Результатов поиска: 14

Вернуться к листу благодарностей

Re: Прыдарожныя крыжы

Поддерживаю, интересная тема!

1. Коробы, Ошмянский район.
http://savepic.su/1563589m.jpg

2. Десятники, Воложинский район.
http://savepic.su/1532869m.jpg

3. Богданово, Воложинский район.
http://savepic.su/1520581m.jpg

4. Михайловщина, Ошмянский район.
http://savepic.su/1559492m.jpg
http://savepic.su/1544132m.jpg

5. Окрестности Тюпишек (вроде бывший фольварок Куровщина, точно не помню), Ошмянский район.
http://savepic.su/1509316m.jpg

6. Тюпишки, Ошмянский район.
http://savepic.su/1516487m.jpg
http://savepic.su/1546183m.jpg

7. Каменица, Сморгонский район.
http://savepic.su/1567686m.jpg

8. Чухны, Сморгонский район.
http://savepic.su/1555417m.jpg
http://savepic.su/1538009m.jpg

9. Старые Боруны, Сморгонский район.
http://savepic.su/1563608m.jpg
http://savepic.su/1534936m.jpg
http://savepic.su/1527768m.jpg
http://savepic.su/1516504m.jpg

10. Лужище, Ошмянский район.
http://savepic.su/1556443m.jpg

На сегодня всё :smile:
Gedygold
10 мар 2012, 21:16
 
Перейти в форум
Перейти в тему

О СЕМАНТИКЕ ПРИВЕСОК_НОЖЕН

С позволения автора, нашего форумчанина Василия Коршуна (Kite) вашему вниманию статья
Коршун В. О семантике привесок-ножен // Родная старина. М., № 3. 2011. С. 8–10.

Василий, большое СПАСИБО за Ваш труд и за предоставленный материал!




О СЕМАНТИКЕ ПРИВЕСОК-НОЖЕН
Василий Коршун

Вопросы семантики этого типа привесок неоднократно поднимался в археологической литературе. А.В. Успенская (6, с. 116) увидела в них образ «звериной пасти», как «упрощенное изображение челюсти хищника» воспринимает подобные обереги Б.А. Рыбаков (4, с. 541), закрепив за ними название «лютый зверь» (4, с. 547). Подробно останавливалась на этом вопросе Н.Г. Недошивина, рассматривая данную группу как привески, имитирующие ножны, ножи и ножи в ножнах (1, с. 40). Однако она склоняется к тому, что это ножички, обосновывая данный выбор частым присутствием настоящих ножей в женских захоронениях (в том числе в составе наборов оберегов), в то время как настоящие ножны и ножи в ножнах редки. Исследователь также отмечает, что еще А.Б. Рыбаков обратил внимание на отсутствие ножей в захоронениях девочек (3, с. 20), и предполагает, что нож им полагался лишь по достижении определенного возраста, связывая это с началом трудовой деятельности. Однако, выяснить, почему встречаются ножи, ножны и ножи в ножнах и что означают эти привески, ей так и не удалось.
Целью данной статьи ставится задача разобраться, что же в действительности имитирует этот тип оберегов и какой семантикой предположительно обладает.
Все без исключения авторы отмечают в качестве прообраза славянских образцов привески-ножны из прибалтийской фино-угорской среды, бытовавшие в 10-11 вв. Экземпляры этих оберегов являются миниатюрной имитацией ножен, которые издревле применялись в Прибалтики, Финляндии и Скандинавии (Рис.1, 1 ) для ношения ножей, а местами бытуют и до сих пор. Сравнительный анализ показывает, что славянские миниатюры в основной своей массе с высокой степенью достоверности копируют либо просто ножны (Рис.1, 3-5 ,8, 9, 12 ), либо ножны с вложенным в них ножом (Рис.1, 6, 7, 11 ) и только в плоских пиловидных экземплярах допущена определенная степень стилизации (Рис.1, 10 ). Как справедливо заметила Н.Г. Недошивина, еще одна разновидность привесок (Рис.1, 13-16 ) является двойным изображением ножен в зеркальном отражении .
Так почему именно ножны копировали наши предки? На этот вопрос дает ответ до сей поры выпавший из поля зрения исследователей древний финский обычай, доживший в деревнях как минимум до конца 19 в. По древней традиции финнов девушка по достижении возраста вступления в брак, надевала на пояс пустые ножны от ножа. Желающий посвататься к девушке парень должен был подойти к ней и воткнуть свой нож в ее ножны. Наличие ножа в ножнах при следующей встрече означал согласие.
Если предположить, что эта семантика перекочевала на обереги славян, то неразбериха с ножами и ножнами легко преобразуется в стройную систему. Исходя из вышесказанного и анализируя характер славянских женских погребений с оберегами (2, с. 96-108), легко заметить, что девочкам подобные привески не предназначались, «девицы» носили ножны, а замужним женщинам – ножны с ножом или двойные ножны (Таблица 1). Как уже говорилось, в некоторых случаях роль миниатюр выполняли настоящие предметы. Таким образом данный тип оберегов являлся индикатором: замужем женщина или нет. К сожалению, из-за малого количества информации по первым двум возрастным группам однозначно подтвердить данную теорию пока не возможно.

Таблица 1
Возрастная группа Инвентарь
Ножны Ножны с ножом Двойные ножны Нож
Девочки - - - -
Девушки + - - -
Женщины + - - +
Женщины - + - -
Женщины - - + -
Женщины - - - +

Наличие этого типа привесок в составе наборов оберегов означает так же, что они носили вотивный магический характер. Учитывая, что старинное название ножен «влагалище», семантикой их вполне могут быть защита от безбрачия (ножны с ножом – защита брака), охрана здоровья детородных органов, плодовитость. Это полностью соответствует древним представлениям, по которым женщина воспринималась в первую очередь как мать, продолжательница рода. В этой ипостаси ее боготворили, ей поклонялись.
В заключении хотелось бы отметить, что ареалы основного распространения этого типа привесок, очерченные в работах Е.А. Рябинина (5) и Н.Г. Недошивиной (1), благодаря находкам последних лет, расширились до северных областей Украины на юге и бассейна Нерли Клязьминской на востоке. Так как основная масса находок происходит с территорий деревенских поселений, гипотеза Н.Г. Недошивиной о предназначении их лишь для погребального обряда представляется мало убедительной. Скорее всего, они, как и другие обереги, являлись составной частью праздничного костюма зажиточных деревенских жительниц.

http://savepic.su/1840182m.jpg
Рис. 1. Места находок: 1 – Готланд (7, Abb. 204, 6); 2 – Лапландия; 3 – Костромское Поволжье; 4 – Ленинградская область, Волосовский район; 5 – юго-запад Ленинградской области; 6 – Новгород (1, Рис. 1, 3); 7 – не известно; 8 – север Украины; 9 – Ивановская область, Гаврилово-Посадский район; 10 – Смоленская область, Дорогобужский район; 11 – Московская область, Орехово-Зуевский район; 12 – Брянская область, Дятьковский район; 13 – Тульская область, побережье реки Осетр; 14 – не известно; 15 – Ивановская область, Гаврилово-Посадский район; 16 – Московская область, Волоколамский район.
Материалы: 1-5, 7-10, 12-16 – медные сплавы; 6, 11 – кость.

Автор выражает благодарность всем оказавшим помощь при написании данной статьи

ЛИТЕРАТУРА

1. Недошивина Н.Г. Об одной группе древнерусских амулетов. // Труды ГИМ., Выпуск 82., М., 1993.
2. Недошивина Н.Г. Древнерусские амулеты в виде миниатюрных предметов быта и их роль в погребальном обряде // Труды ГИМ., Выпуск 93., М., 1997.
3. Рыбаков Б. А. Древности Чернигова // МИА, 1949, № 11.
4. Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси М, 1988.
5. Рябинин Е.А. Языческие привески-амулеты Древней Руси // Древности славян и Руси М, 1988.
5. Успенская А.В. Нагрудные и поясные привески // Очерки по истории русской деревни X-XIII вв. М, 1967, С. 88-112.
7. Thunmark-Nylen L. Die Wikingerszeit Gotlands. Bd. II. Typentafeln. Stockholm, 1998.
admin
03 май 2012, 23:02
 
Перейти в форум
Перейти в тему

Re: АТРЫБУЦЫЯ АНТЫЧНЫХ І ЎСХОДНІХ МАНЕТ

а теперь маленькая бомбочка)
Изображение Изображение
в общем, это галлы.. :oops:
а это наиболее близкий аналог, который удалось найти в нете:
http://www.wildwinds.com/coins/sg/sg0141.html
WildWind
22 май 2012, 12:49
 
Перейти в форум
Перейти в тему

Re: Прыдарожныя крыжы

д. Жаволки Копыльского района
Изображение

д. Качановичи Несвижского района
Изображение
Alexmak
10 июн 2012, 23:53
 
Перейти в форум
Перейти в тему

Re: Прыдарожныя крыжы

Сегодня вывезло мое семейство меня на мини-путешествие по Копыльского району. Был повод продолжить тему.... :smile:
Alexmak
10 июн 2012, 23:32
 
Перейти в форум
Перейти в тему

Re: Дохристианская письменность Киевской Руси.

Антинаучная редкостная хрень. Спасибо, давно так не смеялся. :lol:
redflag
30 май 2012, 09:25
 
Перейти в форум
Перейти в тему

Re: Ременная накладка.

Привет, Володя. Первая накладка - сердцевидна, с оконтовочкой - это хороший 10 век. Такие есть в Волжской Булгарии, Прикамье, Среднем Подонье. Слегка переработаный вариант был найден Лявданским в Заславском могильнике.

Вторая, это что-то местное, не ранее 12 века.
Gedygold
05 сен 2012, 10:31
 
Перейти в форум
Перейти в тему

Re: Ритуальный топор.

Вы што, сур'ёзна гэта абмяркоўваеце? :lol:
Людзі, ГЭТА нават тэарэтычна не магло быць сякераю. Звяртайце ўвагу ня толькі на форму, але і на матэрыял.
CUSTORZ
05 сен 2012, 15:24
 
Перейти в форум
Перейти в тему

Re: Атрибуция снаряжения всадника и боевого коня.

Увлекся я одной интересной категорией находок, а именно пластинами с фигурными вырезами по краям.
http://savepic.su/2407030m.jpg
(Пластины из коллекции Литовскго национального музея).
Как их только не атрибутировали - и пластинами от доспеха, и фрагментами наплечника, и фрагментами наруча, и накладками на ножны меча, и деталями стремени. Не буду вдаваться в подробности, но мне удалось доказать, что это не что иное, как застежки от шпор. И после этого начался сбор информации о находках таких пластин вВосточной Европе и Беларуси в частности. И вот в замечательной книге Э.М. Загорульского "Вищинский замок" натыкаюсь на такой вот снимок.
http://savepic.su/2377332m.jpg
Естественно, мне захотелось найти эту пластину живьем,т.к. литовские аналоги всегда были богато украшены серебром. Чем черт не шутит, может и тут будет?
Благо, доступ к пластине мне обеспечил уважаемый CUSTORZ , за что хотелось бы его от всей души поблагодарить!
И вот, она передо мной.
http://savepic.su/2408051m.jpg
С момента находки прошло более 30 лет и было видно, что родная поверхность без должной консервации местами "посыпалась", но в целом сохранность была удовлетворительная и я приступил к расчистке.
Волнительные пол часа работы и вот ОНО, то самое, к чему я так стремился - остатки серебряной инкрустации!
http://savepic.su/2366070m.jpg
http://savepic.su/2478473m.jpg
Через пару часов работы получилась вот такая картина:
http://savepic.su/2469257m.jpg

Ну а после обработки танином пластина стала выглядеть вот так.
http://savepic.su/2442632m.jpg
http://savepic.su/2408051m.jpg
http://savepic.su/2459019m.jpg
Как видим, способ орнаментации, технология (глубокие канавки, заполненые серебряной проволокой ограничивают площадь, покрытую тончайшей серебряной плакировкой) пластина из Вищина идентична хранящимся в Литве и происходящим из литовского грунтового могильника 13-начала 14 вв. Примечательно, что согласно летописным данным автор монографии выдвигает гипотезу об тождественности археологического Вищина с летописной Воищиной, которая в 1258 г. была уничтожен именно литовцами и союзными им полочанами ( во главе которых был приглашенный на княжение литовский кунигас Таутивил).: "Придоша Литва с Полочаны к Смоленску и взяша Воищину на щит".
Такая вот история.
:beer:
Gedygold
05 сен 2012, 23:33
 
Перейти в форум
Перейти в тему

Re: Прыдарожныя крыжы

1. Дайнаполь, Ошмянский район.
Изображение

2. Новосяды, Ошмянский район.
Изображение

3. Вроде тоже Новосяды, точно не помню.
Изображение
Gedygold
24 сен 2012, 22:00
 
Перейти в форум
Перейти в тему

Re: Прыдарожныя крыжы

Придорожная звонница с крестом на крыше,ничего подобного раньше не видел,вероятно призвана также как и придорожные кресты,выполнять сакрально-оберегающие функции,обнаружена в д.Камень Пинского района.
Стэфан
14 окт 2012, 23:50
 
Перейти в форум
Перейти в тему

Коршун В.Е. О символике трапециевидных привесок.

Коршун В.Е. О символике трапециевидных привесок // Альманах Домонгол 2, М., 2011

ТРАПЕЦИЕВИДНЫЕ ПРИВЕСКИ ДРЕВНЕЙ РУСИ.
ТИПОЛОГИЯ И СЕМАНТИКА

Василий Коршун


Первые находки трапециевидных привесок с «трезубом» относятся к последнему тридцатилетию XIX в. и вот уже на протяжении более чем ста лет ученые спорят о том, что олицетворяют изображенные на них символы. Большинство исследователей отмечают схожесть композиций со знаками на княжеских сребряниках XI в., из чего делают выводы о принадлежности изделий особо уполномоченным князей. Данная версия имеет ряд слабых сторон, главными из которых являются следующие. Во-первых, существует много других предметов со сходной символикой и нахождение ее на них с этой точки зрения не всегда объяснимо, учитывая то, что часть их происходит со скандинавских территорий и имеет единовременные, а порой и более ранние датировки, нежели вышеуказанные монеты. В качестве яркого примера этого могут служить найденные в Швеции элементы поясного и сумочного наборов X в., о которых указывает в своей работе С.С. Ширинский (12). Во-вторых, существует большая группа орнаментированных подобным образом привесок из захоронений ливов, идущих в комплексе с наборами амулетов (См. рисунок-застаку). Данный факт ставит под сомнение гипотезу о подражании княжеского символа, предполагая сакральный, магический смысл изображений.
Целью данной статьи является попытка выявить семантическую нагрузку трапециевидных привесок с характерной для них символикой, для чего видится целесообразным произвести систематизацию сведений об экземплярах, найденных на территории Древней Руси.
На данный момент по печатным публикациям и сведениям из Интернета автору известно о находках девятнадцати привесок с «трезубом», найденных на указанной выше территории. При кажущейся с первого взгляда разнице в декоре существует ряд сюжетных повторений, встречаемых на нескольких предметах, что позволяет произвести типологическое деление обсуждаемого материала.
Тип 1. Привеска трапециевидная. На лицевой стороне изображена композиция в виде «двузуба», в центре которого помещен ключ. В центральной части оборотной стороны располагается пятиугольник с двумя вогнутыми нижними сторонами. Верхняя часть его увенчана головой птицы влево с четырехчастной композицией над ней. Оглавие в виде плоского ушка. Серебро, штамповка, чернь. Середина – вторая половина X в. Известна в единственном экземпляре (Табл. 1, 1). Место находки – Псков (11).
Тип 2. Привеска трапециевидная, с выступом в середине нижней грани. На лицевой стороне изображена композиция в виде «трезуба». Оборотная сторона не орнаментирована. Оглавие в виде плоского ушка. Бронза, литье. Вторая половина X- первая четверть XI в. Известны два экземпляра (Табл. 1, 2 а,б): из Новгорода (10, рис. 11, 1) и Черниговской области.
Тип 3. Привеска трапециевидная, с выступом в середине нижней грани. На лицевой стороне изображена композиция в виде «трезуба». На оборотной стороне помещено изображение также напоминающее «трезуб», центральный выступ которого имеет округлое завершение. Оглавие в виде плоского ушка. Бронза, литье. XI в. К этому типу относятся шесть привесок: две (Табл. 1, 3 а, б) – из Киевской области, одна (Табл. 1, 3 в) – из сопки в урочище Победище близ Ладоги (8), одна (Табл. 1, 3 г) – из Новгорода (10, рис. 11, 2), одна (Табл. 1, 3 д) - из окрестностей Киева и еще одна (Табл. 1, 3 е) – с Рюрикова городища.
Единственный известный экземпляр привески данного типа, найденный за территорией Древней Руси, происходит из Латвии, с Даугмальского городища (6, рис. 34, 1).
Тип 4. Привеска трапециевидная, с выступом в середине нижней грани. На лицевой стороне изображена композиция в виде «трезуба», центральная часть которого выполнена в виде вертикального набора элементов декора типа «ласточкин хвост». На оборотной стороне помещен растительный орнамент с двумя опущенными стеблями по бокам и крином, центральный выступ которого имеет округлое завершение. Оглавие в виде плоского ушка. Медные сплавы, литье. XI-XIV вв. К этому типу относятся три привески: одна (Табл. 1, 4 а), выполненная из оловянистой бронзы - из Смоленской области и две бронзовые (Табл. 1, 4 б, в) – из Псковской и Минской областей.
Тип 5. Привеска трапециевидная, с выступом в середине нижней грани и двумя заполненными завитковым орнаментом «ушками» в углах верхней части. На лицевой стороне изображена композиция в виде «трезуба», центральный выступ которого имеет округлое завершение в ромбе. На оборотной стороне помещен орнамент в виде вертикального набора элементов декора типа «ласточкин хвост». Оглавие в виде ушка. Медные сплавы, литье. XI-XIV вв. К этому типу относятся три привески: две из оловянистой бронзы (Табл. 1, 5 а, б) - из Витебской и Могилевской областей и одна бронзовая (Табл. 1, 5 в) – из бассейна реки Волхов, Новгородской области.
Типы 4 и 5 относятся к древностям ливов XI-XIV вв. В 1985 году находок подобных привесок на территории Латвии уже насчитывалось двадцать пять (7, С. 180), причем двадцать из них приходилось на женские и детские погребения. Для Древней Руси они, по всей видимости, являются импортом.
Тип 6. Привеска трапециевидная, с выступом в середине нижней грани. На лицевой стороне изображена композиция в виде «трезуба», центральный выступ которого имеет четырехчастное завершение между двух побегов. Объем оборотной стороны заполнен изображениями крылатого существа над зверем. Оглавие в виде плоского ушка. Бронза, литье. XII в. Известна в единственном экземпляре (Табл. 1, 6). Место находки – Волынская область.
Тип 7. Привеска трапециевидная, с округлой нижней гранью. На лицевой стороне изображена композиция в виде перевернутого «трезуба», на верхней грани которого находится четырехчастная композиция между двух побегов. На оборотной стороне помещен орнамент в виде перевернутого «трезуба», центральный выступ которого имеет округлое завершение. На верхней грани «трезуда» между двух побегов находится четырехчастная композиция с сидящей на ней птицей. Оглавие в виде ушка. Бронза, литье. XII в. Известна в единственном экземпляре (Табл. 1, 7). Место находки – Белгород.
По схожести орнаментации к данной группе можно отнести некоторые монетовидные привески.
Тип 8. Привеска монетовидная. На лицевой стороне изображена композиция в виде перевернутого «трезуба», центральный выступ которого имеет криновидное завершение. Оборотная сторона гладкая. Оглавие в виде ушка. Оловянистая бронза, литье. XII в. Известно четыре экземпляра, отлитые с одной модели (Табл. 1, 8 а-г): а – из Киевской области; б,в – из Брянской.
Обращаясь к семантике данного типа привесок, будем исходить из того, что поставка во главу угла первичности знака на монете, как исконно княжеского атрибута, является ошибкой, и как альтернативный рассмотрим вариант использования князем популярного в то время символа для своего «герба».
Что же тогда могла обозначать данная символика, столь широко распространенная в Скандинавии, Прибалтики и на Руси? Центральной и общей для космогонических представлений всех перечисленных групп, безусловно, является образ Древа Жизни или Мирового Древа. Характерными для скандинавской мифологии атрибутами его являются три части: Орел-небо (или Вальхала) вверху, центральный ствол (Мидгард) и подземный мир со змеями (Хель). Проанализируем изображения привесок с этой точки зрения.
Первая – безусловно, скандинавского происхождения. На псковском экземпляре в середине «двузуба» изображен ключ, типичный для варягов X в. (15, Abb. 335b, 347b), семантика которого в данном контексте пока не ясна. Оборотная сторона украшена изображением пятиугольника с двумя вогнутыми нижними сторонами, в верхней части которого красуется голова птицы влево с четырехчастной композицией над ней (Табл. 1, 1). Как резонно заметил в своей Интернет-публикации А.Ю. Чернов (11), подобное изображение встречается на датских монетах 940-х гг.
Обращаясь к вопросу семантики обсуждаемых предметов нельзя обойти вниманием уникальную находку из Рождественского могильника в Прикамье (3). Это серебряная литая трапециевидная привеска, на лицевой стороне которой изображена композиция в виде «трезуба», а на оборотной – изображение молота Тора рукоятью вниз (Табл. 1, 9).
Привески, которые у исследователей принято называть «молотами Тора», были широко распространены в Скандинавии в X – начале XI в. Для филигранно-зерненых представителей этого типа оберегов (Табл. 2, 1, 2) характерно исполнение оглавия в виде головы птицы с большими глазами, а нижнюю часть украшают завитковые композиции, напоминающие клубок змей. На одном из черневых экземпляров привески (Табл. 2, 3) образ змея виден явно. Таким образом, в орнаментации «молотов Тора» присутствуют все три, причем, явно выраженные части, характерные для Мирового Древа (орел, ствол и змеи) и, возможно, посредством изображения одного из них на привеске эта смысловая нагрузка передавалась на нее.
Изображенный на прикамской привеске (Табл. 1, 9) «молот» по оформлению завершения рукояти близок к «Мельниру» из погребения 750 в Бирке (Табл. 2, 4). Самые поздние монеты в этом захоронении относятся к первому десятилетию X в. (13, С. 267-272;14, Taf. 104, 4), исходя из чего, находка из Рождественского могильника может быть датирована X в. Учитывая то, что с данным регионом у Древней Руси в указанный период не было прямых контактов, скандинавское происхождение предмета не вызывает сомнения.
Проводя сравнительный анализ некоторых элементов форм трапециевидных привесок и «молотов Тора», легко отметить, что для большинства экземпляров и тех и других характерной особенностью являются выступ и прогнутые грани на нижней части. Таким образом, в изображении пятиугольника с птичьей головой на оборотной стороне псковской привески (Табл. 1, 1) угадывается тот же «молот» с семантикой Мирового Древа. Кроме того, существовали разновидности «молотов Тора» в форме трапеции (Табл. 2, 5), выполненные из железа (Бирка, погребение 985, Х в. (13, С. 411-412; 14, Taf. 105, 1)). Из вышеизложенного напрашивается предположение, что бронзовые трапециевидные привески могли являться славянскими и финно-угорскими подражаниями данного типа амулетов. Подобное не является новшеством, так как известны славянские подражания щитовидных, кресаловидных и прочих скандинавских серебряных привесок, выполненные в бронзе.
В композициях привесок Типов 3 и 4 (Табл. 1, 3 а-е; 4 а-в) характерной особенностью является наличие округлого завершения центрального «зубца» на оборотной стороне. Причем, основываясь на трактовках символики, представленных в работе академика Б.А. Рыбакова (9), в изображениях Типа 4 явно просматривается стадия прорастания с одной стороны и цветения и опыления с другой. Это полностью согласуется с многогранной семантикой Мирового Древа с ее цикличностью обновлений, единством смерти и жизни, мужского и женского, своеобразным северным вариантом Инь-Ян. Сходные мотивы видны и в Типе 6 (Табл. 1, 6), где в переплетениях крылатого существа и зверя с оборотной стороны просматривается единство и борьба земли и неба. Орнаментация лицевых сторон Типов 5 и 8 представляет собой как бы объединенное изображение обеих сторон Типов 4 и 5. Интересно, что пока семантически не определенный декор оборотной стороны Типа 6 имеет аналоги на рукояти «молота Тора» (Табл. 2, 4) и среди элементов поясного набора (Табл. 2, 8).
Тип 7 (Табл. 1, 7) отличается от всех перевернутыми изображениями «трезубов» и наличием четырехчастных композиций среди двух побегов на обеих сторонах, причем на одной из них она увенчана птицей. Вполне возможно, что на передний план здесь выходят три корня Мирового Древа, символизирующие Хель, ствол передан четырехчастной композицией, ну а о роли птицы лишний раз упоминать нет необходимости. Следует отметить, что символ четырехчастной композиции среди двух ростков был популярен не только среди языческих слоев населения. Он широко распространялся христианской церковью, которая позиционировала его как то же Древо Жизни, но уже библейское, из Эдемского сада. Данный сюжет известен в среде исследователей христианского искусства как «крест на крине».
Как видно из всего вышесказанного, символ «трезуба», олицетворявшего Мировое Древо, благодатно воспринимался многими народами и религиями, и вполне естественно, что именно его выбрал князь для усиления централизации своей власти. Сопоставление себя с основным объектом поклонения было характерным для правителей того времени. Дальнейшее развитие родового княжеского знака шло своим чередом, а орнаментация привесок изменялась под влиянием совсем других факторов.
Принимая данную концепцию, отпадает нужда объяснять, каким образом ременные бляшки со знаками Рюриковичей (Табл. 2, 7) попали в погребение 93 в Бирке (13, С. 41-42; 14, Taf. 91, 1). Ведь на них, как и на наконечнике из Черниговской области (Табл. 2, 9), мы видим классическую в представлении скандинавов картину мира: ясень Иггдрасиль с огромным орлом наверху и подземным Хелем внизу. Правда, в шведском случае над ветвями древа может быть изображена и Вальхалла (2), что не противоречит скандинавской космогонии эпохи викингов. Не вызывает недоумения и орнаментация на чаше ложечки (Табл. 2, 10) из села Доброго Суворовского района Тульской области. По имеющимся данным о сопутствующем материале (дирхем второй половины Х в., обломок семилопастного височного кольца малого размера с каплевидными лопастями, первой половины XII в.) данный экземпляр может быть датирован концом X - началом XII в. Сакральный декор чаши, несущий семантику возрождения и омолаживания, говорит о том, что ложка применялась, скорее всего, в знахарских целях. Не надо тогда давать ответы на ряд других возникающих вопросов: почему основная масса предметов выполнена в медных сплавах и достаточно просто, будто бы князь специально экономил на своих сподвижниках; почему ливам понадобилось имитировать символ князя соседнего государства, да еще и класть его в погребение в наборе с другими амулетами и т.п.
В заключении хочется отметить, что данная в статье теория, несмотря на логичность умозаключений, врядли сразу найдет поддержку у ученых, так как не у многих хватит смелости признать ошибочной версию, над которой они многие годы беззаветно трудились. Однако дальнейшее развитие истории все расставит на свои места.

Автор рисунков Кирилл Завражных


ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ


1.Белецкий С.В. Лично-родовые знаки князей-Рюриковичей на металлических подвесках XI в. // Ruthenica, № 1, Киев, 2002
2.Бирлов В.Ф. Скандинавская поясная накладка // Родная Старина, №2, 2009, С. 6-9
3.Крыласова П.Б. Подвеска со знаком Рюриковичей из Рождественского могильника // РА., № 2, 1995., С. 195
4.Молчанов А.А. Верительные знаки киевских князей и древнескандинавские // ТД X СК, М, 1986, С. 185
5.Молчанов А. А. Подвески со знаками Рюриковичей и происхождение древнерусской буллы // ВИД, № VII, 1976, С. 74, 75
6.Мугуревич Э.С. Восточная Латвия и соседние земли в Х-ХIII в. Экономические связи с Русью и другими территориями. Пути сообщения Рига, 1965, С. 87
7.Назарова Е.Л. Из истории взаимоотношений ливов с Русью (Х-ХI вв.) // Древнейшие государства на территории СССР. Материалы и исследования М, 1986, С. 177-184
8.Петренко В.П. Раскопки сопки в урочище Победище близ Старой Ладоги // КСИА, Вып. 150, М., 1977
9.Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси М, 1988
10.Седова М.В. Ювелирные изделия Древнего Новгорода (X-XV вв.) М. 1981
11.Чернов А.Ю. В Старой Ладоге найден герб Рюрика? http://chernov-trezin.narod.ru/GerbRurika.htm
12.Ширинский С.С. Ременные бляшки со знаками Рюриковичей из Бирки и Гнездова. // Славяне и Русь. - М., 1968
13.Arbman H. Birka I: Die Gräber. Tafeln. Stockholm — Uppsala, 1940
14.Arbman H. Birka I: Die Gräber. Tafeln. Stockholm — Uppsala, 1943
15.Thunmark-Nilen L. Die Wikingerszeit Gotlands
admin
23 окт 2012, 20:51
 
Перейти в форум
Перейти в тему

Re: А вы верите в привидения?

Вообще, судя по количеству историй о казненных разными "гуманными" способами, можно сделать вывод, что в Гольшанском замке живут одни только привидения. Ан нет, тут еще всякие зверюшки водятся, и в 14 веке тоже водились, чему есть документальное подтверждение :smile:
ГОльшаны след волка.JPG
ГОльшаны след лисы.JPG
Анюта
01 ноя 2012, 00:16
 
Перейти в форум
Перейти в тему

Re: Вопрос про ушко

Схема изготовления следующая:
1. Изготавливалась мастер-форма (жесткая форма или по оттиску образца пластичная форма (глина)).
2. Мастер-форма заполнялась воском. В случае привесок к восковой модели приделывали ушко с просверленным отверстием, в случае накладок - штифты и т. д. Затем приделывался литник и выпар(ы). Остатки литников видны на обеих ушках.
3. Вся восковая конструкция покрывалась глиной (несколько способов).
Далее по традиционной технологии литья по восковой модели с потерей формы.
Кстати, на фото видно, что ушки на самом деле не кованные а "вылепленные". Кто лепил хотя бы пластилин легко обнаружит характерные погрешности этой технологии. Встречаются экземпляры с отпечатками пальцев мастера.

P. S. На сколько мне известно, в то время металл сверлить еще не умели.
Kite
24 апр 2013, 13:13
 
Перейти в форум
Перейти в тему