть его увенчана головой птицы влево с четырехчастной композицией над ней. Оглавие в виде плоского ушка. Серебро, штамповка, чернь. Середина – вторая половина X в. Известна в единственном экземпляре (Табл. 1, 1). Место находки – Псков (11).
Тип 2. Привеска трапециевидная, с выступом в середине нижней грани. На лицевой стороне изображена композиция в виде «трезуба». Оборотная сторона не орнаментирована. Оглавие в виде плоского ушка. Бронза, литье. Вторая половина X- первая четверть XI в. Известны два экземпляра (Табл. 1, 2 а,б): из Новгорода (10, рис. 11, 1) и Черниговской области.
Тип 3. Привеска трапециевидная, с выступом в середине нижней грани. На лицевой стороне изображена композиция в виде «трезуба». На оборотной стороне помещено изображение также напоминающее «трезуб», центральный выступ которого имеет округлое завершение. Оглавие в виде плоского ушка. Бронза, литье. XI в. К этому типу относятся шесть привесок: две (Табл. 1, 3 а, б) – из Киевской области, одна (Табл. 1, 3 в) – из сопки в урочище Победище близ Ладоги (8), одна (Табл. 1, 3 г) – из Новгорода (10, рис. 11, 2), одна (Табл. 1, 3 д) - из окрестностей Киева и еще одна (Табл. 1, 3 е) – с Рюрикова городища.
Единственный известный экземпляр привески данного типа, найденный за территорией Древней Руси, происходит из Латвии, с Даугмальского городища (6, рис. 34, 1).
Тип 4. Привеска трапециевидная, с выступом в середине нижней грани. На лицевой стороне изображена композиция в виде «трезуба», центральная часть которого выполнена в виде вертикального набора элементов декора типа «ласточкин хвост». На оборотной стороне помещен растительный орнамент с двумя опущенными стеблями по бокам и крином, центральный выступ которого имеет округлое завершение. Оглавие в виде плоского ушка. Медные сплавы, литье. XI-XIV вв. К этому типу относятся три привески: одна (Табл. 1, 4 а), выполненная из оловянистой бронзы - из Смоленской области и две бронзовые (Табл. 1, 4 б, в) – из Псковской и Минской областей.
Тип 5. Привеска трапециевидная, с выступом в середине нижней грани и двумя заполненными завитковым орнаментом «ушками» в углах верхней части. На лицевой стороне изображена композиция в виде «трезуба», центральный выступ которого имеет округлое завершение в ромбе. На оборотной стороне помещен орнамент в виде вертикального набора элементов декора типа «ласточкин хвост». Оглавие в виде ушка. Медные сплавы, литье. XI-XIV вв. К этому типу относятся три привески: две из оловянистой бронзы (Табл. 1, 5 а, б) - из Витебской и Могилевской областей и одна бронзовая (Табл. 1, 5 в) – из бассейна реки Волхов, Новгородской области.
Типы 4 и 5 относятся к древностям ливов XI-XIV вв. В 1985 году находок подобных привесок на территории Латвии уже насчитывалось двадцать пять (7, С. 180), причем двадцать из них приходилось на женские и детские погребения. Для Древней Руси они, по всей видимости, являются импортом.
Тип 6. Привеска трапециевидная, с выступом в середине нижней грани. На лицевой стороне изображена композиция в виде «трезуба», центральный выступ которого имеет четырехчастное завершение между двух побегов. Объем оборотной стороны заполнен изображениями крылатого существа над зверем. Оглавие в виде плоского ушка. Бронза, литье. XII в. Известна в единственном экземпляре (Табл. 1, 6). Место находки – Волынская область.
Тип 7. Привеска трапециевидная, с округлой нижней гранью. На лицевой стороне изображена композиция в виде перевернутого «трезуба», на верхней грани которого находится четырехчастная композиция между двух побегов. На оборотной стороне помещен орнамент в виде перевернутого «трезуба», центральный выступ которого имеет округлое завершение. На верхней грани «трезуда» между двух побегов находится четырехчастная композиция с сидящей на ней птицей. Оглавие в виде ушка. Бронза, литье. XII в. Известна в единственном экземпляре (Табл. 1, 7). Место находки – Белгород.
По схожести орнаментации к данной группе можно отнести некоторые монетовидные привески.
Тип 8. Привеска монетовидная. На лицевой стороне изображена композиция в виде перевернутого «трезуба», центральный выступ которого имеет криновидное завершение. Оборотная сторона гладкая. Оглавие в виде ушка. Оловянистая бронза, литье. XII в. Известно четыре экземпляра, отлитые с одной модели (Табл. 1, 8 а-г): а – из Киевской области; б,в – из Брянской.
Обращаясь к семантике данного типа привесок, будем исходить из того, что поставка во главу угла первичности знака на монете, как исконно княжеского атрибута, является ошибкой, и как альтернативный рассмотрим вариант использования князем популярного в то время символа для своего «герба».
Что же тогда могла обозначать данная символика, столь широко распространенная в Скандинавии, Прибалтики и на Руси? Центральной и общей для космогонических представлений всех перечисленных групп, безусловно, является образ Древа Жизни или Мирового Древа. Характерными для скандинавской мифологии атрибутами его являются три части: Орел-небо (или Вальхала) вверху, центральный ствол (Мидгард) и подземный мир со змеями (Хель). Проанализируем изображения привесок с этой точки зрения.
Первая – безусловно, скандинавского происхождения. На псковском экземпляре в середине «двузуба» изображен ключ, типичный для варягов X в. (15, Abb. 335b, 347b), семантика которого в данном контексте пока не ясна. Оборотная сторона украшена изображением пятиугольника с двумя вогнутыми нижними сторонами, в верхней части которого красуется голова птицы влево с четырехчастной композицией над ней (Табл. 1, 1). Как резонно заметил в своей Интернет-публикации А.Ю. Чернов (11), подобное изображение встречается на датских монетах 940-х гг.
Обращаясь к вопросу семантики обсуждаемых предметов нельзя обойти вниманием уникальную находку из Рождественского могильника в Прикамье (3). Это серебряная литая трапециевидная привеска, на лицевой стороне которой изображена композиция в виде «трезуба», а на оборотной – изображение молота Тора рукоятью вниз (Табл. 1, 9).
Привески, которые у исследователей принято называть «молотами Тора», были широко распространены в Скандинавии в X – начале XI в. Для филигранно-зерненых представителей этого типа оберегов (Табл. 2, 1, 2) характерно исполнение оглавия в виде головы птицы с большими глазами, а нижнюю часть украшают завитковые композиции, напоминающие клубок змей. На одном из черневых экземпляров привески (Табл. 2, 3) образ змея виден явно. Таким образом, в орнаментации «молотов Тора» присутствуют все три, причем, явно выраженные части, характерные для Мирового Древа (орел, ствол и змеи) и, возможно, посредством изображения одного из них на привеске эта смысловая нагрузка передавалась на нее.
Изображенный на прикамской привеске (Табл. 1, 9) «молот» по оформлению завершения рукояти близок к «Мельниру» из погребения 750 в Бирке (Табл. 2, 4). Самые поздние монеты в этом захоронении относятся к первому десятилетию X в. (13, С. 267-272;14, Taf. 104, 4), исходя из чего, находка из Рождественского могильника может быть датирована X в. Учитывая то, что с данным регионом у Древней Руси в указанный период не было прямых контактов, скандинавское происхождение предмета не вызывает сомнения.
Проводя сравнительный анализ некоторых элементов форм трапециевидных привесок и «молотов Тора», легко отметить, что для большинства экземпляров и тех и других характерной особенностью являются выступ и прогнутые грани на нижней части. Таким образом, в изображении пятиугольника с птичьей головой на оборотной стороне псковской привески (Табл. 1, 1) угадывается тот же «молот» с семантикой Мирового Древа. Кроме того, существовали разновидности «молотов Тора» в форме трапеции (Табл. 2, 5), выполненные из железа (Бирка, погребение 985, Х в. (13, С. 411-412; 14, Taf. 105, 1)). Из вышеизложенного напрашивается предположение, что бронзовые трапециевидные привески могли являться славянскими и финно-угорскими подражаниями данного типа амулетов. Подобное не является новшеством, так как известны славянские подражания щитовидных, кресаловидных и прочих скандинавских серебряных привесок, выполненные в бронзе.
В композициях привесок Типов 3 и 4 (Табл. 1, 3 а-е; 4 а-в) характерной особенностью является наличие округлого завершения центрального «зубца» на оборотной стороне. Причем, основываясь на трактовках символики, представленных в работе академика Б.А. Рыбакова (9), в изображениях Типа 4 явно просматривается стадия прорастания с одной стороны и цветения и опыления с другой. Это полностью согласуется с многогранной семантикой Мирового Древа с ее цикличностью обновлений, единством смерти и жизни, мужского и женского, своеобразным северным вариантом Инь-Ян. Сходные мотивы видны и в Типе 6 (Табл. 1, 6), где в переплетениях крылатого существа и зверя с оборотной стороны просматривается единство и борьба земли и неба. Орнаментация лицевых сторон Типов 5 и 8 представляет собой как бы объединенное изображение обеих сторон Типов 4 и 5. Интересно, что пока семантически не определенный декор оборотной стороны Типа 6 имеет аналоги на рукояти «молота Тора» (Табл. 2, 4) и среди элементов поясного набора (Табл. 2, 8).
Тип 7 (Табл. 1, 7) отличается от всех перевернутыми изображениями «трезубов» и наличием четырехчастных композиций среди двух побегов на обеих сторонах, причем на одной из них она увенчана птицей. Вполне возможно, что на передний план здесь выходят три корня Мирового Древа, символизирующие Хель, ствол передан четырехчастной композицией, ну а о роли птицы лишний раз упоминать нет необходимости. Следует отметить, что символ четырехчастной композиции среди двух ростков был популярен не только среди языческих слоев населения. Он широко распространялся христианской церковью, которая позиционировала его как то же Древо Жизни, но уже библейское, из Эдемского сада. Данный сюжет известен в среде исследователей христианского искусства как «крест на крине».
Как видно из всего вышесказанного, символ «трезуба», олицетворявшего Мировое Древо, благодатно воспринимался многими народами и религиями, и вполне естественно, что именно его выбрал князь для усиления централизации своей власти. Сопоставление себя с основным объектом поклонения было характерным для правителей того времени. Дальнейшее развитие родового княжеского знака шло своим чередом, а орнаментация привесок изменялась под влиянием совсем других факторов.
Принимая данную концепцию, отпадает нужда объяснять, каким образом ременные бляшки со знаками Рюриковичей (Табл. 2, 7) попали в погребение 93 в Бирке (13, С. 41-42; 14, Taf. 91, 1). Ведь на них, как и на наконечнике из Черниговской области (Табл. 2, 9), мы видим классическую в представлении скандинавов картину мира: ясень Иггдрасиль с огромным орлом наверху и подземным Хелем внизу. Правда, в шведском случае над ветвями древа может быть изображена и Вальхалла (2), что не противоречит скандинавской космогонии эпохи викингов. Не вызывает недоумения и орнаментация на чаше ложечки (Табл. 2, 10) из села Доброго Суворовского района Тульской области. По имеющимся данным о сопутствующем материале (дирхем второй половины Х в., обломок семилопастного височного кольца малого размера с каплевидными лопастями, первой половины XII в.) данный экземпляр может быть датирован концом X - началом XII в. Сакральный декор чаши, несущий семантику возрождения и омолаживания, говорит о том, что ложка применялась, скорее всего, в знахарских целях. Не надо тогда давать ответы на ряд других возникающих вопросов: почему основная масса предметов выполнена в медных сплавах и достаточно просто, будто бы князь специально экономил на своих сподвижниках; почему ливам понадобилось имитировать символ князя соседнего государства, да еще и класть его в погребение в наборе с другими амулетами и т.п.
В заключении хочется отметить, что данная в статье теория, несмотря на логичность умозаключений, врядли сразу найдет поддержку у ученых, так как не у многих хватит смелости признать ошибочной версию, над которой они многие годы беззаветно трудились. Однако дальнейшее развитие истории все расставит на свои места.

Автор рисунков Кирилл Завражных


ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ


1.Белецкий С.В. Лично-родовые знаки князей-Рюриковичей на металлических подвесках XI в. // Ruthenica, № 1, Киев, 2002
2.Бирлов В.Ф. Скандинавская поясная накладка // Родная Старина, №2, 2009, С. 6-9
3.Крыласова П.Б. Подвеска со знаком Рюриковичей из Рождественского могильника // РА., № 2, 1995., С. 195
4.Молчанов А.А. Верительные знаки киевских князей и древнескандинавские // ТД X СК, М, 1986, С. 185
5.Молчанов А. А. Подвески со знаками Рюриковичей и происхождение древнерусской буллы // ВИД, № VII, 1976, С. 74, 75
6.Мугуревич Э.С. Восточная Латвия и соседние земли в Х-ХIII в. Экономические связи с Русью и другими территориями. Пути сообщения Рига, 1965, С. 87
7.Назарова Е.Л. Из истории взаимоотношений ливов с Русью (Х-ХI вв.) // Древнейшие государства на территории СССР. Материалы и исследования М, 1986, С. 177-184
8.Петренко В.П. Раскопки сопки в урочище Победище близ Старой Ладоги // КСИА, Вып. 150, М., 1977
9.Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси М, 1988
10.Седова М.В. Ювелирные изделия Древнего Новгорода (X-XV вв.) М. 1981
11.Чернов А.Ю. В Старой Ладоге найден герб Рюрика? http://chernov-trezin.narod.ru/GerbRurika.htm
12.Ширинский С.С. Ременные бляшки со знаками Рюриковичей из Бирки и Гнездова. // Славяне и Русь. - М., 1968
13.Arbman H. Birka I: Die Gräber. Tafeln. Stockholm — Uppsala, 1940
14.Arbman H. Birka I: Die Gräber. Tafeln. Stockholm — Uppsala, 1943
15.Thunmark-Nilen L. Die Wikingerszeit Gotlands
admin
23 окт 2012, 20:51
 
Перейти в форум
Перейти в тему

Коршун В. Граненые оглавия: на два века раньше?

Коршун В. Граненые оглавия: на два века раньше? // Родная старина. М., № 4. 2011. С. 47–49.

О датировке оглавий в виде граненой бусины

Василий Коршун

Как известно, форма оглавия средневековой привески может играть важную роль при ее атрибуции и датировке. Принято считать, что оглавия в виде граненой бусины (и в виде куба с усеченными углами) характерны для 14–15 вв. (1). Однако в недавнее время стали известны предметы более раннего происхождения с подобной формой оглавий. Приведу некоторые примеры.

Молот Тора. Одной из наиболее ранних привесок с оглавием в виде куба с усеченными углами является экземпляр скандинавского амулета в виде «молота Тора» (рис. 1, 1), найденный в Ярославской области и датируемый 10 в.

Крестовидные привески. Серебряные тисненые крестовидные привески с окончаниями лопастей в виде крина появились как украшения знатных горожанок во второй половине 12 в., пробытовав до монголо-татарского нашествия, что подтверждается их находками в кладах этой эпохи и в культурных слоях сожженных древнерусских городов (2). Практически одновременно с ними бытовали их бронзовые имитации для небогатого населения (рис. 1, 2). Даже если предположить более долгий срок их бытования, то все равно он не выходит за рамки 13 в., так как находки таких привесок на поселениях, появившихся в 14 в., неизвестны. Еще одним примером служит прорезная привеска балтского типа (рис. 1, 3), бытование которой ограничивается 13 в., что подтверждается также сопутствующим материалом.

Нательные кресты. Одним из наиболее ранних нательных крестов с граненым оглавием является экземпляр с изображением распятия на лицевой стороне и углубленного креста на оборотной (рис. 1, 4). Трехчастные завершения лопастей и иконография Распятия позволяют найти аналогии данного предмета среди крестов скандинавских типов, верхняя граница бытования которых на Руси не выходит за середину 12 в.
Не позднее 12 в. обычно датируют кресты «киевского» типа, среди которых также попадаются экземпляры с граненым оглавием (рис. 1, 5).
Еще один крест с Распятием на лицевой стороне и шестиконечным крестом с сиянием в средокрестии на оборотной стороне имеет оглавие в виде куба с усеченными углами, у которого на лицевой ромбической грани изображен косой крест (рис. 1, 6). Иконографические особенности данного экземпляра и технология нанесения некоторых элементов изображения (чернь) позволяют отнести его производство к домонгольскому периоду.
Не вызывает сомнений домонгольское происхождение (3) крестиков с шаровидными завершениями лопастей (рис. 1, 7 а, б), оглавие которых выполнено в виде граненой бусины.
Следует отметить также, что в новгородских древностях присутствует экземпляр из слоев 1224-1238 гг., который Ю.М. Лесман не стал рассматривать из-за оторванности от серии (4).

Энколпионы. Граненые оглавия являются распространенными у некоторых типов домонгольских энколпионов. Приведем несколько примеров. До первой половины 13 в. датируются находки из раскопок в Киеве (5). Их аналогии из других регионов, представленные на рис. 1, 8–10, не выходят за пределы 13 в. Верхняя граница бытования энколпионов с изображениями распятия и Иоанна Богослова (рис. 1, 11) тоже ограничивается этим рубежом.

Змеевики. Оглавия в виде граненой бусины встречаются у змеевиков, особенно с изображениями архангела Михаила (рис. 1, 12) и конных воинов (рис. 1, 13). Ни иконография, ни сопутствующий находкам вещевой материал не позволяют усомниться в том, что они датируются 12–13 вв.

Образки. Реже всего оглавия в виде граненой бусины встречаются у тельных образков, изготовленных в домонгольский период. Одним из таких примеров является иконка с изображением Спаса на лицевой стороне и креста на крине на оборотной (рис. 1, 14), вся иконография которой является типичной для 12–13 вв.

Из рассмотренных примеров следует, что сама по себе граненость оглавия не может являться однозначно датирующим признаком. Однако, некоторые разновидности таких оглавий, по-прежнему, остаются характерными для ранее определенных периодов. Так, оглавие в виде перевернутой граненой трапеции чаще всего встречается в 14 – первой половине 15 в. (рис. 1, 15, 16), а куб с усеченными углами и прямым крестом в углубленном круге или ромбе на лицевой грани является признаком 15 – начала 16 в. (рис. 1, 17). Дальнейшие исследования смогут внести новые коррективы в соотношения форм оглавий и их датировок.

Места находок: 1 – Ивановская область; 2, 11 – Ярославская область, Переславский район; 3, 12, 14 – Ивановская область, Гаврилово-Посадский район; 4–6 – Украина, Черниговская область, Черниговский район; 7а – Владимирская область; 7б – Украина, г. Борисполь; 8 – Костромское Поволжье; 9 – Московская область, г. Дубна; 10 – Беларусь, Могилевская область; 13 – Владимирская область, Вязниковский район; 15, 16 – Владимирская область, Гусь-Хрустальный район; 17 – Владимирская область, Ковровский район.

Примечания

1. Лесман Ю.М. Хронология ювелирных изделий Новгорода (X–XIV вв.) // Материалы по археологии Новгорода. М., 1990, С. 60.
2. Корзухина Г.Ф. Русские клады IX–XIII вв. М., 1954. С. 141. Табл. LX, 6.
3. Кутасов С.Н., Селезнев А.Б. Нательные кресты, крестовключенные и крестовидные подвески X–XV веков. М., 2010. Кат. № 42. С. 66, 253.
4. Лесман Ю.М. Хронология ювелирных...
5. Корзухина Г.Ф., Пескова А.А. Древнерусские энколпионы. СПб., 2003. Тип III.2.3/24, III.2.4/16.
admin
23 окт 2012, 20:41
 
Перейти в форум
Перейти в тему

Коршун В.Е. Родная старина. Обретая утраченное.

Коршун В.Е. Родная старина. Обретая утраченное. М., 2008. – 112 с.: ил.


Скачать: http://yadi.sk/d/9RwOe-6SCRwtB
admin
23 окт 2012, 21:02
 
Перейти в форум
Перейти в тему

Re: С.Дернович "Из варяг в греки"

Kite писал(а):Кто бы мне полную литературную ссылку на этот опус кинул?


Журнал "Беларуская думка", №12, декабрь 2009 года
вот ссылка: http://beldumka.belta.by/ru/issues?num_ID=29
admin
07 ноя 2012, 19:15
 
Перейти в форум
Перейти в тему