Результатов поиска: 36

Вернуться к листу благодарностей

Re: Редкие, нечастые и просто интересные монеты ВКЛ

Батя поместил интересную таблицу, задал конкретный вопрос, а его просьба как лучше систематизировать материал о не датированных полугрошах, битых в 1545 году, была «затоптана» новыми сообщениями. Предлагаю вернуться к его просьбе и поговорить на предложенную батей тему.

Не смотря на обилие каталогов монет нового времени, а точнее монет Речи Посполитой середины XVI века, они содержат множество неточностей, сделанных случайно или занесенных, как "заразный вирус", из иных источников - не перепроверенных предыдущих публикаций разных авторов. Поэтому прежде, чем приступать к работе по систематизации монет, предлагаю перепроверить описываемый материал, устранить многочтение и ошибки.

Я могу предположить, что в таблице имеются ошибки. Описания взяты из разных каталогов, а там авторы при описании легенды могли внести свои субъективные «описки». Нечетко отчеканенный разделительный знак, непрочекан монеты или стертость изображения и при описании монеты на аверсе в начале легенды будет записана шестиконечная или пятиконечная звездочка, может и розетка (пятилистный цветок).

Вот о чем я говорю - какой знак в начале легенды? 6-конечная, 5-конечная звездочка или розетка

http://www.skarb.khoz.ru/ii/13/2-05.jpg

Монеты Жигимонта Августа без указания даты чеканились непродолжительное время и, даже с учетом несовершенства процесса чеканки, должно быть только несколько штемпелей. Если штемпеля заменялись по мере износа, то можно построить цепочку использования штемпелей, для этого необходимо иметь фото монет этого года. Если у кого-то в коллекции имеется эта монета, помогите бате в его нелегком труде – выложите фото полугроша без года из своей коллекции (фото из польских и иных аукционов он сам найдет в интернете). Это позволит не только перепроверить все строчки таблицы, т.е. собрать фото всех штемпелей, но и установить какие монеты чаще встречаются, т.е. какие монеты чеканели дольше и в большем количестве. Построить цепочку использования штемпелей.
wiktor
03 мар 2013, 20:07
 
Перейти в форум
Перейти в тему

Re: Редкие, нечастые и просто интересные монеты ВКЛ

Продолжая разговор о недатированных полугрошах Жигимонта Августа, скажу несколько слов в отношении строчки «Ж» из таблицы Бати, она начинается со знака «три девятки» (9- символ сокращения в латинском языке).
http://www.skarb.khoz.ru/ii/13/2-06.jpg

Первые недатированные полугроши бы изготовлены краковскими мастерами, а знак «три девятки», на сколько я помню, появляются с конца 1546 года, когда к работе в Вильно приступили мастера из королевской Пруссии.
Стиль написания легенды со строки «Ж» очень похож на строку «Б», возможно это одна и та же легенда, записанная разными авторами. В нечетко поставленном разделительном знаке в начале легенды некий автор увидел именно этот знак. Предлагаю ее перепроверить.

Если удасться построить цепочку сочетания (использования) штемпелей, то эту схему следует положить в основу сортировки Таблицы Бати.
wiktor
03 мар 2013, 20:49
 
Перейти в форум
Перейти в тему

Re: Систематизация полугрошей Сигизмунда Августа

Интересная подборка аверсов. Если не ошибаюсь, то это оттиск одного штемпеля. Предполагаю, что это нижний штемпель. Его труднее делать и он более дольше используется. Верхний штемпель выходит из строя раньше, т.е. их чаще меняли.

Теперь можно составить таблицу, с какими штемпелями реверсов (верхних) они сочетались. Узнаем, сколько верхних штемпелей приходилось на один нижний. Если повезет, найдем к одному верхнему два нижних – получим цепочку … (мечтать не вредно, но вернемся к реальности)

http://www.skarb.khoz.ru/ii/13/2-08.jpg

Как атрибутировать верхний разделительный знак на аверсе полугроша без даты. Попытаться «притянуть за уши» это изображение к уже известным (5-ти или 6-ти конечным звездам, столько же конечным розеткам и т.п.) или обозначить как много конечная звезда? Можно поискать более четкое изображение знака. А Ваше мнение?
wiktor
10 мар 2013, 22:55
 
Перейти в форум
Перейти в тему

Re: Систематизация полугрошей Сигизмунда Августа

Несколько слов о разделительном знаке круговой надписи на монетах ВКЛ (т.е. легенды) в виде трёх девяток. В 30-40-ые годы этот знак появился на монетах королевской Пруссии: Данцига (Гданьска) и Эльбинга (Эльблёнга). Часть мастеров монетного дела из этих городов, после приходом к власти в ВКЛ Сигизмунда Августа и перенесения основного производства монет (для Литвы и Польши) в Вильно, переехали для работы на виленской минце и принесли с собой новый, более утонченный стиль изображения Погони и Орла, стали применять разделитель в виде трёх девяток на литовских монетах . Впервые этот стил появился а на литовских полугрошах в конце 1546 года.

Вот монета Гданьска
http://www.skarb.khoz.ru/ii/13/2-09a.jpg http://www.skarb.khoz.ru/ii/13/2-09r.jpg

и Эльбленга с вышеописанных разделителем.
http://www.skarb.khoz.ru/ii/13/2-11a.jpg http://www.skarb.khoz.ru/ii/13/2-11r.jpg
wiktor
11 мар 2013, 02:11
 
Перейти в форум
Перейти в тему

Re: Систематизация полугрошей Сигизмунда Августа

Полугрошик с просторов интернета. Значит пропустил.
Пусть будет - "Кракозябра", такое могли создать толькро пьяные краковские братаны :D, приехавшие на заработки в виленскую минцу.
wiktor
11 мар 2013, 20:55
 
Перейти в форум
Перейти в тему

Международные нумизматические конференции.

Приглашаем принять участие в Международных нумизматических конференциях "РАУБИЧИ-2013" и "ПОЛЬША-2013". Заявки на участие в конференциях с темами рефератов принимаются до 1 мая 2013 г.
Оргкомитет.
wiktor
17 мар 2013, 01:12
 
Перейти в форум
Перейти в тему

Материалы X Международной нумизматической конференции 2012 г

Материалы X Международной нумизматической конференции (Польша-2012).

http://www.skarb.khoz.ru/ii/13/1-23a.jpg

Вышел из печати сборник материалов Х Международной нумизматической конференции “PIENIĄDZ I SYSTEMY MONETARNE wspólne dzedzictwo Europy” (Польша-2012).
Все участники нумизматического форума получат бесплатный авторский экземпляр книги с хорошим оформлением, в твердом переплете. Наиболее интересные рефераты, прочитанные белорусскими исследователями, будут выставлены на страницах сайта "СКАРБОНКА" .
По вопросу приобретения напечатанного сборника можно обращаться к организаторам конференции. ( ksf56@interia.pl ).
wiktor
25 мар 2013, 23:54
 
Перейти в форум
Перейти в тему

Re: Систематизация полугрошей Сигизмунда Августа

Фотография этой же монеты, но более лучшего качества, Саяускас поместил в книге, дополняющей «его фундаментальный труд».

http://www.skarb.khoz.ru/ii/13/1-31-1545a.jpg , http://www.skarb.khoz.ru/ii/13/1-32-1545r.jpg

На этой фотографии боле четко виден разделительный знак отделяющий начало и конец круговой надписи: http://www.skarb.khoz.ru/ii/13/1-37.jpg .

Но теперь возникает вопрос: является ли форма лучей на пятиконечной звезде тем признаком, который определяет самостоятельную разновидность монеты? Большинство нумизматов-профессионалов и любителей, при описании конкретной монеты вряд ли будут делать отличие между «кракозяброй» и др. http://www.skarb.khoz.ru/ii/13/1-34.jpg , http://www.skarb.khoz.ru/ii/13/1-37.jpg , http://www.skarb.khoz.ru/ii/13/1-35.jpg , http://www.skarb.khoz.ru/ii/13/1-40.jpg , http://www.skarb.khoz.ru/ii/13/1-33.jpg , http://www.skarb.khoz.ru/ii/13/1-36.jpg , http://www.skarb.khoz.ru/ii/13/1-38.jpg , http://www.skarb.khoz.ru/ii/13/1-39.jpg .

Даже Иванаускас отказался от разделителей в легендах при составлении своего каталога. Записал только
буквы без разделительных знаков.
Что важнее: наличие букв в круговой надписи, верхний разделитель между началом и концом легенды или вся легенда в целом. А изображение: тип Погони или Орла – это отдельная тема для исследований. Нет предела совершенствованию, но всему свое время.

Мы еще не дошли до сличения штемпелей и наша задача, на данном этапе работы - сгруппировать все полугроши без даты в легко отличаемые друг от друга группы, чтобы наличие одной монеты из этой группы было достаточно для составления хронологической коллекции полугрошей. Выставленную на нумизматический аукцион монету могли отнести к такой группе и всем было ясно, о какой разновидности идет речь. Например: полугроши 1546 года четырех разновидностей

На каком этапе систематизации полугрошей следует остановить, чтобы не застрять на мелочевке, коллекционировать монеты в свое удовольствие и не превращаться в зануду, от которого люди шарахаются. Да и монета, о которой мы говорим, встречается далеко не в каждой коллекции, даже очень приличной. Не всем по карману собрать даже несколько таких монет. Если описывать «ведро» таких монет, тогда можно заниматься поиском отличий … мечтать не вредно.

От каждой работы должен быть конкретная польза: историческая (научная), экономическая, культурная. Если сумеешь обосновать, что штемпеля с «кракозяброй» делал краковский резчик монет по фамилии-прозвищу хххххх, а штемпеля с иным знаком делал его ученик по имени ууууууу и они встречаются значительно реже и их стоимость должна быть на 45-50% больше, тогда этим следует заниматься. Пример: двуденарии 1570 П. Платины.

А иначе следует отграничиться от мелких признаков и систематизировать на основе нескольких параметров. Вспомним, что Э. Гуттен-Чапский издал многотомное описание своей коллекции в которой один номинал монеты, одного года чеканки отличали только по последнему слову (букве) в круговой надписи – легенде. (а не всей легенде !!!) В новой редакции каталога монет ВКЛ, мы (авторы) собираемся учитывать (только для наиболее коллекционируемых, т.е. часто встречаемых монет) разновидности, имеющие отличие в верхнем разделительном знаке. Для остальных – год чеканки (краткий, полный, с ошибкой), монетные знаки, гербы и их местонахождение. Не обращая внимание на текст легенды и ошибки в ней (если это не является самостоятельным отличительным признаком – DG и др.).

Я несколько раз «нырял» в дебри каталога Саяускаса, имея под рукой кучку монет для идентификации и каждый раз сталкивался со значительным количеством ошибок, описок и т.п. Понял, что работа очень сырая. Например: я не уверен, что существуют полугроши (1545) без даты, указанные в таблицы Бати под буквой И, Л, Ж. Возможно это ошибка при составлении каталога или его типографского набора, тогда компьютером не всегда пользовались, часть записей была на бумаге (со слов Саяускаса).
Говорят, что скоро выйдет его новый каталог, может там будут учтены и исправлены все ранее допущенные ошибки.
wiktor
26 мар 2013, 23:35
 
Перейти в форум
Перейти в тему

Re: Систематизация полугрошей Сигизмунда Августа

... Только сейчас сообразил, что крест в щите всадника - двойной (скан монеты представленный Виктором из каталога Саяускаса), отличается от остальных полугрошей. Это же второй тип. ...

Еще недавно к первому типу Погони некоторые литовские и белорусские авторы предлагали относить Погоню (на полугрошах без даты, 1545, 1546, ...) с приподнятым правым углом щита, не обращая внимание на рисунок на щите. А ко второму – с приподнятым левым углом щита, к третьему – с круглым щитом и т.д.

Некоторые нумизматы-исследователи предлагают изображение Погони на типы по более мелким признакам (это не только для этого правителя). Например, Дмитрий Гулецкий уже много лет назад в своей статье предлагал Погоню на полугрошах Сиг.Ст. разбить на 18 типов и подтипов, а также Орла - примерно на столько же типов и подтипов.

Тип Погони на всех монетах Сиг. Авг. мы (в каталоге) предлагали разбит на 10 типов, но если учесть мелкие детали, то даже на полугрошах этого правителя можно выделить более 15 типов. Я не против, но тогда, чтобы не запутаться, надо выделять типы Погони для каждого номинала и подробно описывать все определяющие признаки в специальной статье с иллюстрациями. Для науки это интересно, но обычный коллекционер не станет собирать полугроши по мелким разновидностям. Может не надо обращать на них (коллекционеров) внимание, а думать только об интересах науки. Пусть коллекционеры подстраиваются - подтягиваются под науку. А мы будем заниматься поиском какого-нибудь мелкого отличия на монетах и объявлять, что выявлен уникальный, ранее неописанный экземпляр. Но тогда эти исследования будут никому не нужные, кроме самого автора. А как вы думаете?

Но вернемся к «нашим баранам» … давайте в этой теме опишем типы Погони для всех полугрошей Сигизмунда Августа. Определим перечень признаков и разнесем все изображения Погони на группы. Проинформируем, какие существуют типы Погони и чем они отличаются. Для начала, хотя бы, для первых лет чеканки, т.е. без года, 1545, 1546, а если получится то и дальше.

Например: (признаки)
- форма щита у всадника (форма, рисунок креста …)
- ноги у лошади (расставленные, сложенные вместе, скрещенные …)
- форма кончик хвоста (опущен вниз, поднят вверх, середина приподнята - кончик опущен, ...)
- перья на шлеме (есть, нет, …)
- высота поднятия меча (на уровне головы, выше головы …)
- шпоры (круглые-шарообразные, звездообразные …)
- другие признаки (укажите какие…)

Если это кого-то интересует, выскажите своё мнение.
wiktor
02 апр 2013, 00:18
 
Перейти в форум
Перейти в тему

Re: Систематизация полугрошей Сигизмунда Августа

Подправил вчера страничку, повешенную выше, а чувство, что что-то пропустил на давало покоя. Только сейчас сообразил, что крест в щите всадника - двойной (скан монеты представленный Виктором из каталога Саяускаса), отличается от остальных полугрошей. Это же второй тип. Опять всю страничку переделывать придется!

Долго соображаешь … , в общем с «домашним заданием» справился на слабую троечку (по пятибалльной шкале). :D

Проведем работу «над ошибками». Для этого поместим две фотографии полугрошей и попробуем найти мелкие отличия. Но сначала определим, на что будем обращать внимание. Думаю не стоит считать гвозди на подковах лошади или количество волос на гриве и хвосте лошади, предлагаю остановиться только на восьми нижеописанных признаках:

1. Передние ноги лошади: (1 – вместе; 11 – параллельные; Х – скрещенные)
2. форма щита и рисунок креста на нем: (0 – без щита; 1 – правый угол щита более острый – крест одинарный; 2 – правый угол щита более острый – двойной крест; 3 – левый угол щита более острый; 4 - округлый щит; 5 – верх щита прямоугольный – низ круглый; 6 – верх щита прямоугольный – низ щита зубчатый; …
1 http://www.skarb.khoz.ru/ii/13/4-04m.jpg , 2 http://www.skarb.khoz.ru/ii/13/4-05mm.jpg , 3 http://www.skarb.khoz.ru/ii/13/4-06m.jpg , 4 http://www.skarb.khoz.ru/ii/13/4-07m.jpg , 5 http://www.skarb.khoz.ru/ii/13/4-08m.jpg , 6 http://www.skarb.khoz.ru/ii/13/4-09m.jpg , …

3. кончик хвоста (1 – опущен; 2 – поднят) относительно основания
4. шлеи упряжи на крупе (0 – нет; 1 – одна; 2 - две) вертикальные
5. оперенье на шлеме (0 – нет; 1 – есть)
6. ножны от меча (0 – нет; 1 – есть)
7. шпоры (о – нет; 1 - •; 5 - пятиугольная звезда; 6 - шестиугольная звезда)
8. уровень поднятия меча (1 - на уровне головы; 2 - выше головы)


Приступим к сравнению фотографий:
http://www.skarb.khoz.ru/ii/13/4-01.1545a.jpg http://www.skarb.khoz.ru/ii/13/4-02.1545a.jpg

.......................................................фото 1............................................................. фото 2

1. Передние ноги лошади:.....................11 .............................................................11
2. форма щита и рисунок … :.................. 1 .............................................................. 2
3. кончик хвоста:..................................... 2 .............................................................. 2
4. шлеи упряжи на крупе … :.................. 0 .............................................................. 2
5. оперенье на шлеме … :....................... 0 .............................................................. 0
6. ножны от меча: .................................. 0 .............................................................. 1
7. шпоры:................................................. 5 .............................................................. 1
8. уровень поднятия меча:..................... 1 .............................................................. 1

Таким образом, как минимум, из четырех отличий «батя» выявил только одно.
На этом «шуточном уроке», я хотел показать, что в полугрошах только в 1545-1546 гг. где встречаются шесть показанных разновидностей щитов плюс иных различий, можно «найти» шесть типов Погони. А если кто-то постарается, то может «найдет» и больше. :beer:
wiktor
02 апр 2013, 20:27
 
Перейти в форум
Перейти в тему

Re: Систематизация полугрошей Сигизмунда Августа

... По теме. ... А вот представленные 8 признаков стоит принять на вооружение. ...
Посмотрите внимательно на свои не только "ранние" полугроши Сиг.Авг. - может предложите иные отличительные признаки или уточните указанные здесь признаки для описания типа Погони и тогда всем сообществом этого форума создадим таблицу типов Погони для всех полугрошей этого правителя. Предлагайте.
Я отредактирую. Будем вместе пользоваться.

http://www.skarb.khoz.ru/ii/13/4-03.jpg
wiktor
02 апр 2013, 22:26
 
Перейти в форум
Перейти в тему

Re: Систематизация полугрошей Сигизмунда Августа

.
Обязательно учту полезное замечание Alexmak.
-----------------------

Чтобы успешно рассортировать на полугрошах рисунки Погони надо не только установить типоопределяющие признаки и сравнить их на разных монетах, но и уловить стиль резчика штемпеля, научиться отличать работы разных монетных мастеров, а эта работа требует творческого подхода. Поэтому хочу в первую очередь заручиться поддержкой специалистов изучающих полугроши Сигизмунда Августа, умеющих уловить тонкости написание букв в легенде, разделительных знаков и гербов. Иногда «две авторские работы» могут отличаться по малозаметным деталям, но для нас они могут иметь большое значение.

Изучая полугроши 1560-ых годов я столкнулся с проблемой:

- известно, что в 1562-1565 чеканили полугроши

- известно, что в это время чеканку монет осуществляли в Вильно на великокняжеской минце, а также осуществляли передел серебра (слитки, иноземные монеты, лом металла и т.п.) на территории великокняжеской казны в Тыкоцине.

- производство монет требует постоянного контроля качества. В минце был человек, следивший за качеством и подчинявшийся только Великому князю или канцлеру. Известно, что на монетах должен был быть признак, отличающий одну партию монет от другой. Обычно, это было видно по сокращению последнего слова в легенде аверса и реверса. Причем сокращения на аверсе и реверсе имели свое значение (но не будем отвлекаться, эта тема отдельного разговора). Указанный признак годился для одного монетного двора.

- считаю, что в Вильно и Тыкоцине было одно совместное производство. Для нужд, которого изготавливали образцовые штемпеля , которые копировали (делали зеркальный оттиск в мягком металле и затем его подвергали закалке) в модельные штемпеля , из которых на каждом производстве изготавливали нужное количество рабочих штемпелей (опять же зеркальный оттиск в мягком металле и последующая закалка), и вот именно ими штамповали монеты.

- каждое монетное производство должно было иметь свои отличительные признаки. Письменных источников не сохранилось. Вот тогда и встала задача найти эти отличия. Просматривал много монет, выделял различные признаки, пока не предположил, что основным отличием монет битых в Вильно (ВКЛ и Вильно находились в те годы под большим влиянием протестантов –кальвинистов, считавших что все идет от Бога и по воли Бога) и в Тыкоцине (королевской казне, там большое влияние оказывало католичество и польская шляхта, считавшая, что выбор короля это их исконное право) является наличие или отсутствие в титуле короля на аверсе полугроша двух букв DG - D(ei) G(ratia) , т.е. Божьей милостью.

Может я ошибаюсь в своих рассуждениях, но информации отвергающей или противоречащей этому предположению я не обнаружил. В 1564 и 1565 гг. в Тыкоцине полугроши не выпускали. Там занимались выпуском иных монет, но это тема для отдельного разговора.

Вот так две буквы DG в круговой надписи на аверсе полугрошей (и не только) стали отличительным признаком производства монет в Вильно и Тыкоцине.

Это пример, когда буква в легенде может стать отличительным знаком монетного двора.
Образцовые монетные штемпеля для обоих производств изготавливал один резчик, использовал одни и теже пуансоны и как правило эти монеты имели один и тот же тип Погони.

Полугрош 1563 года битый в Вильно ( есть буквы DG ):
http://www.skarb.khoz.ru/ii/13/4-11a.jpg http://www.skarb.khoz.ru/ii/13/4-11r.jpg

Полугрош 1563 года битый в Тыкоцине ( нет буквDG ):
http://www.skarb.khoz.ru/ii/13/4-10a.jpg http://www.skarb.khoz.ru/ii/13/4-10r.jpg
wiktor
03 апр 2013, 00:52
 
Перейти в форум
Перейти в тему

Re: Систематизация полугрошей Сигизмунда Августа

Предлагаю посмотреть на шесть полугрошей битых в 1545-1546 гг.
Обратите внимание не только на разную форму щита, но сравните иные признаки и подскажите могут ли эти "Погони" быть самостоятельными типами или некоторые можно объединить в один тип?

Напомню возможные значения восьми признаков:

1. Передние ноги лошади: (1 – вместе; 11 – параллельные; Х – скрещенные)
2. форма щита и рисунок креста на нем: (0 – без щита; 1 – правый угол щита более острый – крест одинарный; 2 – правый угол щита более острый – двойной крест; 3 – левый угол щита более острый; 4 - округлый щит; 5 – верх щита прямоугольный – низ круглый; 6 – верх щита прямоугольный – низ щита зубчатый; …
1 http://www.skarb.khoz.ru/ii/13/4-04mm.jpg , 2 http://www.skarb.khoz.ru/ii/13/4-05mm.jpg , 3 http://www.skarb.khoz.ru/ii/13/4-06m.jpg , 4 http://www.skarb.khoz.ru/ii/13/4-07m.jpg , 5 http://www.skarb.khoz.ru/ii/13/4-08m.jpg , 6 http://www.skarb.khoz.ru/ii/13/4-09m.jpg , …

3. кончик хвоста (1 – опущен; 2 – поднят) относительно основания
4. шлеи упряжи на крупе (0 – нет; 1 – одна; 2 - две) вертикальные
5. оперенье на шлеме (0 – нет; 1 – есть)
6. ножны от меча (0 – нет; 1 – есть)
7. шпоры (о – нет; 1 - •; 5 - пятиугольная звезда; 6 - шестиугольная звезда)
8. уровень поднятия меча (1 - на уровне головы; 2 - выше головы)
9.



http://www.skarb.khoz.ru/ii/13/4-12-01.jpg http://www.skarb.khoz.ru/ii/13/4-12-02.jpg http://www.skarb.khoz.ru/ii/13/4-12-03.jpg

.........................фото 1.............................................. фото 2 ............................................... фото 3

1. Передние ноги лошади:...........11 .........................................11......................................... 11
2. форма щита и рисунок … :........ 1 .......................................... 2 .......................................... 3
3. кончик хвоста:........................... 2 .......................................... 2 .......................................... 2
4. шлеи упряжи на крупе … :......... 1 ......................................... 1 .......................................... 1
5. оперенье на шлеме … :............. 0 .......................................... 0 .......................................... 0
6. ножны от меча: ........................ 0 .......................................... 0 .......................................... 1
7. шпоры:....................................... 5 .......................................... 1 .......................................... 1
8. уровень поднятия меча:........... 1 .......................................... 1 .......................................... 1
9.

http://www.skarb.khoz.ru/ii/13/4-12-04.jpg http://www.skarb.khoz.ru/ii/13/4-12-05.jpg http://www.skarb.khoz.ru/ii/13/4-12-06.jpg

.........................фото 4.............................................. фото 5 ............................................... фото 6

1. Передние ноги лошади:.............1 ...........................................1........................................... 1
2. форма щита и рисунок … :........ 4 .......................................... 5 .......................................... 6
3. кончик хвоста:........................... 1 .......................................... 1 .......................................... 1
4. шлеи упряжи на крупе … :......... 0 ......................................... 2 .......................................... 1
5. оперенье на шлеме … :............. 1 .......................................... 1 .......................................... 1
6. ножны от меча: ........................ 1 .......................................... 1 .......................................... 1
7. шпоры:....................................... 1 .......................................... 5 .......................................... 0
8. уровень поднятия меча:........... 1 .......................................... 2 .......................................... 2
9.

А теперь в отношении полугроша из каталога Саяускаса
http://www.skarb.khoz.ru/ii/13/4-02.1545a.jpg Форма щита: http://www.skarb.khoz.ru/ii/13/4-05k.jpg

1. Передние ноги лошади:.............1
2. форма щита и рисунок … :........ что-то среднее между 1 и 2
3. кончик хвоста:........................... 2
4. шлеи упряжи на крупе … :......... 2
5. оперенье на шлеме … :............. 0
6. ножны от меча: ........................ 1
7. шпоры:....................................... 1
8. уровень поднятия меча:........... 1
9.


Еще раз спрашивая, можем ли мы считать полугрош Саяускаса самостоятельным типом Погони или присоединить его к одному из выше описанных?
Может у Вас есть иные фотографии полугрошей 1545-1546, на которых есть иные отличительные признаки для описания типа Погони, предлагаю выставить их на обсуждение.
wiktor
03 апр 2013, 23:38
 
Перейти в форум
Перейти в тему

Re: Систематизация полугрошей Сигизмунда Августа

Продолжаю перебирать и пересматривать фото постепенно едет крыша
Похоже она съехала и у меня. Наверное надо взять тайм-аут.

Пока наши, глубокоуважаемые коллеги, догоняют свои уехавшие крыши, позволю себе поразмышлять над вопросом: а что такое тип изображения Погони?

Я не случайно выставил ряд полугрошей с 1546 по 1556 гг., хотел показать, что изображение герба Погони не было одинаковым в течение многих лет, а происходило постепенное изменение (как человек изменяется с годами: детство, молодость,… зрелый возраст). В середине XVI века Погоня переходит из династического герба Гедиминовичей в государственный герб Великого княжества Литовского. Наибольшие изменения происходили в те годы, когда происходили перемены в государстве или на монетном дворе появлялись новые люди: резчики штемпелей, минцмейстеры, управляющие или арендаторы.
Мы научились находить мелкие отличия на гербах, но самоцель не сравнить штемпеля (мы не проводим поштемпельный анализ), а найти знаковые отличия, произошедшие на монетах при реорганизации монетного производства.

Я считаю, что под типом Погони следует понимать ту «видимую часть айсберга» под которым находится определенный этап в истории производства полугрошей на монетном дворе – минце.
Резкое изменение рисунка герба Погони происходило не случайно, а под влиянием определенных событий, если мы о них ничего не знаем, это не значит, что их не было. Надо искать первоисточники, т.е. изучать историю монетного производства в ВКЛ.

Под типом Погони следует понимать – изображение герба, который использовался в определенный исторический этап монетного производства (при одном резчики штемпелей, минцмейстере, управляющем или арендаторе).

Мы должны выделить знаковый признак (или признаки), общий для всех монет этого исторического периода, но не встречающийся на иных монетах, а остальные мелкие отличия, меняющиеся во времени, считать второстепенными, т.е. не являющимися типоопределяемыми. Тогда резко уменьшится количество типов Погони, а выделение типа Погони будет обусловлено иконографией монеты и историческими предпосылками.

P.S. Напомню, что аналогично шла эволюция, т.е. менялись гербы на иных номиналах монет, битых в те годы. Появление ранее использованного герба на более поздних монетах (и наоборот) закономерно вызывает подозрение в правильности датировки этих монет. (Пример: выпуск «широких» трояков и шостаков 1562 г. с гербом, аналогичным с гербом на двуденариях 1570 г.)
wiktor
05 апр 2013, 19:44
 
Перейти в форум
Перейти в тему

Re: Систематизация полугрошей Сигизмунда Августа

Немного теории по поводу изготовление монетных штемпелей.

Напомню, что в годы правления Сигизмунда Августа (1544-1572) монетное производство находилось на высоком общеевропейском уровне. Монетные штемпеля никто не резал вручную. Вспомним, что винтовой пресс в европейском книгопечатании стали использовать сто лет перед этим, в середине XV в. Эта технология была перенята книжниками из монетного производства. Винтовой пресс использовали в монетном производстве, в первую очередь для изготовления штемпелей. Изготавливали пуансоны отдельных букв и рисунков гербов, которые с помощи винтового пресса поочередно вдавливали в мягкую, не закаленную, стальную заготовку образцового штемпеля. Высота букв могла немного «плясать» по высоте. В саму круговую легенду вдавливали ровно столько букв, сколько этих букв было задумано при разметке штемпеля. Это не случайное количество (сколько вместилось), а строго определенное. Случайностей здесь не было. Каждая новая партия монет, точнее каждую новую партию серебра, поступающего в минцу для передела в монеты, метили иным сокращением букв в конце легенды на обеих сторонах монет: L, LI, LIT, LITV, LITVA.

После завершения вдавливания нужного количества букв и гербов, штемпель подвергали термической обработке – закалке и небольшому отпуску, чтобы уменьшить его хрупкость и растрескивание. Металл становился твердым и мог служить матрицей для изготовления модельного штемпеля.

Мягкую заготовку модельного штемпеля вдавливали винтовым прессом в образцовый штемпель. Несовершенство производства и непостоянство качества металла позволяло получить очень не большое количество модельных штемпелей. На модельном штемпеле было нанесено изображение монеты, в привычном для нас виде. Штемпель подвергался доработке: выравнивали высоту букв и гербов, подправляли мелкие детали рисунка. (На более ранних монетах (XIV-XV вв.), для которых сразу готовили рабочие штемпеля (без копирования из модельных штемпелей), видна разная высота букв и деталей рисунков)
Затем снова закалка – отпуск металла.

http://www.skarb.khoz.ru/ii/13/4-16.jpg
Рабочие штемпеля для чеканки полугрошей Сигизмунда Августа (1544-1572) готовили аналогичным образом с помощью вышеописанных модельных штемпелей. Обычно, более сложный рисунок, т.е. занимающий большую часть поверхности штемпеля наносили на нижний штемпель. Сам штемпель был более массивным, с основанием большого диаметра и острым шипом для крепления в колоде. Верхний рабочий штемпель был в виде удлиненного цилиндра. При этом закалке подвергали только рабочую часть штемпеля, тыльная часть цилиндра была более мягкая и постепенно деформировалась в процессе штамповки.

Например, у скульптора, резчика по камню, рабочее зубило имеет «тыльник», по которому ударяют молотком, значительно пластичнее, мягче, чем твердость металла самого молотка, иначе будешь постоянно менять молоток, а не зубило.

Полугроши Сигизмунда Августа штамповали с помощью молотового снаряда для чеканки монет. Зная твердость монетной заготовки, площадь монетного кружка, высоту рельефа на монете, можно рассчитать необходимое давление при штамповке, т.е. рассчитать массу молота и высоту его подъема или же установив одно значение - высчитать вторую величину, но эта отдельная тема для иного нашего разговора .

P.S. Вы обратили внимание, что большинство монет (около 375 пробы ) того периода имели диаметр около 19-21 мм. все, что было больше требовало более мягкий высокопробный металл. Широкие гроши 1535-36, трояки и шостаки 1562 года имели очень плоский рельеф. Штемпеля не выдерживали больших нагрузок и быстро выходили из строя.
http://www.skarb.khoz.ru/ii/13/4-15.jpg

Если вы придерживаетесь иной точки зрения по этому вопросу, предлагаю высказать своё мнение.
wiktor
05 апр 2013, 19:55
 
Перейти в форум
Перейти в тему

Re: Систематизация полугрошей Сигизмунда Августа

... Кстати откуда пошло такое разделение? Кто был первоисточником?

Я думаю, что историю деления Погони на типы надо искать в работах первых нумизматов-исследователей первой половины XIX века. Это они предложили разделить Погоню на монетах Александра (Ягеллончика) Казимировича на два типа. Не утруждая себя описанием гербов на монетах, они нашли косвенные признаки. (Это как в физхимии - химические свойства описываются физическими параметрами) Они заметили, что каждому типу Погони соответствует определенное написание букв (M,N) в легендах. Появились полугроши с готическим шрифтом и ренессансным. (Известно, что в готической легенде букв написанных в стиле ренессанс больше, чем готических и наоборот.) Значит самоцелью было не определение шрифта, а указание на разное изображение герба Погоня.

В наши годы первыми начали указывать тип Погони литовско-американские нумизматы-исследователи Иванаускас ...
В нашем каталоге тип погони позаимствован из литовского каталога и доработан по нашему усмотрению. Нумерация Типа Погони была единой для всех номиналов монет Сигизмунда Августа. Точнее было дано направление для изучения, предлагалось продолжить описание типов изображения гербов Погоня и Орел.

... По нашей теме.
Понимаю, что Вы хотите сказать. Условно типы погони на полугрошах можно разделить на 7 типов. Это типы: 1-й (первый), 2-й, 3-й, 4-й, 7-й, 8-й и 9-й, как это сделано в каталоге "Монеты Великого княжества Литовского....".

Д. Гулецкий предложил разделить изображение Погони на полугрошах Сиг.Стар. на 18 типов и подтипов.
Я предложил обсудить целесообразность столь подробного деления.
Может имеет смысл выделить типы Погони для отдельных номиналов, указать мелкие подтипы и т.д.
Я не навязываю старое деление Погони на типы, а пытаюсь совместными усилиями найти оптимальный вариант.
Присоединяйтесь к обсуждению, выскажите свою точку зрения.
wiktor
06 апр 2013, 13:04
 
Перейти в форум
Перейти в тему

Re: Систематизация полугрошей Сигизмунда Августа

Виктор, по ходу пьесы вопрос про маточник: Вы точно уверены, что их изготавливали?
тогда для него пуансоны должны быть с вдавленными буквами и коротким сроком службы
и как потом выравнивали поле между буквами легенды, ведь там неизбежно должны были проявляться перепады уровня и границы между оттисками.

Историю технологии чеканки монет следует изучать только не на примере России , у нас средневековье закончилось в начале XVI века, а в России в начале XVIII века при Петре I.

Великое княжество Литовское в начале XVI века применила в своем монетном производстве самое современное (по тем временам) оборудование. Приглашались на работу в виленскую минцу специалисты из разных европейских монетных дворов, направляли своих учеников (представителей высших сословий) изучать металлургию, металлообработку и монетное дело в разные страны.

Изучение монетного дела ВКЛ следует производить на основе аналогии деятельности европейских монетных дворов, особенно у наших западных соседей. В первую очередь обращать внимание на технологию металлообработки существовавшей в те годы. В эту область нумизматы обычно не «залазят».

Несколько цитат из интернета:

... C изобретением молотового снаряда минцмейстеры сделали еще одно открытие, которое стало прорывом в технологии чеканки монет. Этим изобретением стало использование маточника монетного штемпеля, — своеобразного штемпеля для чеканки штемпелей. Путем ряда сложных технических процедур, высокопрофессиональные граверы изготавливали на торце стального стержня позитивное изображение аверса и реверса будущей монеты. Эти штемпели и служили маточниками для изготовления ряда абсолютно идентичных монетных штемпелей. По той же технологии, что и чеканка монет, на заготовки будущих штемпелей наносилось негативное изображение и после закалки они использовались для производства монет. Так появилась техническая возможность изготавливать сотни тысяч монет-близнецов. ...

http://muzeydeneg.ru/research/tehnika-chekanki-monet-ch-3-stanochnaya-chekanka-testonov-i-talerov/

... В XVI—XVII веках в Западной Европе для чеканки монет придумали так называемый молотовый снаряд. Специальная болванка-молот, закрепленная в вертикально поставленных салазках, канатом поднималась вверх, а затем, падая вниз, передавала кинетическую энергию чеканочному механизму.
Поскольку все активные и пассивные элементы четко фиксировались в заданных положениях, удавалось без особых проблем получить требуемое качество изделий, чего не всегда можно было достичь
при ручной чеканке. Но в процесс, который из-за трудоемкости замедлился, вовлекались к тому же
дополнительные работники, пусть даже и неквалифицированные.
Вскоре от использования сложного по тем временам, но весьма малопроизводительного механизма отказались. Увы, принцип его действия был использован затем в гильотине, где производительность
труда в расчет не принималась. Но это опять-таки к нашему разговору отношения не имеет.

Почти одновременно с молотовым механизмом в Аусбурге изобрели свой чеканочный станок, получивший название балансира. Он представлял собой винтовой пресс,
в котором чеканка монет осуществлялась за счет кинетической энергии балансиров, закрепленных на горизонтальной штанге, что передавалась посредством винта на верхний чекан. Создаваемое
им давление и позволяло получить требуемое изделие. Качество монет было отменным, а в остальном...

По сравнению с предыдущим технологическим процессом в данном случае потребовалось даже большее количество работников, а производительность их труда была не столь высока, чтобы новинка обрела право на повсеместное применение. ...

http://www.nbrb.by/bv/narch/393/11.pdf

С XVI - XVII веков технология изготовления штемпелей совершенствовалась, но в основе оставался все тот же принцип. Вот пару цитат из книги: Монетное дело. // Промышленность и техника. Энциклопедия промышленных знаний. том 6. Технология металлов. Второе издание. СПБ. 1896. стр. 614-616.

... Пунсон с рисунком вставляется в нижний конец винта … винтового пресса (зенкверк), снизу вкладывается заготовка штемпеля из мягкой стали. При многократном надавливании верхний пунсон постепенно переносит изображение на заготовку, в зеркальном виде. Легкие, часто повторяющиеся нажатия, постепенно углубляют рельеф рисунка. После каждых 7 – 8 вдавливаний поверхность заготовки становится твердой и хрупкой. Производят отпуск, путем нагрева, и продолжают копирование дальше. По окончанию, на заготовке обтачивают образовавшийся бортик, и поверхность штемпеля отшлифовывают. Производят разметку для нанесения букв и обводки. Твердыми стальными пунсонами выбивают буквы и кружки (обводку). Штемпель осторожно закаляют и отпускают на желтом цвете, тогда он готов к употреблению.

… получили образцовый штемпель, с помощью которого готовят модельный штемпель с выпуклым изображением

… с помощью модельного штемпеля получают чеканные штемпеля. Их приводят в надлежащую форму и закаливают. Они одинаковы с образцовыми штемпелями. При изнашивании чеканных штемпелей с помощью модельного штемпеля готовятся новые чеканные штемпеля.
wiktor
09 апр 2013, 00:14
 
Перейти в форум
Перейти в тему

Re: Систематизация полугрошей Сигизмунда Августа

Спасибо за вопросы, попробую отвечать по частям:

... во-1х, причем тут Россия? ее монетное дело я не рассматриваю и даже не касаюсь ...

Начнем с того, что термин «маточник» - это профессиональный сленг используемый российскими специалистами для описания способа изготовления штемпелей в их монетном деле. У остальных специалистов принято использовать термины: матрица, патрица, пуансон (пунсон), …
Например:
МАТОЧНИК — МАТОЧНИК, штамп для изготовления монетных штемпелей. На маточник наносился рельеф различных изображений, которые на штемпеле (при его изготовлении с помощью маточника) получались углубленными. Реже на маточнике выбивались пунсонами надписи,… … Энциклопедический словарь

... во-2х, "изучение монетного дела ВКЛ следует производить на основе аналогии деятельности европейских монетных дворов, особенно у наших западных соседей" - теза верная, но лишь до определенных пределов
Вы прекрасно знаете, что даже на разных дворах Речи Посполитой было разное оборудование, соответственно, техпроцессы различались
и по качеству продукции прекрасно видна разница, сравните, например, Ригу и Вильно или Мальборок и Олькуш
поэтому аналогии тут весьма относительны
кроме того, разные номиналы - разные тиражи и разное художественное и не только качество изготовления штемпелей и самих монет ...

В разные годы на разных европейских монетных дворах использовали разное оборудования для производства монет. Но любой специалист, изучающий монетное производство XVI века, без труда определит на каком оборудовании были изготовлены рассматриваемые монеты: штамповка, вальцовка, …

На каждом оборудование были свои штемпеля и свой способ их изготовления. Определенное оборудование позволяло изготовить определенные монеты.

Например: ранние литовские пенязи можно было штамповать вручную, а для штамповки Александровских полугрошей, имеющих больший диаметр, чем у пенязей и требовалось «ударить» посильнее. Нужно было «научиться» получать тонкий лист одинаковой толщины, а из него выбить круглые монетные заготовки одинакового диаметра. Чуть-чуть изменилась толщина листа и нужно будет выбивать кружки чуть-чуть иного диаметра. Масса каждого монетного кружка должна соответствовать установленной норме.

Качество, т.е. иконографические особенности монет, зависело от квалификации специалистов, их умения использовать имеющее оборудование. На каждом монетном дворе стремились увеличить производительность, уменьшить себестоимость, заменяли устаревшую технологию и оборудование на более совершенное. Кто-то менял технологию быстрее, кто-то медленнее. Я предлагаю сравнивать оборудование, на которых изготавливали монеты иконографически аналогичные с полугрошами Сигизмунда Августа.

Внимательно сравнив продукцию монетных дворов, т.е. монеты, можно точно определить на каком оборудовании они изготовлялись. Приношу извинения за общие рассуждения, но каков вопрос …

...поэтому я переформулирую вопрос с уточнениями:
есть ли информация по виленской минце по технологии изготовления полугрошей Сигизмунда Августа в плане изготавливались для их штемпелей маточники или нет? ...

На конкретный вопрос – конкретный ответ. Не сохранилось оборудование и штемпеля виленской минцы того времени. В архивах не сохранилось описание технологии изготовления полугрошей Сигизмунда Августа на Виленской минце.
В те годы это была очень секретная информация, которую знал очень узкий круг людей. Все, что сохранилось это монеты. Начинайте изучение с монет. Под большим увеличением можно рассмотреть следы обработки металла.

... и второй, вытекающий из первого:
если маточники применялись, что из себя представляли пуансоны для их изготовления?
вопросы отнюдь не праздные, поскольку именно тут заложено то самое типообразование самих полугрошей

Я уже два раза пробывал рассказать о процессе производства штемпелей и их копирование и доработку. Повторюсь. Считаю, что для изготовления рабочих штемпелей использовали промежуточный модельный штемпель, имевший выпуклое изображение рисунка и букв. Это был маточник для изготовления рабочих штемпелей.

Долговечность рабочих штемпелей это отдельная тема для нашего разговора. Существует разное мнение специалистов. Но я думаю, что штемпеля это было «узкое место» в процессе увеличения производительности (количества выпущенных монет), особенно для мелких монет (тонкая заготовка). Мелкие монеты стали делать методом вальцовки.

Каждая монета выпускалась для обслуживания определенного сегмента экономической жизни того времени. На появление и исчезновение монет определенного номинала (металл, проба, вес, диаметр, толщина ...) оказывало влияние множество факторов, в том числе применяемая технология изготовления монет, а главное - экономическая выгода их изготовления. Вы наверное заметили, что монеты на территории ВКЛ и Польши производились на каждый год и не в одном месте. Влияние оказывало и соотношение стоимости серебра к золоту, в каком городе серебро было дешевле или дороже.
Например: в западной Европе в середине XVI века серебро было намного дешевле чем в ВКЛ, а литовское зерно - наоборот. Вывозился хлеб и др. а привозное серебро делало более рентабельным местное монетное производство (по сравнению с иными городами королевства Польского).
wiktor
10 апр 2013, 00:28
 
Перейти в форум
Перейти в тему

Re: Систематизация полугрошей Сигизмунда Августа

т.е. Вы полагаете, что изображение на маточнике полностью и во всех деталях совпадало с тем, которое должно было быть на монете?

Полученный в незакаленном виде маточник подвергали доработке, устраняли мелкие дефекты, сглаживали, полировали и т.д. После закалки и отжига вновь чистили, шлифовали …
Полученные рабочие штемпеля также перед закалкой подвергали доработке …

Я только могу предполагать … я не стоял и не смотрел как это делалось, но глядя на монету через увеличительное стекло, лучше микроскоп на два глаза с увеличением 15-20 кратным, можно рассмотреть на монете не бывшей в длительном обращении, следы от обработки штемпелей.

К работе на виленской минцы неоднократно привлекали местных ювелиров, специалистов по обработке металлов – оружейников, часовых мастеров и др. Вспомним штемпель двуденария 1570 года работы ювелира Петра Платины.

А что вам известно о производстве золотых монет, информации в архивах нет. Не исключено, что непосредственное участие в их производстве принимали местные ювелиры, они выступали основными подрядчиками* по изготовлению монет, готовили монетные кружки, штемпеля, … но это тема для иного разговора, тем более, что на этой странице принято говорить только о полугрошах Сиг. Авг.

* подрядчик - Лицо или учреждение, обязавшееся по договору, подряду выполнить определенную работу.
wiktor
10 апр 2013, 23:34
 
Перейти в форум
Перейти в тему

Re: Систематизация полугрошей Сигизмунда Августа

Немного раньше (на 8 стр.) я процитировал выдержку из немецкой энциклопедии промышленных знаний середины XIX века, переведенную и много раз переизданную в России.
Там описывалось получение образцового штемпеля, с помощью которого делали модельный штемпель с выпуклым изображением, т.е. маточник. Напомню.
... Пунсон с рисунком вставляется в нижний конец винта … винтового пресса (зенкверк), снизу вкладывается заготовка штемпеля из мягкой стали. При многократном надавливании верхний пунсон постепенно переносит изображение на заготовку, в зеркальном виде. Легкие, часто повторяющиеся нажатия, постепенно углубляют рельеф рисунка. После каждых 7 – 8 вдавливаний поверхность заготовки становится твердой и хрупкой. Производят отпуск, путем нагрева, и продолжают копирование дальше. По окончанию, на заготовке обтачивают образовавшийся бортик, и поверхность штемпеля отшлифовывают. Производят разметку для нанесения букв и обводки. Твердыми стальными пунсонами выбивают буквы и кружки (обводку). Штемпель осторожно закаляют и отпускают на желтом цвете, тогда он готов к употреблению …

При изготовлении образцового штемпеля использовали пунсоны (патрицы) гербов, букв, разделительных знаков, круговой обводки – всё было с выпуклым изображением.

При изготовлении штемпелей мастер использовал свой набор пунсонов, которые делали на этом же монетном дворе. В начале работы минцы штемпеля и приспособления для их изготовления могли привезти вместе с мастером из другой минцы. У каждого мастера был свой стиль, свой почерк, по которому можно было определить, где и когда чеканили монету.

«Левую» продукцию минцы (а такая несомненно была) делали иными пунсонами и не ставили монетных знаков, изменяли дату и т.п. , чтобы не подставлять себя или иных мастеров. Встречаются высококачественные подделки того времени полугрошей Сиг.Авг.

Как делали сами пунсоны гербов, букв … или фальшаки полугрошей с эпохи - интересные темы для иного нашего разговора.
wiktor
10 апр 2013, 21:55
 
Перейти в форум
Перейти в тему

Re: Систематизация полугрошей Сигизмунда Августа

И всё таки, какой пресс был во времена Сигизмунда Августа - молотовый или винтовой?

В 2005 году, при подготовке к Международной нумизматической конференции в Раубичах (Учебный центр НБ РБ) на которой я хотел рассказать о деятельности монетного двора в Тыкоцине, я столкнулся с аналогичным вопросом.
http://www.skarb.khoz.ru/ii/13/4-15.jpg

Пришлось вспомнить о моей инженерной подготовке и полученных навыках работы с литературой. Произвел расчет молотового снаряда для чеканки полугрошей. В областной библиотеке нашел нужную мне литературу по металлообработке. Нашел нужные формулы, значение свойств металла …
Сначала рассчитал, с какой силой следует надавить на монетную заготовку полугроша, выполненную из серебра 375 пробы, прошедшую предварительный отжиг для большей пластичности, чтобы получить двухстороннее изображение требуемой глубины рельефа.

Рассчитал площадь, занимаемую на одной и второй стороне монеты, изображение герба, букв, обводки … (Напечатал на принтере монету, вырезал по контуру, взвесил на весах, вырезал все выпуклое, а остальное взвесил. Получил процент вдавленного к общей площади и пересчитал на интересующую нас монету).
Определил высоту выпуклого изображение, на сколько надо деформировать, вдавить металл с обеих сторон монеты.

Получив значение силы нажатия, т.е. давления на монетный кружок, приступил к проектированию молота по имеющимся рисункам. Следовало определить какой груз надо поднять на какую высоту, чтобы в нижней точке падения было создано необходимое давление.
На старом рисунке молотового снаряда подсмотрел, что рабочий молот (болванку) поднимают, не тянут веревку вручную, а нажатием ноги на петлю на веревке. Следовательно, высота подъема молота не будет превышать 0,7-0,8 метра (только высокий человек может поднять ногу выше). Если сильно нажать на поднимающую веревку молот может «подпрыгнут» вверх на около 0,5 м. и с этой высоты он упадет на закрепленный в держателе верхний штемпель. Высоту подъема нашли, осталось рассчитать вес рабочего молота. А затем в зависимости от его веса определяем количество работников, которые в течение целого рабочего дня (12-14 часов) должны были нажатием ноги поднимать рабочий молот. Это зависело от физических качеств работника, но, по моему, находилось в пределах 16-24 кг., т.е. в среднем около 20 кг. на одного человека. (15-20% от веса человека). Как видим на рисунке – поднимали рабочий молот несколько человек. В процессе чеканки предельную высоту подема и вес рабочего молота можно было регулировать в зависимости от требуемого давления на монетную заготовку.

Все мои расчеты где-то лежать у меня в бумагах, и я не стал их искать, решил ограничиться описанием самого процесса, оставив и вам возможность сделать расчет старого механизма для чеканки полугрошей.

Полугроши чеканили на молотовом снаряде. Низкопробные гроши 1535-1536, а также трояки и шостаки 1562 можно было отчеканить на этом же оборудовании. Но требовалось увеличить массу рабочего молота. При этом на монете получался плоский рельеф, происходила закалка поверхности монеты. Эти монеты становились очень хрупкие. Штемпеля быстро выходили из строя, растрескивались. Такой чеканкой могли заниматься только в условиях чрезвычайных обстоятельств.

Известно, что в 1564 году для нужд минцы в Тыкоцине был куплен дом, где, по-видимому, не только делали надчеканку на неаполитанские монеты, но поставили винтовой пресс, на котором чеканили полкопки. На ином оборудовании такие монеты не изготовишь. Все европейские талеры и иные крупные монеты делали на балансире - винтовом прессе для чеканки монет. Сила давления регулировалась весом балванок, подвешенных на перекладене и скоростью вращения.
Спустя несколько лет этот дом сгорел. Судьба оборудования не известна.

Выбор винтового пресса определялся необходимым давлением на монетную заготовку, но он однозначно имел меньшую производительность в количестве монет в единицу времени . Зато, если посчитать сумму отчеканенных денег в единицу времени , а, следовательно, и полученный доход от чеканки, то винтовой пресс был более производителен. Процесс производства монет включает значительный объем работы по изготовлению монетных заготовок… и много иных показателей, которые определяют, какой процесс производства монет был более рентабельным.
С учетом всех показателей следует задумать, какой процесс чеканки приносил больше дохода.
wiktor
12 апр 2013, 01:18
 
Перейти в форум
Перейти в тему

Re: Систематизация полугрошей Сигизмунда Августа

... Для каждого метода, "варштата" есть свои специфические, только ему присущее особенности.
Ну например: для штамповки вручную - соотношение аверсу к реверсу всегда будут отличаться друг от друга. Так? ...
Под словом «вручную» это когда на вбитый в колодку нижний штемпель кладешь монетную заготовку, одной берешь верхний штемпель и ставишь его на монетную заготовку, а второй рукой берешь кувалду и наносишь сильный удар? В этом случае соотношение осей аверса и реверса будут случайными.

При чеканке на молотовом снаряде верхний штемпель крепился в откидном держателе. Насколько жестко он был там зафиксирован, можно узнать, изучив кучку монет выбитых одной парой штемпелей. Однако, для достижения соосности штемпелей, верхний штемпель должен крепиться жестко и строго вертикально, чтобы центральные оси нижнего и верхнего штемпеля совпадали.

Для защиты штемпелей от несанкционированного удара молота (не положили монетную заготовку, не установили верхний штемпель и т.п.), должна была быть защита ограничивающая падения рабочего молота. Как она выглядела, я не знаю.
. Возможно, не положив монетный кружок на нижний штемпель и не прикрыв его верхним штемпелем нельзя было поднять вверх рабочий молот. Что-то мешало и которое устранял рабочий, убрав руки от штемпелей.
. Возможно молот фиксировался в верхней точке и тот, кто клал монетные заготовки нажав или дернув за что-то приводил его в движение, снимал ограничитель падения.
. Возможно, ограничение стояло в нижней точке, немного выше верхнего штемпеля и надо было убрать из рабочей зоны руку и сдвинуть ограничитель падения.
Технику безопасности соблюдали и в те времена . Вы наверное видели, как работают на прессе и т.п.
. Возможно, верхний штемпель, для равномерности износа тыльной стороны, специально переодически немного поворачивали и снова зажимали, фиксировали.

... Для монет выпущенных методом вальцовки - соотношение аверса к реверсу у разных мон. дворов будут также разными. Так?

Методом вальцовки чаще делали монеты самых мелких номиналов. Вальцовка для этих номиналов была более рентабельна, чем иные способы. На это оказывало влияние, низкопробность металла (около 10% Ag) и его твердость, малая толщина монеты, трудность отжига тонкой пластины …

Ранее, при получении листа нужной толщины его прокатывали между двумя вальцами. Любые дефекты на вале отпечатывались на листе. Это заметили и стали наносить на поверхность рабочих валов изображение штемпелей, которые были слегка овальные, вокруг которых наносили ямочки, для большего сцепления пластины и валов и равномерного прохождения пластины между вальцами, без проскальзывания в промежутках между штемпелями. Штемпеля выставляли строго друг напротив друга, сжимались до нужного расстояния, зазора между валами. В процессе вальцовки могла произойти выработка в шестернях крутящего механизма, которая приводила к смещению аверса и реверса относительно друг друга. Этот дефект можно найти на рижских солидах Сигизмунда Вазы и др. монетах.
Монеты выполненные методом вальцовки на всех монетных дворах имеют одну соосность штемпелей. В дальнейшем на некоторых дворах стали применять сменные, вставные в вал штемпеля, тогда соосность могла меняться на противоположную.

Кстати, усовершенствование метода вальцовки осуществили в конце XVII века в Саксонии. На нашей территории изготовлением монет по этой технологии занимался Людвиг Поцей. Это были литовские шестигрошовики 1706-1707 гг. с буквами L-P. По сохранившимся, слегка изогнутым монетам, имеющим и иные особенности, можно воссоздать принципиальную технологическую схему применяемого станка. Но это тема для иного нашего разговора, тем более на этой странице мы говорим о полугрошах.
wiktor
13 апр 2013, 00:37
 
Перейти в форум
Перейти в тему

Re: Систематизация полугрошей Сигизмунда Августа

я конечно извиняюсь, что влажу в тему, а как же вальцованые трояки Вазы 90-91 гг

Мы принимаем ваши извинения и вам прощаем, присоединяйтесь к нашему разговору. :D

Напомню о чем разговор: Методом вальцовки чаще делали монеты самых мелких номиналов. Вальцовка была более рентабельна, чем изготовление мелких номиналов иными способами .

В период правления Сигизмунда Вазы на виленской, гданьской, рижской, мальборкской … минцах применяли метод вальцовки для производства монет. Не всегда это были самые мелкие номиналы, например: у меня в коллекции лежит очень красивый гданьский грош Ст. Бат.(15)7-9. изготовленный методом вальцовки.

В Риге почти все номиналы монет делали методом вальцовки: солиды, полтораки, трояки, …

На виленской минце при Сиг.Вазе по этой технологии также изготавливали многие мелкие номиналы: двуденарии, солиды, гроши, полтораки и даже попытались в 1590-91 гг. делать трояки.
http://www.skarb.khoz.ru/ii/13/4-17a.jpg http://www.skarb.khoz.ru/ii/13/4-17r.jpg
http://www.skarb.khoz.ru/ii/13/4-18a.jpg http://www.skarb.khoz.ru/ii/13/4-18r.jpg
Вот так выглядели трояки 1590-1591 гг., о которых говорил «balu» Они немного отличаются по оформлению от иных трояков того времени. Чем было вызвано появление трояков, изготовленных по новой технологи, мне не известно. У Вас есть информация об этом инциденте – поделитесь с нами, но на другой "ветке", т.к. эта страница отведена полугрошам Сигизмунда Августа.
wiktor
16 апр 2013, 00:03
 
Перейти в форум
Перейти в тему

Re: Систематизация полугрошей Сигизмунда Августа

... немножко исправил страницу с полугрошами без года. Вот как она выглядит теперь. Как видите, мне не пришлось много менять по поводу типов погони, они просто идут как это есть у разных авторов.
Присоединяйтесь к обсуждению систематизации полугрошей Сигизмунда Августа.

Присоединяюсь! Хочу посоветоваться.
Некоторые авторы (и я в т.ч.) предлагали разделить изображение герба Погони на несколько типов (без деления на подтипы). Белорусский нумизмат-исследователь Гулецкий Д. описывая, полугроши Сигизмунда Старого, предлагает разделить изображение гербов: Погоня и Орел на типы и подтипы. (примерно так: 1; 2; 2a; 2b; …)

Может имеет смысл прислушаться к мнению нашего коллеги. Выделить не более десятка основных разновидностей изображения герба Погони на полугрошах Сигизмунда Августа, а все мелкие отличия сгруппировать в подтипы. Обозначить все известные варианты изображения герба Погони примерно так: 1.1; 1.2; 2.1; 2.2; 2.3; … т.е. не целыми числами и не числом и буквой, а цифра точка цифра. Принадлежность к типу и вариант в данном типе. При этом 1.0 такого нет, а есть 1.1 и т.д.

Теперь пойдем дальше. От закодированного описания изображения погони можно перейти к описанию самого штемпеля, путем добавления, через точку, варианта описания легенды и разделительных знаков. Последовательность описания легенды определяет исследователь, взяв за основу какой-то признак (знак отделяющий конец легенды от начала; сокращение последнего слова в легенде; …; …;) Например: ставим третью цифру – означающую верхний разделительный знак, затем ставит точку и добавляет цифру относящуюся к самой легенде и т.д.

Я предлагаю направление кодирования. Более конкретное наполнение, глубину описания монетного штемпеля, можно будет обсудить после принятия основного направления.
При этом код можно будет использовать с меньшей или большей «глубиной». Кому-то достаточно знать что это первый тип Погони (1.) другого интересует, что это второй подтип первого типа (1.2) более «продвинутому» нумизмату интересно знать, что первый тип Погони имеет второй подтип у которого вверху стоит разделитель «кракозябра» (1.2.1.) …
Значение кода позволяет выставлять (сортировать на компьютере) все вновь выявленные разновидности по установленному (заданному) порядку, не меняя ранее указанной нумерации.

Если вас это не заинтересовало (равнодушно отнеслись к предложенному или считаете это "бредом сивой кобылы" :ROFL: ), значит, вы ничего не поняли - это не для вас, вы относитесь к тем коллекционерам которых в первую очередь интересует: сколько стоит эта разновидность монеты? . :D
А те, кто желает высказать свое мнение, приглашаю к обсуждению. :beer:
wiktor
16 апр 2013, 23:03
 
Перейти в форум
Перейти в тему

Re: Систематизация полугрошей Сигизмунда Августа

... такую систему в свое время предлагали по чешуе, у Хроменкова по-моему мысля была. На тот момент отказался из-за громоздкости перспективы.

Я не навязываю, а зондирую, как такую систематизацию воспримут наши коллекционеры-исследователи. Понравится, попробуем использовать, хотя бы, для одного номинала одного правителя. А там видно будет.
wiktor
17 апр 2013, 00:01
 
Перейти в форум
Перейти в тему